В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

12.04.2014
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Митяев Олег Григорьевич
Авторы: 
Митяев Олег

Источник:
Митяев, О. Авторская песня вернется с повышением уровня образования граждан / О. Митяев // Известия. – 2014. – 9 апр.
 

Авторская песня вернется с повышением уровня образования граждан

Народный артист России Олег Митяев – о том, почему сегодня песенно-поэтические форумы не проводят на многотысячных площадках

 

 

11 апреля в Москве пройдет Фестиваль песни и поэзии под девизом "Крепитесь, люди!". Инициатором акции стал единственный отечественный бард, носящий звание народного артиста России – Олег Митяев. В преддверии события с ним пообщался обозреватель "Известий".

 

– По сути и составу участников Фестиваль песни и поэзии предназначен для меньшей и не столь пафосной площадки. Но ты выбрал огромный "Крокус Сити Холл".

 

– Можно, конечно, сказать о тоске по стадионам, которые когда-то собирали наши поэты и барды-шестидесятники. Но, если честно, дело прежде всего в хорошем отношении к нам со стороны руководства зала. Здесь в свое время состоялся концерт, посвященный Юрию Визбору. В тот момент у его вдовы, Нины Филимоновны Визбор, сложилась непростая ситуация с поддержкой данного мероприятия, и в "Крокусе" пошли ей навстречу, не взяли арендную плату и вообще сделали всё возможное, чтобы тот традиционный вечер состоялся. Мне подумалось, почему бы и наш фестиваль не провести в этом зале?

 

Хотя понимаю, отчего многим кажется странным, если не абсурдным, устройство песенно-поэтического форума на многотысячной площадке. К сожалению, за последние 10–15 лет у нас практически вытравили аудиторию, которой позарез необходимы стихи Пастернака, Цветаевой, Ахматовой или песни Окуджавы, Клячкина...

 

Когда в России "открыли клапаны", в авторскую песню с одной стороны засосало много случайных людей, но с другой – она пережила очередной свой бум. На нее возникла мода. Сегодня она может вернуться только с повышением уровня образования наших граждан. Но пока образовательная сфера у нас в плачевном состоянии.

 

– И всё же ты рассчитываешь не только на зрелую публику, которая придет в "Крокус" вновь услышать корифеев бардовского цеха: Городницкого, Кима, Сухарева, Сергеева, но и на молодое поколение, ценящее, скажем, Веру Полозкову. Ее приглашение – знак того, что фестиваль реагирует на происходящее в отечественной поэзии здесь и сейчас?

 

– Я в восторге от того, что делает Вера. Пожалуй, она для меня сейчас номер один из молодых русских поэтов, которых я знаю, читал. Примерно на такую планку качества и ориентировался, когда мы формировали состав участников вечера. И еще учитывал свой разговор с музыкальным продюсером "Первого канала" Юрием Аксютой. Собственно, после того общения у меня и появилась идея нынешнего фестиваля.

 

Аксюта пригласил меня в жюри телешоу "Универсальный артист", где хотели объединить шансон и авторскую песню. Туда еще позвали Любовь Успенскую, Стаса Михайлова, Трофима. Я постарался объяснить, что шансон, в том виде, в каком он сейчас у нас существует, и авторская песня – кардинально разные вещи. И предложил провести отдельный Фестиваль песни и поэзии, которой бы снял "Первый канал".

 

Когда всё завертелось, я понял, что ТВ всё равно ориентировано на то, чтобы в концерте появились какие-то медийные лица. А медийные лица это скорее направление не вглубь, а вширь. Поэтому я, как могу, пытаюсь лавировать в программе фестиваля между глубиной и шириной. Хочется, чтобы всё настоящее в нашей авторской песне было услышано и увидено большой аудиторией.

 

И чтобы это было не про "костры и палатки", хотя лично меня такая тематика и не напрягает, а только радует. Но пусть прозвучат образцы иной поэзии. Мы по молодости мечтали, чтобы наш шансон походил на французский. Чтобы в нем слышались контрабас, рояль... Вот к этому потихоньку и шагаем. И пусть такая музыка в эфире "Первого канала" будет сопровождать песни на стихи Ахматовой, Вертинского, Новеллы Матвеевой, Юнны Мориц.

 

– Помимо твоего лавирования, жизнь сама по себе вносит коррективы в афишу концерта. Кто-то из уже анонсированных артистов, видимо, 11 апреля на сцену не выйдет, зато появятся необъявленные имена, так?

 

– Вполне вероятно. Вот Валентин Иосифович Гафт планировал выступить сам и еще написать некие четверостишия для участников концерта. Но сразу после операции у него вряд ли найдутся силы это исполнить. Тем не менее, мы надеемся, что он к нам всё же придет. Под вопросом пока и участие Алексея Баталова, который хочет почитать на вечере ахматовские стихи – в год 125-летия со дня ее рождения.

 

Зато Андрей Макаревич собирается спеть песни Александра Галича из своего недавно записанного альбома. Гоша Куценко, сочиняющий интересный рэп, тоже, надеюсь, выступит. Не получалось изначально договориться с Тамарой Гвердцители. У нее уже был сверстан гастрольный график. Но сейчас отменились ее концерты на Украине, и теперь она исполнит на нашем фестивале песни Окуджавы.

 

– Давай еще по списку. В концепцию твоего феста вполне бы вписался популярнейший Тимур Шаов.

 

– Мы его пригласили. Но, скорее всего, он не сможет участвовать. Лично я был бы счастлив его видеть.

 

– А Алексей Кортнев, Юрий Шевчук?

 

– Кортнев у нас рассматривался, но у него в этот день другие планы. Шевчука увидел бы с той же радостью, что и Шаова, но, полагаю, он не пойдет. Мне так кажется. У нас с Юрием хорошие отношения. Тем не менее, от нескольких мероприятий, на которые я его ранее приглашал, он, скажем так, мягко уклонился. Впрочем, надеюсь, фестиваль станет традиционным и все, о ком ты упоминаешь, еще на нем выступят.

 

У нас масса неохваченных имен. В этот раз, например, не прозвучит поэзия Есенина, лишь вскользь коснемся стихов Бродского. Хорошо, что придет Вениамин Смехов и своим чтением отчасти восполнит пробелы в нашей программе в отношении ряда потрясающих поэтов. Но всё равно регламент не позволяет превратить действо в марафон.

 

И мы сосредоточимся на юбилярах нынешнего года, который в этом смысле чрезвычайно урожайный. 80-летия со дня рождения Евгения Клячкина, Юрия Визбора, Ады Якушевой. Недавно отметил такую дату Владимир Дашкевич, осенью этот юбилей встретит Новелла Матвеева. Сергею Никитину 70...

 

– Его я, к слову, тоже в афише фестиваля не заметил.

 

– Он как раз из тех, кто считает, что для фестиваля выбрана неподходящая площадка. И выступать там отказался. Хотя мы предлагали ему просто спеть любые собственные песни и не проповедовать ничего, противоречащего его взглядам. Опять-таки, надеюсь, что и он в следующем году, возможно, согласится к нам прийти. Посмотрят сомневающиеся, как всё пройдет, поймут, что мы никем не ангажированы, и изменят свое отношение к проекту.

 

– Никитин уже простил тебя за "опопсение"? Он ведь когда-то четко заметил, что ты перестал принадлежать жанру авторской песни.

 

– Я скажу о другом человеке, который никогда не называл себя интеллигентом, о Булате Окуджаве. Мне всегда импонировала его особенность: всячески поддерживать стремление человека образовываться и развиваться. Кажется, на этой почве мы с ним и сошлись, встречались, общались. Ну, а есть воинствующие интеллигенты, которые не готовы воспринимать стремящихся развиваться физкультурников. Вот так я отвечу на твой вопрос.

 

– Помимо акции "Крепитесь люди", скоро придет черед и очередному Грушинскому фестивалю, где ты постоянный гость и один их хедлайнеров. Вокруг знаменитой "Грушинки" уже давно идут судебные тяжбы и всяческие разборки. Вроде даже к министру культуры обращались с данной проблемой.

 

– Да, 7 лет назад с "Грушинкой" случилась беда. И, мне кажется, нынешний министр культуры пока еще не полностью разобрался в том, что произошло. Зато я теперь совершенно точно уверен, что речь идет о рейдерском захвате легендарного фестиваля. Появился "черный человек" – племянник покойного Валерия Грушина Михаил Грушин, который подмял под себя авторскую песню во всей стране.

 

Я встречался и с министром, и с губернатором Самарской области. Надеюсь, мы сообща сумеем вернуть "Грушинку" к той прекрасной идее, с которой она начиналась. И в этом году всем ветеранам нашей авторской песни предоставят возможность провести фестиваль в старых традициях, на прежнем месте. А молодые бойкие люди, которые вторглись в данные проект с желанием подзаработать, пусть проводят где-то еще свой фестиваль. Волга – длинная.

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017