В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
15.11.2014 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Черников Виктор Моисеевич |
Авторы:
Штуденa Лев Источник: Штудена, Л. Черников Виктор Моисеевич / Л. Штудена. – URL: http://www.tunzap.ru/imena/12-chernikov-viktor-moiseevich. |
|
Черников Виктор Моисеевич |
В комплексной самодеятельной экспедиции (КСЭ), полвека назад отважно пустившейся в бесконечное плавание в погоне за эфемерной мечтой по имени Тунгусский метеорит, были три Поэта. Точнее, их было больше. Ещё точнее: поэтом становился каждый, кто попадал в эту волшебную круговерть космопоиска... Но этих, связанных общей любовью к тайге и общей смертью, было трое. Душой сообщества был Дмитрий Дёмин, радиофизик из Томска, способный превратить будни похода в сюжет поэмы, любого участника – в героя саги и привал возле костра – в пир остроумия. Остальные двое признавали его первенство и называли Учителем. Вторым был Геннадий Карпунин. Он со временем стал известным в стране профессиональным литератором, открывшим "космодранскую" литературу для широкого читателя (сборник "Синильга"). Дёмин и Карпунин были одногодками в смерти: онкологическая удавка поставила точку в их творчестве в "лихом" 1998 году. После них, вплоть до осени прошлого года, оставался на тропе Виктор Черников, приговорённый судьбою к долгой, мучительной борьбе с той же мерзкой напастью. Больничная палата ничуть не отвратила его от поэзии, – жизнь, угасая в плоти, побеждала в стихах. Черников, словно античный кифаред, почти всегда не декламировал, а пел свою поэзию. С гитарой он практически не расставался. Бардовского "шарма" у него, правда, не было, выдающимися вокальными данными он тем более не обладал. Он мог бы, как Леонид Утёсов, сказать о себе: "душой пою", и это была бы правда, вот почему сопоходники КСЭ так любили его песни и на каждой встрече, пусть уже и не в тайге, а в городе, постоянно приставали с просьбами спеть что-нибудь, часто даже неважно, что, лишь бы пел. Я не могу вообразить Черникова без гитары. Черников без гитары – это что такое? Вопиющее одиночество... Но одиночество невозможно для человека, которого любят. Что и кого любил сам Черников? Тайгу и женщин. Именно в такой последовательности: сначала тайгу. Об этом в полный голос говорят его стихи. Конечно, одно не мешало другому. Женщина и природа сливаются у него в нерасторжимо-прекрасное ощущение ликующей музыки жизни:
<...> Что есть любовь? И восторг, и отчаянье, Чёрная мгла и мерцанье огня, Неба подарок иль бездны исчадие — Чем же ты стала, любовь, для меня? Шорох листвы и вечерние запахи, Берег в тумане, да шелест волны <...>
Это можно не петь. Достаточно произнести внятно ? всё равно будет музыка. Сделал ли он какие-то "формальные" открытия в поэзии (новый способ рифмовки, стилевые изыски, какую-нибудь особую структуру строфы...)? Едва ли. О том, что мы называем "литературой", он, похоже, не думал вообще, почти как тот классический акын: "что вижу, о том пою..."
Да, но КАК он это делал! Такие стихи легко ложатся на ноты, на струны, на голос... Такая поэзия как-то сама собой, без видимых внешних усилий, становится напевом:
<...> Шуршит опавшая листва, И на траве вода застыла. А ты, наверное, права, Что позабыла всё, что было. И не осталось ничего, Что снова растревожит душу, А я забвенья твоего Неловким словом не нарушу. Умолкли птичьи голоса В осеннем зареве заката. Полураздетые леса, Здесь были мы с тобой когда-то.
У него было почти идеальное слуховое ощущение ритма и слова. Носителем же этой музыки было особое поэтическое ощущение – музыка каждого дня жизни! Это ощущение, гимническое по существу, было до такой степени ценно само по себе, что энергии внимания на внешние детали у Черникова почти не оставалось: его, к примеру, нельзя назвать пейзажистом, нельзя и портретистом. Природа – всегда туман над рекой, свет зари, стая птиц, осенние листья... Всё вроде бы обычное, всем знакомое, но при том эта обычность так обволакивает душу, к такой высокой музыке возносит её, что слышна только эта музыка; для души её довольно:
Среди недостижимых истин, В кругу законов бытия Вдруг станет город ненавистен, В котором жизнь прошла моя. Увидишь вдруг тщету желаний, Своих деяний пустоту И не отыщешь оправданий Себе – и жизнь невмоготу... Оставь пустые разговоры – Не этим счастлив человек, На свете есть леса и горы, И глубина сибирских рек. Забудь заботы и тревоги, Беги – не в шутку, а всерьёз. Всё постигается в дороге Под стук колёс, под стук колёс. <...>
Ни одна женщина, пожалуй, не узнает себя в его стихах. Любовный восторг поэта не имеет лица. Поэтическое ощущение жизни у Виктора Черникова целиком интровертно. Он так и прожил, день за днём, все долгие годы своей жизни, с этой музыкой любви глубоко, глубоко в душе. Если б тайга была женщиной, она могла бы гордиться такой верностью и такой преданностью: уже растерзанный болезнью, он всё равно рвался на волю и, никаких резонов не слушая, возвращался к ней. Рюкзак, сапоги, накомарник, гитара, всё всегда было наготове, выйти бы только своими ногами из палаты, только бы чистого воздуха глотнуть, – и поминай как звали!
Этот постоянный внутренний позыв к полноценному ощущению жизни не позволял, как мне кажется, Виктору Черникову чересчур увлекаться элегическими мотивами в творчестве, и уж тем более – унизить свой дух до чёрной меланхолии. А ведь и он, как любой нормальный человек, тосковал о несбывшихся мечтах, потерянном счастье, празднике молодости, который, как всем известно, кончается у человека навсегда! Он, например, мог написать:
<...> И вот я в осеннем бреду Споткнусь неуклюже и странно И тихо в листву упаду, И больше, как прежде, не встану. Взовьётся душа в небеси, Заплачет как мать-одиночка. И на бесконечной оси <...> Появится чёрная точка. О время, молю, не спеши, Зачем ты связать повелело И юность нетленной души, И бренность презренного тела? А время несётся, звеня, Всё ближе последняя дата... Куда ж ты уносишь меня, Четвёртая координата?
И даже такие строчки не вгоняют читателя в тоску, лишь дают ему полюбоваться грустной мелодией мимолётных этих слов, их, так сказать, минорной гармонией, и всё же при этом жизнелюбие читателя не поколеблено, он ведь чувствует, что грустную песню поёт для него ? жадный к ощущению счастья, духовно здоровый человек!
Любовь к свету открыто прорывается у Черникова в стихах, где он обнаруживает неожиданные для лирического поэта запасы искромётного юмора. Юмор – настоящий, не искусственный, не придуманный, такой, что заставляет от души смеяться. Этому помогает и замечательная самоирония автора, в лирической поэзии также не частый гость:
<...> Не пой мне, сердце, аллилуйю, Своё ритм неровный сохрани, И кровушку мою гнилую Куда положено – гони. По членам, по трубопроводам Беги, родимая, беги, Артериальным кислородом Омой усохшие мозги. А от тебя устал я плакать. Меня терзаешь столько лет. Радикулит, уймись, собака, Дай распрямить мне свой скелет! <...> А ты, дружок, куда свалился, Висишь как парус в полный штиль? О как ты, бедный, износился, Был раньше вещь, а стал ? утиль <...>
Напасть, терзавшая его более десяти лет кряду (череда больничных палат, одна за другой тяжкие операции, постоянная пытка болью, состояние физиологического унижения, знакомое каждому лежачему больному) – это выше слабых человеческих сил, и – нет-нет, прорывалось у него сквозь стон:
<...> В полусне, полубреду Голова моя. Может, я ещё уйду В дальние края. Может, даст ещё Господь Силы и огня? Только ты, больная плоть, Отпусти меня!
Виктор Черников боролся с этой напастью, боролся очень долго. Его юмор, находясь всегда во всеоружии, казалось, вынуждал и боль, и саму болезнь, хоть временно, но – к отступлению... Таковы его уморительное описание сеанса массажа, "автопортрет" перед больничным зеркалом, эпатажные вирши "Больничное-неприличное", и многое другое. Упрямое жизнелюбивое сопротивление повторяющемуся, словно бред, кошмару больничных будней, возможно, продлило ему жизнь на целое десятилетие. Этот отвоёванный у времени пласт жизни позволил его поэзии выйти на новый виток. Именно здесь, рядом с постоянным ощущением близости смерти, появилось в творчестве Виктора Черникова дыхание неведомой ему ранее глубины и мощи, определяемое религиозным по сути – иначе говоря, духовным – предстоянием перед миром. Растянутое во времени прощание с жизнью обернулось россыпью новых поэтических идей. Один из лучших здесь образцов – его "Молитва". Звучание стиха, совершенное в пластике, обретает в этих строфах чеканность и чистоту золота 98-й пробы:
<...> Падая и спотыкаясь, Как на таёжной тропе, Веруя и сомневаясь, Господи, шёл я к тебе. Всё по исполненной мере Света, любви и вина Ты мне, не стойкому в вере, В жизни отмерил сполна. Тяжкая доля поэта, Кровью оплаченный стих, Если Твой замысел в этом – Я его жизнью постиг...> Радости и огорченья, Зимняя стужа и зной – Всё не имеет значенья, Только бы Ты был со мной. <...> Вот я у края могилы, Не подымаю лица, Дай мне смиренье и силы Путь свой пройти до конца. <...>
Поэтическая эволюция Виктора Черникова долгие годы шла под знаком восхищения миром, восхищения жизнью – и, в конце концов, возвысилась до диалога с Первоначалом, сотворившим этот мир и эту жизнь. Достойная кода обширной Симфонии, содержанием которой, как в былые времена, явилась любовь, жизнь и смерть Поэта!
Лев Штуденa
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |