В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
26.10.2014 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Гудкова Елена Источник: Гудкова, Е. Шансономания / Е. Гудкова. – URL: http://www.proza.ru/2014/07/10/22 (дата обращения 26.10.2014). |
|
Барды над Лабем |
Лето – время бардовских фестивалей. Каждые выходные лета в разных уголках России и за её пределами люди с гитарами жгут костры и поют песни. На одни выходные выпадает по несколько фестивалей, поэтому приходится выбирать, куда ехать. И здесь решающим моментом выступает либо престиж мероприятия, либо его неповторимая атмосфера. Можно ездить по принципу – туда, где ещё не был, туда, где меня ещё не знают... Можно по совету, по рекомендации друзей. Можно по приглашению. Всегда приятно, когда тебя хотят видеть. Тем более в качестве гостя или члена жюри. Фестиваль – это место встреч. Со старыми друзьями. С которыми можешь не видеться годами, и случайно встретиться у ночного бардовского костра. Фестиваль – это место знакомств. Именно здесь в кругу единомышленников, тех, кто, как и вы любит авторскую песню, находишь близких по духу людей. Самый короткий путь к сердцу барда лежит через песню, согревающие напитки и разговоры до утра... Фестиваль – возможность посмотреть на других и показать себя. Для того, чтобы тебя заметили, необходима многократность присутствия. Иными словами, надо помелькать. Неудивительно, что переезжая с одного фестиваля на другой, встречаешь одних и тех же людей. Это относится, как к членам жюри, так и к конкурсантам. И если первые кочуют по слётам в силу принадлежности к клану мэтров, ограниченности круга "небожителей", то вторые выходят на фестивальную тропу совершать сезонный чёс. Ибо пришло время собирать звания и награды. Опять же есть вероятность того, что если на одном фесте не заметили, приветят в другом месте. При всей непопулярности авторской песни в народе (в отличие от 60–70 годов), фестивали летом растут как грибы. Всё новые и новые костры зажигаются на полянках... А если костры зажигают, значит это кому-нибудь нужно... Да, если появляется новый фестиваль, значит за этим стоит чья-то инициатива. Для галочки такие мероприятия не проводятся. Здесь всё свершается по любви. И только от любви к авторской песни. Фестивали проводят клубы авторской песни. Совместно с региональными и муниципальными властями. Фестивали проводят энтузиасты. Отдельные личности, горячо любящие жанр. Я называю такие фестивали авторскими. Потому что эти личности проводят его на свой лад и усмотрение. По-моему, это здорово, что у авторской песни есть авторские фестивали. Я побывала уже на втором таком авторском действе. Первое проходит в Тарту, Эстония. "Музыка Листопада" made in Людмила Месропян. И вот теперь "За туманом", Усти-над-Лабем, Чехия. Хозяйка – Татьяна Сизова и клуб "Прага". О фестивале я узнала случайно. Восторгами в разговоре поделился Валерий Чечет. Потом ещё кто-то. Появилось желание узнать о фестивале больше. Спасибо интернету, посмотрела видео с концертов прошлых лет, фото, отзывы, нашла сайт фестиваля и адрес Татьяны Сизовой. Написала и сообщила о своём желании приехать. Я пишу песни 25 лет. Даже больше. 25 лет выступаю с сольными концертами. Несмотря на это, с бардами мы всегда жили в параллельных мирах. Моя жизнь связана с профессиональной сценой, для бардов песня – хобби. С 2008 года на одном из питерских телеканалов я стала вести программу об авторской песне. И с тех пор бардовский мир вошёл не только в мою студию, но и в мою жизнь. Я познакомилась с удивительными людьми. Я стала выезжать на фестивали. Куда-то меня приглашали организаторы, куда-то я устремлялась сама. Мне как тележурналисту, занимающемуся авторской песней, интересно всё, чем она живёт. Фестиваль "За туманом" интересен, как проект. У него есть свои изюминки. Привлекательности и вкусности. Во-первых, дело происходит в Чехии. В городе Усти-над-Лабем. Кто ни разу не был в Чехии, советую съездить. Это удивительная страна: горные ландшафты, изобилие растительности, реки, солнце, чистейший воздух. Чехия – страна с богатой историей. Ещё пару веков назад Прага была одним из самых значимых и величественных городов Европы. Её красота не меркнет по сей день. Усти-над-Лабем – город в устье реки Эльбы. Чешское место в приграничных с Германией землях. Его символом является замок Стршеков, вырастающий из скалы, и возвышающийся над городом на высоте 260 метров над уровнем моря. Замок Стршеков был построен в 14 веке. Этот средневековый памятник – частное владение. Его хозяин Мартин Лобкович. С крепости открывается потрясающий вид на Усти-над-Лабем, на бархатные холмы и реку. Неудивительно, что побывав здесь, Рихард Вагнер, захотел остаться, чтобы сочинять музыку. В результате на свет появилась опера "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге". Именно замок Стршеков является основной площадкой, главной сценой фестиваля "За туманом". Если хорошая песня – это молитва, песней, как говорил Писахов, мы свою душу, как лампой освещаем, то эта молитва звучит здесь как-то по-особому. Когда я пела, мне казалось, что я разговаривала прямо с Ним. Вы стоите на огромной высоте, под вами течёт Эльба, шумят поезда, вас обнимают горы, и голос летит в небо... Это непередаваемые ощущения. Сцена располагается на смотровой площадке замка, вокруг уютные столики, ресторанчик. Всё демократично. Здесь отдыхают и участники фестиваля и просто жители города, которые пришли пообедать и полюбоваться пейзажем. На главной сцене проходят самые важные концерты, выступления гостей. Но есть ещё Поляна. Она устроена у подножия замка. Поляна место жительства участников фестиваля. Бард на фестивале живёт в палатке. Это старая добрая традиция. Так появилась туристская песня. Люди шли по свету. Ставили на ночлег палатки. Разжигали костёр. Пели песни. Но авторская песня не только песня туристская. Многие шедевры рождались и пелись в тесных прокуренных кухнях. Однако фестивали традиционно проходят на природе. Чтобы совместить приятное с полезным. Общение и отдых. В палаточном городке есть всё необходимое для жизни в походных условиях. Кухня, вода, уборные, столовая. Небольшая сцена, чтобы петь. И она, конечно, не пустует. В центре Поляны костровое место и флагшток фестиваля. На Поляне живут, общаются, вкусно питаются, беспрерывно поют, лопают черешню с усыпанных ягодами деревьев. Поляна не умолкает ни днём, ни ночью. В дымке костров, в переборах гитар, в многоголосье нот, в весёлом гомоне разговоров проходят три дня. Стремительно пролетают. Потому что тянется лишь скука, а всё хорошее безжалостно бежит. Фестиваль предусматривает и цивилизованный вариант размещения. В гостиницах города. Трансфер от отелей до поляны утром и вечером. Но нет ничего лучше пешей прогулки. По удивительным и тихим улочкам города, которые освещаются даже ночью. Фестиваль называется "За туманом" и носит имя Юрия Кукина, всеми любимого ленинградского барда, удивительно солнечного человека, ушедшего от нас в июле 2011 года... . Первый фестиваль "За туманом" открывал сам Юрий Алексеевич. Ничто не предвещало беды... Вот уже три года без него в последние выходные июня у замка Стршеков вздымается вверх флаг и сотни людей с гитарами в едином порыве поют "А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги"... . Они приезжают сюда из разных уголков планеты. Чтобы рассказать друг другу в песнях о своей жизни, о том, что волнует. Всё шире становится география фестиваля, всё сильнее состав участников, всё больше открытий и приятных встреч. Негласным Талисманом фестиваля является Галина Кукина, супруга Юрия Кукина. Она неизменно приезжает в Усти-над-Лабем. Для всех она – хранительница памяти мэтра авторской песни. Её присутствие придаёт ощущение того, что Юрий Алексеевич с нами, где-то здесь, за столиком или у костра. Просто мы его не видим. Просто он не хочет, быть замеченным. Но он всё слышит и подпевает! Авторская песня жива. Она меняется. И этот процесс неизбежен. Каждое время рождает свою песню. Каждое время нуждается в своём музыкальном и стихотворном языке. У каждого времени свои герои. Новая авторская песня иначе звучит, но она хранит в себе традиции бардовской классики, интонации наших великих мэтров, всех тех, кто стоял у истоков жанра. Вот и на этом фестивале были свои герои. В детском конкурсе всех покорила Алина Курмакаева. И члены жюри и участники с восторгом приняли юное дарование, воспитанное под чутким руководством Евгении Логвиновой. Рыжее чудо, обнажающее при улыбке брекеты, ростом чуть больше метра, держало в руках гитару, которая казалась несоизмеримо большой, виртуозно перебирало струны и удивительно артистично пело. Весь вечер и последующий день все разговоры были только об Алине. Мне кажется, что её выступление затмило даже весь взрослый конкурс. На фестивале 2014 г. мне довелось поработать в составе жюри первого тура. Могу сказать, что состав конкурсантов был довольно интересный, как географически, так и качественно. Здесь и Германия – это понятно, она совсем рядышком. (Клуб песни "Причал" из Германии – большие друзья с клубом "Прага"). Здесь и Чехия. Клуб "Прага" – организатор мероприятия. Свою программу по песням Булата Окуджавы показал чешский бард Иржи Вондрак... Присутствовала Латвия. Она теперь тоже Европа, Евросоюз. Нидерланды. Израиль. Америка. Была и Россия. Преобладали москвичи. Был замечен Петербург, в том числе делегация клуба "Восток" и другие города. С удовольствием представляю состав главного жюри фестиваля "За туманом 2014". Бессменный председатель – Александр Соломонов (Германия. Гамбург). Александр в авторской песне уже много лет. Его песни глубоки и мудры. Он умеет брать зал сразу, с первых нот. Без суеты и заигрываний с публикой. Он знает о чём поёт. Он удивительно артистичен и харизматичен. Доктор наук, альпинист – покоритель всех семитысячников Советского Союза. И если мне так и не довелось увидеть коммунизм, Саша был на Коммунизме дважды! (на Пике Коммунизма, разумеется). Валерий Чечет. (Россия. Санкт-Петербург). Исполнитель. Моё личное мнение – лучший исполнитель бардовской классики. Второго такого нет! Прекрасно владеет гитарой, музыкален, обладает бархатным тембром голоса, и той самой мужской харизмой, что есть и у Александра Соломонова. Валерий бережно относится к авторским интонациям, при этом очень умело вносит только ему присущие краски. Кроме того, он любит то, что исполняет! Пётр Тютюник. (США). Именно там в Америке, Пётр объединяет русскоговорящих людей авторской песней. Проводит два раза в год Слёты: в сентябре и в июне. Привозит своим американским друзьям бардов из России и не только. Устраивает концерты. Глаз у Петра, что называется, уже давно алмаз, поскольку заседает он во всевозможных жюри давненько, много музыки слышал. Жизнь нас сводит во второй раз. Первое знакомство состоялось на "Музыке листопада" в 2013 г. После моего выступления на Эльбе Пётр подошёл, пригласил приехать в Америку (это уже второе его приглашение. Первое он сделал в Тарту). И добавил, что там, на "Музыке Листопада" не понял, почему я победила. Может, звук был плохой, может ещё что. А здесь, на фестивале "За туманом" всё прояснилось! Спасибо, за честность. И спасибо Тартуской публике за поддержку. Ей ни звук, ни какие другие вещи не помешали меня "разглядеть". Петя, я собираю чемоданы... . Кстати, звукорежиссёру фестиваля "За туманом" Валентину Шаповалову от всех участников и от себя лично хочу сказать огромное спасибо!!! Помните, цитату из фильма "Мимино", когда герой Фрунзика Мкртчяна говорит: "Если мне будет приятно, я тебя так прокачу... что тебе тоже будет приятно"! Так вот, когда артисту комфортно на сцене, когда его голос льётся без усилий, а гитара звучит, он, артист, так хорошо споёт, что и зрителю хорошо будет!!! Виктор Галустян. (Россия. Москва). Председательствовал в жюри детского конкурса. Не удержался и от взрослого судейства. Жил в Баку, ныне москвич. Автор-исполнитель. Создатель клуба "Метроном", организатор фестивалей "Открытие" в Переславле Залесском и фестиваля в Альпах. Интересный, яркий автор. Николай Якимов. (Чехия. Прага). Композитор, автор-исполнитель, музыкант, звукорежиссёр. Входит в состав творческого объединения "Азия +". Ныне живёт в Праге. Было время обитал в Петербурге. Именно тогда мне удалось взять у него интервью в программе "Барды онлайн". Очень творческий человек. Серьёзный автор. Очень. Как видите, все члены жюри наидостойнейшие. Поэтому извечный вопрос – "а судьи кто", сам собой отпадает. Среди лауреатов "За туманом 2014" хотела бы отметить дуэт из Иваново – Ирину Антонову и Елену Фролову. Крепкий исполнительский коллектив. Двухголосье. Музыкальность, верность традициям. Всё у них есть. Рада за девчонок! Из молодых порадовали – яркий мальчик Алёша из Гамбурга, трогательная Наталья Астраханцева из Санкт-Петербурга. А вот авторы не впечатлили. Но это лично моё мнение. Я сама автор. Сужу строже... Награждение победителей и концерт лауреатов проходил в рыцарском зале. Каждому участнику вручался памятный диплом фестиваля и подарок. Удивительно, но без подарка не остался никто. Все были обласканы и отмечены. Лауреаты конкурса получили к диплому статуэтку Юрия Кукина с гитарой. Все участники детского конкурса – мягкие игрушки, сделанные детьми из Казахстана. Погода все дни фестиваля была чудесная. Солнце светило, прохладный ветерок не давал перегреваться. И лишь в воскресенье небеса разрыдались дождём, словно сожалея, что этот праздник жизни заканчивается. Уезжать не хотелось. От гостеприимной команды, создавшей, организовавшей и осуществившей этот замечательный фестиваль. От удивительной природы, гор, замка... Собственно, многие остались на туристическую программу в Праге. Организаторы заботливо предоставляют такую возможность участникам. Для закрепления эмоций, для послевкусия и продления удовольствия. Как я уже сказала в начале, фестиваль "За туманом" авторский. Он живёт и набирает силу благодаря таланту и стараниям Татьяны Сизовой. Всем сердцем преданной жанру. И пока такие люди есть, будет жить и Песня. Ведь песня жива, покуда поётся...
Елена Гудкова. Санкт-Петербург. Россия. Июль 2014 г.
© Елена Гудкова, 2014 Свидетельство о публикации № 214071000022
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |