В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
04.11.2014 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Ланцберг Владимир Исаакович ("Берг") |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: Инопланетянин с Земли // Новая газета. – 2005. – № 73. – 3 окт. |
|
Инопланетянин с Земли |
Владимир Ланцберг ушел. Наверное, туда, откуда приходили его песни
Володи Ланцберга не стало. В красивом и уютном Нюрнберге, где он несколько лет назад поселился уже очень больной, за его жизнь боролись и боролись. Знаю я это по отголоскам и звонкам оттуда, недавним в том числе. Я была там года полтора назад, но на концерт он не пришел. В прежние, саратовские или метафизические туапсинские, его времена он тоже не приходил. Да это не важно. И не было важно. Володя Ланцберг – инопланетянин. Космический патруль – "люди в черном" – усмиряет и истребляет несмирных пришельцев в одном обаятельном фильме. Совсем не смешные – "люди в сером", наше родное – давно одержали все свои победы над инопланетянами... Ланцберг был инженером в Саратове, объяснялся, вольнодумец, с тамошней безопасностью, в 70-е писал и пел песенки и еще примерял на себя что-то невидимое... Что-то вроде макинтоша Януша Корчака. Он занимался с детьми, малыми и побольше, чем-то своим особенным, преподавал им стихи, музыку. Или стихомузыку. Или независимость – оно вернее. Много мифов о Володе Ланцберге слышала я за эти 20–25 лет: табу на его концерты в Саратове, разгон подростковой авторской школы в Туапсе. Внутри этой колбы, где клубились неувязки и подлинные гонения, неуютность и неугомонность характера, светилась еще и музыка. Это были песенки легкого ритма, полные речитативного говорка, а последние уже совсем грамотно, деликатно оркестрованные, и всегда с его собственным грустным инопланетным лицом. Я надеюсь (а документального я знаю об этом маловато), что последние годы Володи Ланцберга, прожитые в Германии, были и музыкой, и Европой, и любовью людей – тех, что были с ним рядом. В списке этого лета – Боря Вахнюк, Витя Берковский, Валя Никулин, Володя Ланцберг. Все они пели стихи. Все улетели на другие планеты. С нами их уже не будет. Но, если слушать музыку, хорошо бы при этом поднимать голову повыше. Настоящие песенки приходят как сигналы с других планет. Туда же, видимо, и уходят. До свидания, Володя Ланцберг.
Вероника ДОЛИНА, 1 октября, Москва
29 сентября не стало Владимира Ланцберга
Мы знали, что к этому все идет. Знали, что Берг очень тяжело болен – настолько, что даже решился уехать на лечение в Германию, чего отчаянно не хотел делать. Понимали, что означает его неприезд на слет Второго канала, ставшего в последние годы его главной заботой и гордостью. Слышали в его собственном голосе какую-то прощальную интонацию. Знали, понимали, слышали – и не хотели этого знать. Заслонялись отчаянной надеждой на чудо. Потому что не могли себе представить мира, в котором нет и уже никогда не будет Берга. Потому что, как сказал один наш общий друг, "это как-то уж слишком неправильно". Когда умирает замечательный человек, у него сразу оказываются сотни и тысячи друзей. Обычно это выглядит смешно, но с Ланцбергом все так и было: он обладал удивительным даром плотно и всерьез дружить с огромным числом людей, уделяя каждому из них строго поровну – всего себя. Больше доставалось только Ирине – жене, музе, судье и ангелу-хранителю, до конца отчаянно боровшейся с Володиной смертью. Теперь у нас есть только его песни, стихи, рисунки, теоретические трактаты и оригинальные социально-культурные проекты. И еще – острое ощущение непоправимой потери, которую не может возместить никто и ничто. В том числе и все перечисленное.
Борис ЖУКОВ
Время славы
Из сборника КСПшных анекдотов от Берга
Синхронный перевод Рассказывает Берг: "Апрель 1997 года, концерт в Обнинске. Принимают, как всегда, очень тепло, а некоторые зрители подпевают, но – так, "по-интеллигентски", про себя, только шевеля губами. Конечно, лучше, когда зал поет в голос, – можно сачкануть, но и так ничего. Лестно. А в зале полумрак, лица скорее угадываются, но что-то разглядеть можно. Особенно порадовал меня совсем молодой человек, лет 14 на вид, который прошевелил губами все песни, от первой до последней. "Надо же, – подумал я, – как знает материал! Надо после концерта подойти, сказать что-нибудь приятное". Все заканчивается, зажигается свет. Нахожу глазами этого мальчика, а он все артикулирует... Жвачку жует!".
Что в имени?
Дело было, рассказывают, в середине семидесятых к северу от Москвы. На одном из полустанков в общий вагон какого-то "шестьсот веселого" поезда заваливает толпа туристов, предварительно "подогретых" по причине прохладного времени года. Рассаживаются по свободным местам. В одном отсеке посвободней – лишь бабулька спит на нижней полке, прикрыв лицо платочком, – туда набилось побольше. Пригрелись и запели, в том числе полушепотом – Галича. Затем "поддали" еще и запели погромче, Галича в том числе. В какой-то момент поезд вдруг останавливается. Бабулька снимает платочек и принимает сидячее положение. Оглядывается вокруг и произносит: "А-а, Галич!". Все разом трезвеют и замолкают. Начинают соображать, что же будет и как себя вести на допросе. Тут поезд трогается, и мимо окна проплывает горящее в вечернем небе название станции: "ГАЛИЧ".
Неадекватно
Рассказывает Берг: "Очередная черная полоса в моей жизни пришлась на начало июля 1973 года. Некий добрый человек почти насильно привез меня на 6-й Грушинский фестиваль, заставил пройти прослушивание, выступить (я даже что-то получил за это)... Но все равно настроение было поганое. И вот утром в воскресенье просыпаюсь оттого, что рядом с моей палаткой кто-то поет мои песни. И мало того, что врет слова и музыку, так еще и выговор пародирует, но неумело и пошло, теряя всякое чувство меры. Ну, думаю, сейчас вылезу – морду набью! Вылезаю, смотрю – киевлянин Толик Лемыш вчерашнюю запись крутит".
Владимир ЛАНЦБЕРГ
Песенка слепых (По мотивам к/ф "Легенда о Тиле")
Кой черт от солнца щурить глаз, Не видя ни черта? Пусть темнота пугает вас – Нас кормит темнота!
Встаем во тьме, идем во тьму – В нужде, в дерьме, в крови... Привыкнуть можно ко всему. Привыкни – и живи!
Сподручней всем держать свой путь За кем-нибудь одним. Воскликни "Вижу!" кто-нибудь – И мы идем за ним.
Пускай нас ждет не рай, не мед – Неверный торим след, Но проклят будь, кто вдруг поймет, Что первый тоже слеп!
Чем зря глазеть по сторонам, Себя уняв с трудом, Давай пристраивайся к нам – Авось, не пропадем!
Вставай во тьме, иди во тьму – В нужде, в дерьме, в крови... Привыкнуть можно ко всему. Привыкни – и живи!
12 апреля 1978
***
Старею, друзей совсем узнавать перестал. На улице кричу ему: – Эй, друг, спичек не найдется? Он оборачивается, а я гляжу – и не друг он мне вовсе.
1986
Завещание – часть I
Положите сверху камень, Ну, а больше – ничего. Камень может жить веками. Камню краска не нужна. Краеведы скромный серый Не заметят мой редут, И орлята-пионеры Сбор подальше проведут, Сбор в сторонке проведут.
Сверху камень положите, не пишите ничего. Чтоб не знал и местный житель, Что под ним валяюсь я. Чтоб среди каменьев прочих В час, когда заест тоска, Только тот, кто очень хочет, Мой булыжник отыскал, Нас обоих отыскал.
Положите камень сверху, Только больше ничего. Отвалю его, как дверку, Как почую, что — пора, И подамся, не прощаясь, В зелень, в темень, в синеву, Превращаясь, превращаясь То в корягу, то в сову, То в дворнягу, то в траву...
1989
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |