В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

29.03.2015
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Ким Юлий Черсанович
Авторы: 
Ким Юлий Черсанович

Источник:
Ким, Ю. Но судьба своё возьмёт... / Ю. Ким; беседовала Т. Тютелева. – URL: http://juliy-kim.ru/yulij-kim-no-sudba-svoyo-vozmyot (дата обращения 29.03.2015).
 

Но судьба своё возьмёт...

Поэт, бард, драматург, сценарист, либреттист... Все это Юлий Ким. Его песни звучат в 50 фильмах и не менее чем в 40 спектаклях. По его сценариям сняты две картины: "После дождичка в четверг", "Раз, два – горе – не беда". Он выпустил 16 книг, 12 компакт-дисков с авторскими песнями вместе с профессиональными музыкантами. Многие его песни из фильмов стали хитами, и мы редко задумываемся над их авторством.

"Ходят кони над рекою, ищут кони водопою..." ("Бумбараш"), "Губы окаянные, думы потаённые, бестолковая любовь, головка забубённая..." ("Пять вечеров"), "Пусть бесится ветер жестокий в тумане житейских морей. Белеет мой парус такой одинокий на фоне стальных кораблей..." ("Двенадцать стульев"), "А-а-а! В Африке реки вот такой ширины! А-а-а! В Африке горы вот такой вышины!.." ("Про Красную шапочку"). Большинство текстов для легендарного мюзикла "Нотр Дам" исполняются в переводе Ю.Кима. Слушая музыку Кима, мы отдыхаем душой и сердцем. Удивительно лирично и проникновенно поет сам Юлий Черсанович. Те, кому довелось побывать на его концертах, вновь стремятся попасть на его выступления. К тому же, он еще и прекрасный рассказчик.

Юлий Ким является лауреатом премии "Золотой Остап" и российской Государственной премии им. Булата Окуджавы. А песни: "Губы окаянные", Хорошо идти фрегату", "Рыба-кит" и "Чёрное море" вошли в сборник "Лучшие авторские песни нашего века". Он много гастролирует, выступает в США, Германии, Франции, Израиле, Дании, во многих других странах. Застать его в Москве – большая удача.

А поводов у газеты "Основы" для встречи с именитым автором песен, по крайней мере, было два: рассказать нашим читателям о жизни и творчестве удивительного человека Юлия Кима и – не менее интересной биографии его предков.

Нам удалось выяснить, что его дед Валентин Васильевич Всесвятский и бабушка – Елизаветы Осиповны Успенская жили и работали в Наро-Фоминске. Валентин Васильевич главным врачом в районной больнице, Елизавета Осиповна врачом.

Встреча с Юлием Кимом состоялась, а наша беседа о его предках привела нас к нашим соседям – в Малоярославец. Но об этом в следующем номере газеты. А сегодня мы предлагаем вам интервью с известным поэтом, музыкантом, певцом, талантливым человеком Юлием Черсановичем Кимом.

 

– Ваша жизнь – сплошные дороги, а где родились?

 

– В Москве, 23 декабря 1936 года. А мои родители встретились в Хабаровске. После окончания 2-го Московского государственного университета мою маму, Нину Валентиновну Всесвятскую, направили работать на Дальний Восток. В письме к своей подруге из Хабаровска она писала: "Я изменила своей профессии. Из педагога-литератора – в издателя, журналиста, методиста 1-ступени, словом, в секретари редакции журнала-учебника "Красный маяк". Прощай, Пушкины, Гоголи, Ваньки Чехова, тетради и ошибки! Я издатель, и никаких гвоздей!"

В Хабаровске мои родители и познакомились. Потом переехали в Москву. Мама с сестренкой Алей, она родилась 7 июля 1933 года, часто бывала в Наро-Фоминске у своих родителей – Валентина Васильевича и Елизаветы Осиповны. В июне 1934 года мама писала из Наро-Фоминска подруге: "У меня все тихо, мирно, "дочка, дачка, водь и гладь. Живу в Наре у своих. С утра до вечера делаю "неприделанное дело", т. е. одеваю, переодеваю, варю, кормлю, замываю, стираю, гуляю, играю, укладываю спать, а там "на колу висит мочало, начинай опять сначала. Единственное утешение – дочь растет хорошо. Жизнь разнообразится путешествиями в Москву за продуктами и к Черсану. Черсан в санатории, в Сокольниках. Дела его идут хорошо. Борьба с Кохом протекает успешно. Осенью в Москву. Начинаю поиски работы. Скверное дело – искать работу. Лучше бы, если работа меня искала. Что год грядущий мне готовит?". А жизнь готовила матери нелегкие испытания. Отец, Ким Чер Сан был беспартийным, работал издательстве "Иностранный рабочий" редактором-переводчиком, с русского на корейский, – и наоборот, одновременно учился на театральном в ГИТИСе. Он был талантливым человеком, сам пробовал писать пьесу, мечтал на Дальнем Востоке создать свой корейский театр. Но не сложилось. 26 ноября 1937-го года его арестовали, объявили японским шпионом и через 3 месяца расстреляли, Ему было всего 34 года. Маму, Нину Валентиновну Всесвятскую, разумеется, арестовали как "члена семьи изменника родины" и сослали. Именно в это время нас взял к себе в Наро-Фоминск дед В.В. Всесвятский. А потом, в 41 году, тетушка нас увезла в Люберцы. На следующий день немцы вошли в город. Потом мама вернулась из лагеря и увезла нас с собой в город Малоярославец, за 101-й километр, где мы с Алей провели всё наше отрочество. Аля там закончила десять классов, поехала в Москву учиться на медика, а я остался с мамой. Потом мы уехали в Туркмению.

 

– Всесвятские были известные подвижники?

 

– Я прямой потомок фамилий Всесвятских и Успенских. Это фамилии духовного сословия. Успенская Елизавета Осиповна, моя бабушка, была врачом. А вот отец деда (тоже врача), то есть мой прадед, Василий Павлович Всесвятский, был главным священником в храме большого села "Уготский Завод" Калужской губернии. Сейчас Уготский Завод – это город Жуков, потому что рядом, в деревне Стрелковка, родился Георгий Константинович Жуков. И прадед мой, Василий Павлович, его крестил. У прадеда было три сына, один из них мой дед Валентин Васильевич, Павел Васильевич, дочь Анна. Николай Васильевич был врачом. Задолго до революции в тех местах свирепствовал тиф и доктор Николай Васильевич вылечил будущего маршала Жукова от тифа. Мои потомки – были настоящие земские интеллигенты.

Они основали больницу, занимались школами, лечили, учили, помогали, словом, были в гуще народной. И когда пришла советская власть, они продолжали свою просветительскую деятельность. Моя мать Нина Валентиновна Всесвятская была учительницей, мой дядя землемером, все это передавалось по наследству. Так что все мое воспитание прошло в среде русской фамилии и русской семьи, а корейская родня возникла существенно позже. Я с ними познакомился, но к культуре корейского народа так и не приобщился.

 

– Корейский язык знаете?

 

– И язык не знаю, хотя корейцы меня не так давно вытащили в Сеул. А я и не упирался, охотно туда поехал. Было замечательное человеческое общение, но сказать, чтобы я как-то проникся этой культурой, что она стала для меня родной, я не могу.

 

– А как складывалась ваша судьба?

 

– В 1959 году окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина и по распределению поехал работать учителем русского языка и литературы на Камчатку, потом возвратился в Москву, преподавал в средней школе № 135, затем – в физико-математическом интернате № 18 при МГУ, а в 1968 оставил педагогику и занялся творчеством.

 

– Скажите, как давно в вас проснулся талант к созданию песен?

 

– Песни пишу с 1955-го года. Считаю, что этот дар передался мне от клана Всесвятских. Я вспоминаю большие семейные сборы с бесконечными песням. Всесвятские были очень певучей семьей, они знали море песен. Когда собирались мои дядя и тети и начинали петь – заслушаешься. Они пели и студенческие, и времен Народной воли, и Варшавянку, и эсеровские, и социал-демократические, и застольные, такие, как: "Среди долины ровныя", "Хасбулат удалой", божественные, песни времен Великой Отечественной войны. Отчасти и мне перепал талант предков, и я благодарен им.

 

– Ваша сестра Алина работала врачом?

 

– С сестрой мы были всегда дружны. Алина долгие годы работала в области фтизиатрии и иглорефлексотерапии, защитила диссертацию, она автор многих публикаций. Она автор книги "Детство за 101 километром". Вместе с ней мы написали книгу 2О нашей маме Нине Валентиновне Всесвятской-учительнице". Алина умерла в сентябре 2008 года внезапно.

 

– Вы долгое время писали под псевдонимом Михайлов...

 

– Этот псевдоним я взял по необходимости. В 1968 году меня уволили из школы, в которой я преподавал, за участие в диссидентском движении. Я расписался в нескольких очень резких письмах. Тогда было сильное протестное движение, и я тоже не остался в стороне.. Работать в школе мне запретили навсегда, не разрешили и выступать на сцене с концертами. Когда я спросил, чем же мне зарабатывать на жизнь, мне ответили, что против работы в кино и театре они не возражают.

 

– А на гитаре сами научился играть?

 

– На гитаре меня научила тетка, когда я был на первом курсе института. Мама хотела меня поместить в музыкальную школу, когда мы жили в Туркмении, но там у нас были проблемы с финансами. Поэтому я что-то подбирал тремя пальцами на школьном фортепиано и учился на трёхрядной гармошке, тоже всё на слух, но толком не выучился.

 

– У вас есть дети?

 

– Дочь Наташа и трое внуков. Внучке Ксении 17 лет, Мирке 6 лет, Юрику 3 года, Мирка что-то напевает, Юрик слышит и старается подпевать.

 

– А с дочерью не пробовали петь?

 

– Пели иногда, но в практику не вошло.

 

– Слушая ваши песни, невольно возникает зрительная ассоциация с живописными картинами. Вы не пытались узнать свои стихи на полотнах художников?

 

– Нет, абсолютно точно. Вот мой племянник, Марат Ким, известный – дизайнер, иллюстратор, автор песен, арт-директор компании "Централ Партнершип" может претендовать на это. Он работал с А. Кончаловским, Ю. Морозом, Н. Лебедевым, В. Тодоровским в кинокартинах "Одиссея", "Каменская", "Братья Карамазовы". "Волкодав из рода Серых Псов". "Буги-вуги на костях".

 

– Авторская песня – это чисто российское явление? И каково, на ваш взгляд, ее будущее?

 

– Есть американский кантри, есть французский шансон, есть, вероятно, что-то подобное в Латинской Америке, так что, убежден, барды существуют не только в России. Хотя, безусловно, русская бардовская песня – явление чисто русское. Авторская песня удовлетворяет определенные потребности российской души в доверительном песенном разговоре. Не танец в экстазе, попса или рок-н-ролл. А разговор по душе. Интонации дружественного собеседования передаются из поколения в поколение, бардовская песня помогает объединению людей, помогает жить. Авторская песня бессмертна.

 

– Как вы думаете, будет ли новое поколение воспитываться на творчестве людей нашего времени? Или со временем все становиться классикой?

 

– Каждое поколение воспитывается на опыте поколений предыдущих. Классикой же становится все то, что отбирается временем.

 

– Где можно ознакомиться с вашими стихотворениями?

 

– Наиболее полный сборник моих стихов вышел в 2006 году в издательстве "Время".

 

– Вы пишете и стихи, и прозу, создавали либретто и киносценарии. Какой из жанров вашего творчества наиболее важен для вас? Какую работу вы считаете самой удачной?

 

– Основное для меня – песенное творчество. Но сказать, что песнями я дорожу больше, чем пьесами, или наоборот, я не могу. Все это разные жанры, там разные задачи и подходы. А когда удается сочетать и песню, и пьесу – как в моей сказке про Ивана-дурака, которая идет сейчас в московском ТЮЗе под названием "Кто царевну поцелует", – вот это общая моя удача. Потому что там и музыка моя, и песни, и пьеса. Она мне нравится – как универсальное воплощение того, что я могу. Как правило, новые песни пишу для спектаклей. Очень люблю музыку Дашкевича, Гладкова, Нино Роты.

 

– На сценах каких театров ставят ваши пьесы?

 

– В театрах – Маяковского, Моссовета, ТЮЗ, "Табакерке", у "Никитских ворот", камерном оперном театре на Покровке..., в других городах России.

 

– Сейчас снова наступили трудные времена, что бы вы посоветовали людям?

 

— В первую очередь нужно иметь самообладание и практическую смекалку, присутствие духа. Были времена тяжелее ... Активно относиться к жизни, быть оптимистом...

 

И пусть повезёт гренадёру

Живым с поля брани уйти!

 

Татьяна Тютелева

 

__________________________

Статья предположительно была опубликована в газете "Основа" (г. Наро-Фоминск).

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024