В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.10.2014
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Соколов Дмитрий

Источник:
Соколов, Д. Как надежна земля. Воспоминания составителя / Д. Соколов. – URL: http://www.ksp-msk.ru/page_466.html (дата обращения 5.10.2014).
 

Как надежна земля. Воспоминания составителя

КАК НАДЕЖНА ЗЕМЛЯ. Песенник. – Москва, "Музыка", 1969. – 128 с., с нотами мелодии и аккордами. Составитель Д. Соколов. В подготовке сборника принимали участие: И. Шаталина, Б. Круглов, О. Сазанова, К. Бромлей, И. Ковалева, Н. Таубкина, Л. Малышкина, С. Чесноков.

Редактор М. Егиков. Лит. редактор Р. Рапопорт. Худож. редактор Ю. Зеленков. Техн. редактор И. Левитас. Корректор Э. Полинская.

Подписано к печати 24.09.1969. Печ. л. 4,0. Тираж 200 000 экз. Цена 39 к.

[Кажется, было несколько переизданий, но сведений об этом не было принято указывать в выходных данных. Но помню – была бро-шюровка в виде тетради и в скобками через корешок.]

 

ВОСПОМИНАНИЯ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Давно это было... И как же всё вспомнить?

А что было? 126-я московская мужская средняя школа на Боль-шой Садовой, во дворах за свежепостроенным в те годы зданием гос-тиницы "Пекин". Теперь школы уже нет, кирпично-красной, в 4 эта-жа...

Поступил в 1955 в МЭИ, после первого курса – большой пеший поход по озерам Валдайской возвышенности с одногруппниками. Помню чудные пейзажи, ручейки, болотца, мокрую дорогу "по стол-бам" электропередачи, костёр, палатки – ну всё как в туристских пес-нях. Правда, вот песен у костра не помню. С пением у меня всегда были проблемы. И кажется, друзья по походу тоже не пели. Это уже позже, в подмосковных лесах.

После второго курса, уже в конце лета 1957 на Москву буквально обрушился огромный праздник, ради которого город практически закрыли для приезжих (как и много позже, в 1980). Это был гранди-озный 6-й Международный молодежный фестиваль "За мир и дружбу между народами" с вездесущей цветной ромашкой с лепестками, символизирующими 5 континентов Земли.

И одним из важных моментов того времени вспоминается мас-совая активизация песенных публикаций из студенческих кругов – Анатолий Азаров в ж. "Советская библиография" делал обзор вы-шедших тогда из местных вузовских типографий сборников любимых песен студентов под рубрикой "самиздат". Некоторые из таких сборников готовили сами студенты для тех, кто ездил "на целину" собирать урожай.

А где-то в октябре того же 1957 года, после "картошки" (тради-ционной тогда шефской поездки в деревню Лотошино на уборку урожая) в комитете комсомола МЭИ Женя Князятов (бас) показал не-сколько песен, только что услышанных в МГПИ. Это были песни Ады Якушевой. А в МЭИ бытовали уже песни Владислава Благонадежина.

После этого группа энтузиастов собрала комсомольских "куль-торгов" нескольких вузов и мы начали придумывать и готовить пер-вый межвузовский концерт студенческой песни, который и прошел в ДК МЭИ в апреле 1959. С него пошла череда прекрасных ежегодных концертов-конкурсов самодеятельных песен: авторы-студенты стали вполне взрослыми, появилось новое название в противовес профес-сиональным композиторам, поэтам и исполнителям.

Количество авторов, исполнителей и собственно песен росло ла-винообразно – и сочинялись новые, и становились известны те, что раньше пелись в узких кругах. Надо было всё это богатство совре-менного нам народного творчества как-то "фиксировать", чтобы не потерять. Профессиональные советские композиторы, которые всё своё издавали, подобного ничего не сочиняли, но средства массовой информации полностью обслуживали. И места для самодеятельности было маловато. Да и под словами "художественная самодеятельность" тогда чиновный люд, издатели, газетчики, журналисты, теле-визионщики (а видеомагнитофонов тогда в стране еще не было), дея-тели радио – все понимали совсем другое. Примерно такое – кружки при домах культуры и в клубах профсоюзов, в которых учились петь. Или "песни радио и кино", или "классический репертуар" – романсы и арии из опер. Или те же "песни советских композиторов". Конечно, попадались среди них и хорошие, душевные песни.

Постепенно у меня дома, на Большой Садовой, дом 5, квартира 3, да и в некоторых других домах, сложились традиции собираться небольшой группой и слушать записи, петь и записывать в тетрадки "слова песен", которые по радио не звучали. А нам они очень нрави-лись, да и их авторы тоже были у нас всех в друзьях. Начал склады-ваться архив песенных текстов – групп (туристских и просто друже-ских) в Москве и в других местах страны, любящих эти песни, стано-вилось всё больше, нужно было как-то помогать друг другу, обмени-ваться точными, не искаженными "фольклорным изустным бытова-нием" словами песен.

Одну версию машинописной рукописи такой песенной книги даже передавали на рецензию поэту-песеннику Льву Ошанину. И он очень по-доброму отнёсся к этим песням, оказалось, что он их уже знает. Но что-то всё время мешало издать такой сборник. Сейчас ду-маю, это и наше незнание издательских технологий, и самодеятель-ность (то есть явный непрофессионализм текстов песен) авторов, и наверное – застенчивость: они там все такие важные профи! – а мы кто?

И было ещё одно труднопреодолимое препятствие. Цензура. В стране любые тексты для публикации проходили её – "литовались". И статьи, и книги, и стихи, и тексты песен. А вот "самодеятельное творчество" обычно рассматривалось как материя третьего сорта, са-мого слабого. Для этой процедуры существовали так называемые "Дома народного творчества". Там были и ретрограды, пропускавшие только своих, проверенных авторов, но нашлись и те, кто тоже любил это песенное творчество, еще не получившее звания "авторского".

Время шло, творческие богатства копились, уже не просто тексты это были, а настоящие песенные стихи.

Выходили в те годы многотысячными тиражами небольшие карманные книжечки-песенники. Там была и "обойма" традиционных "песен советских композиторов", и стали появляться "наши" песни. Например, в одном из таких сборников был напечатан "Дятел" Дмитрия Сухарева.

Были попытки ходить по разным редакциям и предлагать для издания песни, в результате мы поняли, что нужно ещё и ноты – хотя бы мелодии – записывать. А это уже другая, более сложная работа. Нужны профессиональные музыканты. Позже оказалось – не любые.

В 1964–65 годах Всесоюзный Совет по туризму при ВЦСПС придумал (точнее – там был "наш человек") провести конкурс тури-стских песен. И наша инициативная группа начала срочную подготовку (изготовить надо было машинописные тексты и нотные записи мелодии) около 100 лучших песен самодеятельных авторов. Конкурс был "анонимный" – все произведения в конвертах с номерами, а имена авторов запечатаны в отдельные конверты. Результатов сейчас не помню, но несколько (кажется около 5) песен были отмечены про-фессиональным жюри. Первыми были две песни – одна профессио-нального композитора и вторая – НАША!

Так мы осваивали секреты издания и познакомились с возмож-ными "лазейками". А после очередного Московского конкурса само-деятельной песни и Первой научной конференции по проблемам са-модеятельной песни в Петушках, после первого московского песен-ного слёта, в начале 1967 "группа товарищей" — Сергей Чесноков, Лида Малышкина, Борис Круглов, Нина Таубкина, Ольга Сазанова и другие – пошли по редакциям с магнитофонными записями и текстами лучших песен того времени, чтобы найти возможность всё-таки издать книжку.

И попали они (думаю, не без помощи Татьяны Александровны Лебедевой, большого любителя наших песен, туриста, работавшей музыкальным редактором в издательстве "Советский композитор") в "массовую редакцию" второго московского музыкального издатель-ства – "Музыка". Именно эта редакция и выпускала много лет те самые карманные нотные сборники песен массовыми тиражами.

Руководил этой редакцией в то время Владислав Павлович Букин. Наши ребята пели в редакции песни, показывали фонограммы, водили редакцию на концерты, которые уже тогда были в Москве довольно часто. Через несколько месяцев такой "агитации" было предложено всё-таки выпустить сборник под обложкой очередного массового, который уже стоял в издательском плане, но не имел "наполнения" – рукопись даже не готовилась. Название было уже утверждено – "Как надежна земля". Это строка из песни профессионального композитора, кажется, Павла Кузьмича Аедоницкого, он известен ещё своей песней на стихи Юрия Визбора "Я вас люблю, столица..."

Ребята пришли ко мне, положили на стол магнитофонный ролик и список песен, согласованный с издательством. – "Вот, мы замучились с ними. Давай ты будешь составителем – собирай, выверяй тексты, ищи, кто напишет ноты. И рукопись в редакции должна быть через два месяца". Дальше была рутинная работа, которую теперь с помощью компьютера делать не так уж сложно. А тогда – поиски и уточнения у авторов текстов песен, поиски записей для создания нот... Главную нотировочную работу сделали Ира Шаталина и Ксения Михайловна Бромлей, фольклорист, недавно выпустившая с подругой книгу с многоголосной нотной записью русских народных песен. Были и девочки-студентки музыкальных училищ, и много еще помощников. Пришлось и мне осваивать азы музграмоты, хотя бы для того, чтобы эти черновики для издательства перерисовывать без ошибок.

Для меня это была серьезная издательская школа.

Один только пример. Ксения Михайловна записывала ноты песни Юры Колесникова "Я смотрю на Москву" больше полугода. Уже и сроки прошли, пришлось в сборник дать некую незавершенную, упрощенную версию. А через полгода она мне подарила подробный клавир этой песни – огромную работу пришлось проделать.

Еще помню типографию на улице Щипок, где готовили по ру-кописям "штамповки" – тётеньки, видимо, с музыкальным образова-нием, специальными штампиками символов "нотного языка" на листах специальной нотной бумаги типографской краской вручную рас-ставляли эти значки. Надо было сверять их продукт с оригиналом, исправлять ошибки. А потом с этих листов делали уже клише для пе-чатных машин.

С начала работы над сборником у нас был список на песен, ка-жется, около 50. В начале работы над ней издательство заключило договора на публикацию с авторами на все эти песни. А в книжку поместилось только 39 – объем книги был задан заранее. Несколько позже остальные песни вошли в другую книжку этого издательства:

"Шагай с нами рядом". Туристский песенник. Для пения под гитару. – Москва, "Музыка", 1972. – 96 с. с нотами. Редактор В. Беке-това. Лит. редактор Р. Рапопорт. Художник Ю. Мираков. Худож. ред. А. Максимов. Техн. редакторы С. Белоглазова, Т. Сергеева.

Подписано к печати 4.5.1972. Печ.л. 3,0. Тираж 100 000 экз. Цена 29 к.

==========================

Букин Владислав Павлович. Родился 18 августа 1918 в Воронеже. Композитор. В 1948 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. конс. по спец. теория музыки. С 1949 зав. редакцией вокальной литературы Музгиза (ныне изд-ва "Музыка").

Постоянный составитель сборника "Песни радио и кино" изда-тельства "Музыка" на общественных началах. Соч.: для струн. квар-тета и валторны – пьеса (1941); для скр. с ф-п. – Осенняя песенка (1956); для баяна – Этюд (1956); для голоса с ф-п. – песни на сл. сов. поэтов (более 20); музыка к спектаклям.

 

Павел Кузьмич Аедоницкий (19 августа 1922 – 18 марта 2003), советский и российский композитор, автор популярных песен "Серебряные свадьбы", "Я вас люблю, столица", "Ярославия". Павел Кузьмич Аедоницкий родился на Донбассе, детство и юность прошли в Нижнем Новгороде (Горьком), где он окончил историко-теоретическое отделение музыкального училища и в 1941 г. поступил в медицинский институт. В 1944 молодой врач Аедоницкий начал во-енно-медицинскую службу на плавучем эвакогоспитале, размещённом на теплоходе "Карл Либкнехт", курсировавшем по Волге. В это время появились первые сочинения самодеятельного композитора. После войны по рекомендации А. Хачатуряна Павел поехал учиться в Москву, где закончил Музыкальное училище при консерватории, а затем Институт имени Гнесиных. Одновременно с учёбой (1948–1950) Аедоницкий заведует музыкальной частью Горьковского дра-матического театра и пишет песни.

Всего композитором создано более 200 песен, музыка к 60 спектаклям и кинофильмам, детская оперетта "Репка", вокально-симфоническая сюита "Юные целинники", оркестровые и хоровые произведения.

Целое направление в творчестве Павла Аедоницкого составили песни о земле, ее обычаях и людях. Стала широко известной песня "Я вас люблю, столица" на стихи Ю.Визбора.

Аедоницкий – Народный артист РСФСР (1984), лауреат премии мэрии Москвы, кавалер орденов "За заслуги перед Отечеством" 4-й степени и ордена Почета.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024