В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.01.2015 Материал относится к разделам: - АП и школа - Клубы, творческие объединения, театры, студии, школы АП - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Смагина (Масальская) Светлана Евгеньевна ("Белая ворона") |
Авторы:
Ефлаева Татьяна Источник: Ефлаева, Т. Принц Вася и принцессы Настеньки / Т. Ефлаева // Учительская газета. – 2010. – № 17. – 27 апр. |
|
Принц Вася и принцессы Настеньки |
...Учатся жить, как поёшь
– Ты красивая, значит, должна быть еще и умной, тогда заслужишь себе принца Васю, – говорит своим ученицам Светлана Смагина, организовавшая клуб самодеятельной песни с говорящим названием "Белая ворона". И девочки ей верят. А я верить боюсь: ну зачем все это забивание юных голов несбыточной романтикой? Разобьются о жизнь, видя изо дня в день матерящихся сверстников с бутылкой пива в руках и оплеванные подъезды... Наше время, подсчитывающее барыши, кажется, никак не подходит для того, чтобы обнимать друг друга за плечи и петь восторженным шепотом "Ребята, надо верить в чудеса"... Но вокруг меня три десятка взрослых неисправимых идеалистов, педагогов дополнительного образования, вместе со своими подопечными приехавших в подмосковный Красногорск на Международный фестиваль детско-юношеского творчества в жанре авторской песни "Зеленая карета".
И мне хочется верить, потому что глаза Светланы Евгеньевны светятся, а голос гипнотизирует уверенностью и вдохновенностью. – Я окончила консерваторию как теоретик, но играть не могла ни на чем, кроме фортепиано и нервов, – улыбаясь, признается нынешняя "звезда" маленького города Орск в Оренбургской области. – И вот пошла в поход с друзьями, взяла в руки гитару и узнала сразу 40 песен Окуджавы. А вскоре я вышла замуж за гитариста, который увлекался авторской песней, родила двоих детей, одна дочь сейчас сама учит авторской песне, потом я вышла замуж за другого гитариста, уже классического. Он тоже преподает, занимается с мальчиками игрой на гитаре... Коллеги Смагиной смеются. Потому что ее личная история чем-то перекликается с их судьбами. Они все "замужем" или "женаты" на авторской песне, пусть и не так буквально. Многие из них передали этот ген любви к бардовской песне по наследству. Анжелика Почивалова, 15 лет руководящая КСП "Вдохновение" в сибирском городе Искитим, к примеру, привезла с собой дочь Настю – та, естественно, поет и играет на гитаре. Похоже на неотвратимость. – Ну почему же, мой брат с детства наслушался авторской песни и нарочно пошел в программисты, – улыбается 24-летняя Зинаида Андреевна, как величает себя дочь Смагиной: с 14 лет преподает рядом с мамой, привыкла уже к имени-отчеству. Сама белокурая Зиночка с длинными ресницами сойти с маминой тропы не захотела. И встретила-таки своего принца Васю, точнее, Сашу, как мама и предсказывала: к приемному отцу на занятия гитарой ходил один мальчик, ходил-ходил да и решил прийти разучить несколько песен к Светлане Евгеньевне. Он был с пристрастием допрошен насчет вредных привычек и допущен-таки до девочек-принцесс, а потом он влюбился в Зину... Сейчас 2-летнюю дочурку колыбельными убаюкивают. И та уже подпевает маминой "Зеленой карете". Боюсь, у девочки тоже не будет выбора. Мальчиков в КСП немного. "Зато те, кто остается, – один на миллион!", как сказала мне на фестивале одна из девочек. Это только одно из последствий серьезной гендерной проблемы в обществе, и сейчас речь все-таки не об этом, а о детях вообще, о воспитательном потенциале авторской песни (на эту тему в рамках фестиваля состоялся очень содержательный научно-методический семинар). Как показывают уже десятилетия существования КСП, бардовская песня оказалась эффективным средством воспитания детей. По словам педагогов, нынешние тинейджеры приходят в кружки авторской песни с мечтой "стать как "Ранетки", научиться играть на гитаре нехитрых три аккорда – этого более чем достаточно, чтобы выразить свой не слишком испорченный культурой внутренний мир и стать кумиром сверстников во дворе или школе. И вот тут-то коварные каэспэшники окунают их с головой в омут: дают, чтобы разучить песню на два аккорда, к примеру, "Бумажный солдатик" Окуджавы. Большинство ребят имени-то такого никогда не слышали, переспрашивают, мол, что будем слушать, "какую окуджаву?". А дальше их учат эмоциям – словно роботов каких-то. Но ведь они и есть почти что зомби – воспитанные нянькой-телевизором, с головой погруженные в виртуальный мир. – Начинаем разбирать с ними, о чем поется в лирической песне, – говорит Зинаида Смагина, в замужестве Ерошкина. – Оказывается, про любовь, про боль, а многим из детей уже знакомы подобные переживания – у кого-то родители всю жизнь ругаются, у кого-то они в разводе, и ребят вдруг прошибает, они вдруг, неожиданно для себя, начинают плакать. Кажется, раньше это называлось воспитанием чувств. Высоких, красивых, вызывающих потрясение. Поэтому самый любимый "обряд" в ярославском клубе "Акварель" – посвящение новичков. Ребята поют свою первую разученную при помощи старшего "акварельца" песню при свечах, присоединяя свою свечку к общей свече с помощью гитарной струны – и такое не забывается. А звездное небо, которые многие городские дети во время походов и сплавов впервые видят во всем его величии? Исполняя бардовские песни с их утонченной лексикой и высокими понятиями, дети программируют себя на красивые чувства и поступки. – Сначала ребята приходят к тому, что поют о том, как они живут, а потом к тому, чтобы жить, как поёшь, – резюмировал Сергей Семенов, руководитель КСП "Свечи" из наукограда Кольцово в Новосибирской области. Некоторым чиновникам от образования и культуры все еще приходится доказывать, что авторская песня – особый жанр искусства, "поющаяся словесность". О его особенностях на семинаре в рамках фестиваля рассказал Леонид Беленький, пожалуй, один из самых известных исследователей этого направления и руководитель-координатор "Зеленой кареты". Главным критерием бардовской песни он считает степень доверия слушателей к автору – она должна быть абсолютной. – Такой атмосферы, которая складывается в момент, когда мы передаем гитару из рук в руки, делимся своими чувствами, проблемами, радостями, у них больше нигде нет – ни дома, ни во дворе, ни в школе, – подтвердили теорию педагоги. Постепенно "нечитающие" дети приходят к серьезной поэзии, музыке, другим видам искусства. А, например, на "Никитинских встречах" — детском клубе авторской песни, который уже 19 лет в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах ведет знаменитый бард Сергей Никитин, — такое приобщение к искусству специально культивируется. На "встречах" обязательно звучит классика в исполнении юных музыкантов из фонда "Новые имена", а также лучшие образцы фольк-, джаз— и рок-музыки. В гости к "никитинцам" приходят признанные писатели и поэты — Юнна Мориц, Григорий Остер, Андрей Усачев, Тим Собакин. Говорили на семинаре и о предельно выраженной гражданской позиции авторской песни, что очевидно для всех, кто хоть раз слышал Окуджаву, Высоцкого, Галича. Но что особенно ценно – высокие идеалы доносятся в ней до слушателей без ненужного пафоса, ненавязчиво и естественно. Поэтому неудивительно, что нынешние отроки продолжают петь проникновенные песни о Великой Отечественной войне. Естественно, звучали они и на "Зеленой карете", посвященной 65-летию Великой Победы. Даже сложнейшие вещи вроде "Мы вас ждем" Владимира Высоцкого (Мы вас встретим и пеших, и конных, / Утомленных, нецелых – любых, – / Только б не пустота похоронных, / И предчувствие их!). – Сколько смелости нужно, чтобы спеть эту вещь! – признался известный бард Андрей Козловский, который общался с ребятами на одной из творческих мастерских. – Я бы не взялся... Они с отвагой юности берутся. Разве в этом возрасте вообще есть такие вершины, которые нельзя покорить? Они и на "Вильяма нашего Шекспира" могут замахнуться. И знаете, у них получится. Меланхолически прекрасная песня на стихи Цветаевой "Мы с тобою лишь два отголоска" в исполнении 17-летней Кати Кротовой и драматически-напряженная "Воротишься на родину, ну что ж" на стихи Бродского, спетая 18-летней Аней Гутовской (обе девушки из Ярославля), несколько дней звучали у меня внутри. 47 юных исполнителей от 9 до 19 лет, приехавшие на фестиваль со всех уголков страны – от Калининграда до Владивостока, а также из Украины и Белоруссии, – и 47 интерпретаций своих и "присвоенных" (то есть исполненных будто свои) стихов. Порой очень забавных, немножко корявых, странных, трепетных и всегда самобытных. Не зря ведь организаторы фестиваля (среди которых такие классики жанра, как Сергей Никитин и Олег Митяев) прослушивали большое количество присланных записей, отбирая лучшие. "Зеленая карета" сознательно отказалась от конкурса, жюри, спецпризов. Отобранные на фестиваль – и есть лучшие. Все дети – победители. Но эти победы даются нелегко. Так, из 70 записавшихся в "Белую ворону" Смагиной к концу первого учебного года остаются 45. Еще бы: за 4 месяца они разучивают 40 песен! А вообще – и это в большинстве КСП – ребята занимаются 3-4 года, порой по нескольку месяцев оттачивая одну песню, переходя с одного уровня мастерства на другой. Несколько раз на творческих мастерских из уст взрослых коллег по отношению к некоторым старшим участникам фестиваля звучало неподдельно уважительное: – Ты играешь лучше, чем я! Этой чести удостоился и 16-летний Никита Козлов из тольяттинского клуба "Перекресток". Типичный принц: красивый, стройный, не имеет вредных привычек, занимается спортом, к тому же скромный и воспитанный – о повышенном девичьем внимании к своей особе старается не говорить. Как и о собственной "звездности" – успехе в родном городе и на многих известных фестивалях. В бардовской песне звезды не на сцене (хотя на гала-концерте в Красногорске блистали Александр Суханов и Григорий Гладков) – на небе. О делах земных и небесных поют авторы – создатели своего поэтического мира. Они рассчитывают найти таких же авторов в зрительном зале. – Меня много раз звали в Уфу и другие крупные города, но я остаюсь в Орске, где культура находится на уровне ниже всяких плинтусов, – не без горечи призналась коллегам Светлана Смагина. – Потому что без нас ее вообще некому будет поднимать. Чем больше нас – белых ворон – в сером городе, тем небо над головой светлее... Судя по тому, как бурно обменивались идеями и адресами педагоги, как общались между собой дети разных возрастов, национальностей и даже стран, свою задачу объединения культурного пространства в детско-юношеском творчестве фестиваль выполнил.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |