В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

26.10.2014
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП

Персоналии:
  - Гудкова Елена Владимировна
Авторы: 
Гудкова Елена

Источник:
Гудкова, Е. Ух, она, Ухана! / Е. Гудкова. – URL: http://www.proza.ru/2014/08/07/20992 (дата обращения 26.10.2014).
 

Ух, она, Ухана!

 

 

Я не фестивальный человек. Палатки, лес, костёр – это не для меня. В походных условиях мне сложно существовать. Ещё будучи студенткой географического факультета, на первой же практике, вкусив все прелести лесной жизни, я сбежала. Хотя топографическая съёмка у меня получалась неплохо, и шурфы я копала будьте нате.

Почему же я отправилась в лес? Потому что позвал Юра Лысенко. Его обаянием, горением и пением была очарована ещё в Вентспилсе. А также полюбила всю команду калининградских бардов, приехавших на фестиваль "Татьянин день".

Бардовских фестивалей много. Чем же они друг от друга отличаются? Помните, задание. Вот вам две картинки, найдите 10 отличий. Всё вроде одинаково. Барды – одни и те же "знакомые всё лица", палатки, костры, гитары. Но почему-то в одно место вас тянет, а куда-то ехать не хочется. Определяющий фактор –человеческий. То есть важно к кому вы едите. Кого встретите на этом празднике бардовской жизни.

Географический фактор. Важен. Вы отправляетесь туда, где ещё не бывали, куда ещё не ступала ваша нога. То есть фестиваль несёт в себе туристическую функцию. Вы осматриваете достопримечательности, делаете фотографии, знакомитесь с историей и традициями местности, её кухней. Побывать на самом западном бардовском фестивале заманчиво. Попасть в Калининград не просто. Поездом вы пересекаете две границы, транзитом проезжаете Литву и Беларусь. Я ехала на "Ухану" из Петербурга через Эстонию и Латвию. В общем, страсть путешественника "Ухана" во мне разожгла и удовлетворила одновременно.

"Балтийская Ухана" проходит на берегу Балтийского моря. В шаговой от него доступности. У вас есть возможность не только увидеть великое северное море своими глазами, но и совершить омовение своего разгорячённого тела. Насобирать янтарной крошки, если повезёт. Утром прибой выносит на берег много всякой всячины, в числе которой и янтарь. Мой земляк, Володя Юрков не поленился, насобирал целый пол-литровый стакан. На бусики любимой и для каких-то химических опытов – себе.

Человеческий фактор. Мы живём в абсолютно не коммуникабельное время. Народ обособляется, как может. Высокими заборами, затемнёнными стёклами автомобилей, прячется за "никами" и "аватарами", и выходит в свет только через интернет. Зачем слезать с дивана и идти в кинотеатр, когда можно посмотреть любой фильм дома? Зачем идти в гости, когда можно поболтать по скайпу или телефону? Личное общение – роскошь. На него переходишь только в особых случаях. Когда наверняка знаешь, что от него тебе будет хорошо. Человек спешит туда, где его любят и ждут. Туда, где он может быть собой. Туда, где ему рады. Туда, где его ждёт что-то новое...

"Ухана" – это встреча друзей. Здесь собираются те, кто любит песни и природу, любит сократить дистанцию стаканчиком, другим, разлить душу по аккордам, потравить анекдоты и поговорить за жизнь. Правда, в свете последних событий единения в стане бардов не наблюдается. Они беспощадно делятся на два лагеря: одни за Украину, другие за Россию. И бои меж ними идут нешуточные. Доходит до словесных перепалок с особой жестокостью, исключением из друзей и даже проклятий. Бывшие друзья становятся врагами. Слава богу, на Ухане политических провокаций не было. Никто отношений не выяснял, глотку не рвал, будь то за Расею или Украйну. Попыталась было барышня Вера эту темку поднять, поприставала малость к эстонским гостям с вопросом: ну и чего хорошего в вашей евросоюзовской жизни? Да ничего не вышло. Эстонцы молчали, как партизаны. Тайны не выдали. Им ведь ещё в Евросоюзе жить поживать, да пенсию наживать. Вера, конечно, не смогла быстро загасить бикфордов шнур своей бушующей энергии и продолжала провокации, будто желая пойти в рукопашную, но никто не поддался. Анатолий Шенберг твёрдой интонацией процитировал Солженицына, Достоевского, Бродского. Вера успокоилась, и снова зазвучали песни...

Очень хочется проводить песенные фестивали вне политики. Но не получается. Вместе с гитарами некоторые барды провозят и ненависть. На Ухане не вышло. Агрессия не прошла! Спасибо организаторам. Ведь от их настроя и позиции зависит многое.

Фестиваль проходит на поляне в ста метрах от Балтийского моря, от береговой линии. Барды размещаются на поляне группами. Бардовскими стайками. Огораживают себе территорию, ставят палатки, обустраивают быт. Такие городки могут включать в себя от трёх до 10 палаток. Лагерь организаторов насчитывал двадцать с лишним единиц. Но лишних не было. Все были в тему.

На этой же поляне базируются и обычные люди, приехавшие на выходные к морю. Кто-то в курсе, что здесь проходит фестиваль, а для кого-то бардовское соседство оказывается приятным сюрпризом. Увидела комент в контакте. "Ну, ничего так отдохнули. Море, солнце. Спасибо вам большое, ребят! С вами очень было весело))) По совместительству попали на Фестиваль Бардовской песни. Это было что-то с чем-то. Запомнилась песенка одна...До сих пор в голове)))". Песенка, кстати, моя. "Арбуз". Была прикреплена на страничке. Фраза о фестивале "это было что-то с чем-то" не однозначная. Надеюсь, что случайным зрителям понравилось!

Так вот, к субботе вся поляна была усыпана палаточными лагерями. Барды заняли самые козырные места в тени деревьев. Солнце не щадило в этот раз никого. Даже Балтийское море прогрелось до южных температур. Ну, по крайней мере, входить в него после обжигающего ноги песка было очень приятно. Днём палаточные жители готовили себе пищу, ходили на море, концерты, но настоящая жизнь начиналась только к ночи. Барды затягивали песни, пели, пили и ходили друг к другу в гости. Кто ходит в гости по ночам, тот поступает мудро. Всегда есть, что поесть, что выпить и кому попеть. Можно ходить в гости к старым друзьям, а можно находить себе новых. Главное, помнить пароль: Ухана!

По поводу ухи. Она традиционно готовилась на второй день фестиваля. Ею кормили всех желающих. В этот раз не сложилось. В глобальном масштабе. Но я ушицы всё ж отведала! Спасибо Кузовку!

Бард едет на фестиваль себя показать и других посмотреть. Желание показать себя преобладает. Других барды слушают неохотно. Краем уха, с прищуром. Мол, кто такой? И с чем тебя едят? Нет ли конкуренции? Мне любимому? Да, конечно, нет! И слушать нечего!

Во время работы большой сцены в зрительном зале были в основном отдыхающие. Барды продолжали кумиться у своих костерков и бренчать друг другу свои шедевры, не отвлекаясь на происходящее. Для того, чтобы быть услышанным на фестивале, мало выступить на сцене, пусть даже главной, надо ещё обойти все кланы и попеть им свои песенки, поручкаться, послушать умные речи. Но здоровье для этого нужно недюжинное. Мало спеть, надо ведь и пропустить стопочку другую.

Хорошо приезжать на фестиваль с друзьями. Тогда вам будет проще социализироваться в бардовском сообществе. Если вы коммуникабельный человек, то быстро впишетесь в любую среду. Я автор. И чем старше, тем больше становлюсь интровертом.

По поводу "старше". В незнакомой компании меня все пытаются учить уму-разуму, воспитывать, дают советы. Молодая, мол... Нет, мне, конечно, приятно. Нет, я, конечно, послушаю. Мне даже интересно с этого ракурса понаблюдать за людьми. Но так, на всякий случай, в следующем году мне будет полтинник. И в этой жизни я уже кой-чего умею. Но это так. К сведению. А то всё воспринимают, как начинающую. А я уже завязывать подумываю...

"Ухана" проходит благодаря титаническим усилиям и личным вложениям Юры Лысенко и К. Дело это абсолютно не коммерческое. Наоборот, затратное. Надо всех принять, обогреть, накормить, напоить, спать уложить и дорогу оплатить. Это я о гостях фестиваля. Которых Юра приглашает лично. И оплачивает дорогу. Все остальные добираются самостоятельно, их бонусы – общение. Новые знакомства. Эти новые знакомства дают порой больше, чем всё остальное. Можно выступить на всех сценах фестиваля и не быть услышанным, а можно спеть у одного костра и уехать с приглашением на другой фестиваль или в другой город, а то и страну.

Диски на таких мероприятиях продаются слабо. Хорошо их покупает только зарубежье. У нас народ слушает, хлопает, но песни качает в интернете. Причём абсолютно бесплатно. Есть, конечно, таланты, такие как Слава Ковалёв. Он виртуоз-администратор. Он свои диски продаст даже на Луне, где только один луноход, и аборигенам Австралии, у которых нет магнитофона. У Славы надо учиться предлагать себя за деньги. Да ещё так, что народ, отдав последние кровные, уходит счастливый, зажав в руке его альбом.

Какая песня хорошо идёт на фестивалях? И за столом и со сцены всегда кушается заводная юморная. Мужчинам в этом смысле повезло – им все темы открыты, им обо всём можно петь и писать. Женщинам, конечно, никто ничего не запрещает, но не женское это дело про водку, селёдку, баню, и прочие щекотливые жизненные моменты. У меня, лично, язык не поворачивается травить пошлые анекдоты. Ну только в очень узком кругу. А уж публично, увольте. Я уж, лучше о своём о девичьем попою. Хотя у меня много песен с юморком, и разных маргинальных зарисовок.

Отмечу, что злободневности в концертах не было. Когда-то считалось, что бардовская песня – это протест. Хотя нет, рок-музыка – это протест. Бард – поющий поэт. А раз поэт, значит, либо пророк, либо учитель и гражданин. Ничего подобного не наблюдалось. Жизнь и реальность – одна, песен это не коснулось. Я, если честно, хотела исполнить свою новую песню о наболевшем, но не стала. Посчитала, что народ не примет. Может, и зря. Кто хочет, тот услышал бы. Хоть один, да услышал бы. Ну ничего, впереди Соловки. Спою там. Там как раз в тему.

Чтобы проводить такие фестивали нужно большое желание. Инициатива. "Ухана" мне нравится уже за то, что там никто ничего не делит. Конкурс как таковой присутствует, но он не главный. И желающих в нём поучаствовать немного. Тем более что спеть дают всем. Если не на большой сцене, то на Кузовке, или у многочисленных костров. Нет здесь и высокостоящего дорогостоящего жюри. Именитых гостей, которые требуют не только особого к себе внимания, но и гонораров. Да, наверно, мэтробарды придают престиж фестивалю. Да, конечно, есть те, кто ради них и приезжает. Чтобы засветиться, зазнакомиться, подсунуть свой диск. Но если честно, куда не посмотришь, одни и те же лица гостей и жюри. Как будто никуда не ездишь, а сидишь на каком-то одном фестивале, а тебе картинку пейзажную меняют и массовку.

В чём же местный колорит "УХАНЫ"? А вот они 10 отличий. Или особенностей.

1. Балтийское море. Удивительное. Суровое и приветливое. Бескрайнее. С песчаными берегами. С янтарями. С голубыми небесами.

2. Калининградская область – островок России в объятиях Польши и Литвы, надеюсь дружелюбных.

3. Калининград – красивейших город, с древней историей. Правда, кроме автовокзала и ж/д вокзала в Калининграде я больше ничего не видела. А жаль...

4. Рыба. Она плавает в море. Употребляется с пивом в вяленом виде. Позволяет сварить вкуснейшую уху и накормить ею гостей и участников. Наконец, в качестве подарка идёт также превосходно.

5. Неповторимая атмосфера. Её создают Хозяева фестиваля. Доброжелательно, с юмором. Такое ощущение, что нет никакого управления, всё идёт само собой. Но это не так. Всё чётко, по наработанной схеме. И даже в мелочах продумано.

6. Фестиваль палаточный. Все в одинаковых условиях: и гости и участники и организаторы. Ни тебе гостиниц, ни тебе люкс-номеров и ресторанов. Удобства на улице. Еда в котелке. Вода в море.

7. Зритель. На "Ухане" есть зритель. Здесь не только барды слушают себе подобных, но и простой народ. Петь друг другу — это больше похоже на мастер-класс. Так и хочется препарировать песнюшку коллеги, пройтись скальпелем критики по хрупкому тельцу только что написанной вещицы. Люди добрее. Они умеют слушать сердцем. Многие барды-профессионалы с годами и мастерством теряют эту способность.

8. Юра Лысенко, Светлана, Володя и др. Команда. Дружная команда единомышленников, единопесенников, единочувственников. На их плечах, заботах это доброе дело зиждется. Живёт и процветает. Мы то приехали, попели в своё удовольствие, налопались до отвала, а им после всё вывозить, убирать, за себя, за нас, и за всех, кто чудил на поляне все эти дни.

9. Бардовская песня делается в основном мужчинами. Это их жанр. Женщин туда допускают, но всерьёз не воспринимают. На фестивале преобладали мужские голоса. Топ-гостем была Наталья Кучер, сама из этих мест, ныне московская прима бардиндустрии. Чудесно спела свои чудесные женские песни. Меня также принимали очень хорошо. Думаю, что женские краски непременно должны звучать в мужском хоре. Мир ведь не однополярный.

10. Хорошо, когда фестиваль – это не возможность заработать, а возможность встретиться, пообщаться с близкими по духу людьми. Когда песня – это короткий путь к сердцу, а не к диплому. Когда нет интриг и лоббирования. Когда просто хорошие люди поют хорошие песни и им от этого хорошо.

 

Елена Хорошая. Ну в смысле, Гудкова.

 

 

P.S. Мало того, что приняли, обогрели, накормили, так ещё с подарками уехала. У меня теперь дома живёт Золотая рыбка. Кожаная. Таких рыбок вручили всем гостям фестиваля. У Юры Лысенко своя фирма, которая разные изделия из кожи делает. И не просто делает, а с душой. Исполняет ли Рыбка желания? Посмотрим. Я пока только загадала. Потом расскажу, сбылось ли...

 

07.08.2014.

 

 

© Елена Гудкова, 2014

Свидетельство о публикации № 214080702099

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024