В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.08.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Шишкин Владимир (г. Симферополь) |
|
Ещё раз о профессионалах и любителях |
Всю-то жизнь я дурачился с песней, Бегал, прыгал, играл в чехарду, Называть это дело профессией, Как хотите, никак не могу.
Юлий Ким, "Безразмерное танго"
Разговоры о профессионализации жанра авторской песни, возможно, порядком всем надоели, но удержаться от замечаний по этому поводу трудно. Когда 25 лет назад я увлёкся неким песенным жанром, он назывался самодеятельная песня, и это никого не удивляло. Самодеятельностью это было не только по формальному признаку, (не буду перечислять профессии родоначальников жанра, они большинству известны), жанр был альтернативой профессиональной песне по сути, так как служил трибуной для выражения мировоззрения не конформистски настроенной части общества. Важным для меня было то, что раз самодеятельная, то я имею полное право этим заниматься. Когда некоторые авторы из первой волны стали уходить в профессионалы, это не вызвало революции, они это делали корректно — становились артистами филармоний, писали для театров (Ким, Дольский) и т. д. Конечно, не все оставили свои профессии. Бесконечно уважаю А. Городницкого, который на протяжении всей трудовой деятельности совмещал песни и науку. Не думаю, что Визбор считал себя профессиональным автором-исполнителем. Другое дело сейчас. Нынешние профессионалы пытаются приспособить жанр под себя, разделив всех на касты, шпыняя любителей, и грубо говоря, плюют в колодец, их вспоивший. Они довольно активно обозначают свою позицию, с ними мало кто спорит, и даже стало считаться, что профессионализация жанра это единственный путь развития. Я осмелюсь заявить, что мне, например, очень нравятся понятия самодеятельность и любитель. Это замечательно, если человек, в свободное от работы время, с любовью делает какое-то дело, приносящее радость людям, не собираясь продаваться. Говоря о профессионализме, часто подразумевают просто высокий уровень мастерства, но при этом происходит подмена понятий. Если мы обсуждаем какую-то проблему, необходимо одинаково трактовать базовые термины и определения, иначе — вавилон. Откроем словарь Ожегова: Профессионал — человек, сделавший какое-ниб. занятие своей постоянной профессией. Фотографы профессионалы и фотографы любители. Соответственно Профессия — основной род занятий, трудовой деятельности. Заметьте — уровень мастерства не оговаривается, если платят деньги — профессионал. И замечательный пример с фотографами. Да, есть профи, но полно любителей. Они объединяются в клубы, общаются, устраивают выставки, самовыражаются и не спорят о профессионализме. Но об этом позже. Выходит всё просто. Профессионал — тот, кто освоил какие-то навыки и продает результат их использования. Неизбежно для него остро стоит вопрос востребованности этих результатов. Любитель — тот, кто творит от избытка творческой энергии, любви к людям и природе, руководствуясь божьим даром, талантом и интуицией (вопросы сублимации в творчестве не рассматриваем, как надуманные). При этом материальную независимость ему дает какая-нибудь профессия, а творческую независимость — неподконтрольность творческим союзам, цензуре и часто, как ни странно, отсутствие образования в выбранной для творчества области, что обеспечивает свободу от стереотипов и самобытность. Почему же такой "наезд" на любителей. Многое, по настоящему значительное, создано ими. Колесо, например. Не было на заре цивилизации профессионального конструктора колеса, но оно появились, благодаря безымянному гению. Потом возникли Мерсы и ВАЗы, но одновременно сотни людей продолжали строить самодельные авто, объединяясь в клубы технического творчества, и не потому, что автомобиль было трудно купить в Союзе, а потому, что потребность в самовыражении многообразна и вездесуща. Телепередача "Это вы можете" была их трибуной Самолет построили автомеханики братья Райт, опять же не было тогда проф-х конструкторов самолётов. Потом возникли АНы и Боинги, но сотни людей продолжают заниматься конструированием и постройкой сверхлёгких летательных аппаратов. В середине 80х проходили всесоюзные слёты любителей СЛА, где можно было увидеть потрясающее буйство конструкторской мысли. Опять же мало кто знает, что в США, где самолёт доступен как автомобиль, полно самодельщиков. Ежегодно они слетаются в город Ошкош на фестиваль. Мне, как инженеру-конструктору близки примеры из области технического творчества, однако, может быть такие параллели не применимы к художественным жанрам? Но вот теледокументалистика — очень профессиональный жанр искусства, но тысячи людей с телекамерами снимают, что попало. И нет бы, смотреть это у себя на диване, они присылают сюжеты на ЦТ в передачу "Сам себе режиссер" и тысячи телезрителей умиляются, просматривая сюжеты довольно сомнительной художественной ценности. Видимо, любительство тоже имеет право на публичность. Поэзия и изобразительное искусство так же бывают профессиональными и любительским. Но там, наверное, проще, член союза — профессионал, не член — любитель. Хотя любители тоже издаются, выступают на фестивалях и т. д. Любительские театры ещё одно широко распространённое явление, и уж там точно самим себе спектакли не показывают, обязательно ориентация на зрителя. Конечно, и любительство может принимать дикие формы, от курьёзных (изобретатели вечного двигателя), до криминальных (чёрная археология). Но и профессиональными могут быть киллеры и, господи прости, революционеры. С ума можно сходить при любом статусе. Кстати, атомную бомбу создали и применили абсолютные профессионалы. Возможно, аргументация с помощью аналогий не очень корректна. Но Михаил Барановский, ратуя за профессионализм, обычно задаёт иезуитский вопрос: "Когда у тебя заболят зубы, ты пойдёшь к профессиональному стоматологу?" Разумеется, да, но это демагогия, потому, что стоматологов-любителей не существует. Что же касается медицины в целом, то успехи целителей-нетрадиционщиков несомненны, а проф-е медики не могут справиться ни со СПИДом, ни с раком. Профессиональная диетология вообще лженаука, это убедительно доказал профессор Андреев (филолог), председатель Всесоюзного совета КСП. Его лекции о правильном питании, прочитанные в начале 80-х в лагере "Барзовка", и ходившие в записях и самиздате, были изданы потом книгой "Три кита здоровья". Одним из главных аргументов профессионалов, остаётся тот, что сцена имеет свои законы и требует определённого уровня мастерства, не имея которого можно петь только у себя на кухне или в кустах. При этом критерии весьма расплывчаты и уровень каждый критик отстраивает от своего, то есть очень субъективно. Часто на второй план оттесняется самобытность и искренность исполнения. Это привело к тому, что возникла генерация исполнителей, фанатично шлифующих 2 — 3 песни, для участия в конкурсных фестивалях, и их совершенно неинтересно слушать в компании, им нечего показать, и общих песен они не знают. Так умирают традиции. Это очень важный момент. У Григория Дикштейна есть замечательные слова: "... Но для того эта песня придумана, чтоб её пели со мной..." Старые мастера гордились, когда их песни подхватывались массами и становились народными. Нынешние, всё больше, создают песню, как концертный номер, и ужасаются, если кто их запоёт, да чуть-чуть не так. С другой стороны, если спросить у обыкновенного потребителя музыкальной культуры, кто такие профессиональные авторы-исполнители, он почти наверняка ответит, что это Газманов, Агутин, Добрынин, Укупник, Николаев, Юрий Антонов, наконец. И будет прав, к их статусу не подкопаешься. Однако "наши" профессионалы что-то не хотят выступать в одном формате с ними. Им почему-то комфортнее на одной площадке с какой-нибудь десятиклассницей, которая срифмовала любовь и кровь и спешит этим поделиться. Я, кажется, догадываюсь почему. Дело даже не в отсутствии денег на раскрутку. По настоящему массовая аудитория, с которой должен работать профессионал, чтоб заработать, состоит из обывателей, и покорить такую аудиторию можно только попсой. А это уже потеря лица для барда. Поэтому заманчиво использовать воспитанного десятилетиями зрителя, но хорошо бы помнить, что воспитан он поколениями люби-телей. По человечески я хорошо понимаю профессионалов. Конечно, очень хочется заработать на жизнь увлечением. К сожалению, почти всегда, это требует поступиться частью творческой свободы. По свидетельству главного апологета профессионализма в АП Виктора Байрака на Украине пять профессионалов. Ну а любителей-то тысячи, так какой же жанр они представляют? Работая в студенческих стройотрядах, я наблюдал бригады строителей, которые быстро и довольно качественно возводили несложные строения типа коровников и сельских домов. Не имея достаточных оснований называться профессиональными строителями, они именовались шабашниками. Так вот, ребята, извините, но уж очень напрашивается аналогия. Работаете вы не по графику, составленному продюсером, а от случая к случаю, когда пруха прорежет, и в профсоюзах не состоите. Точь в точь, как шабашники. Есть ещё профессиональные "фестивальщики", но об этом явлении исчерпывающе написал Юрий Чайка в песне "Фестивальная диссидентская". На самом деле, я знаю на Украине только одного автора, который корректно ушел из бардов в профессионалы. Это Константин Фролов из Симферополя. На авторские концерты и спектакли, проходящие регулярно, он собирает тысячные залы. При этом афиши приглашают на встречу с поэтом и актёром Русского драматического театра. И практически нигде не объявляется, что Костя дважды! (1978 и 1987 г.г., можете проверить) лауреат Грушинского фестиваля, в отличие от многих самопровозглашенных профессионалов. КСП это среда, предназначенная для самовыражения, посредством сочинения и исполнения песен, непрофессиональных поэтов и композиторов. И всегда найдутся зрители, согласные слушать непрофессиональные, но искренние песни. Потребность в этом неистребима, и никто не сможет лишить возможности выступать любителей, даже в век сплошной коммерциализации.
(Сохранены выделения автора)
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |