В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.08.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
предположительно Газета "Альма Матер" (печатный орган КСП "Поиск" (г. Владивосток, 1986 г.) Архив КСП "Поиск" (г. Владивосток), машинописная копия. Материал предоставила Потапова О. Ю.
 

репортаж о дисскуссии (название не оригинальное - ред. bards.ru)

основой статьи послужила расшифровка фонограммы дискуссии на Днях Самодеятельной Песни (ДСП), 1986 г., г. Владивосток, помещение КСП "Поиск" (г. Владивосток, ул. Пушкинская, 35)

 

 

Тему дискуссии, выборочно приводимой ниже, определило письмо Е. Вдовина (Москва), точнее даже одна его фраза. Говоря о трудностях, которые испытывает в настоящее время Московский КСП, он, в частности, заметил, что кроме всего прочего, "беда в том, что у нас нет ещё общепринятых понятий, что такое КСП, зачем он нам нужен и в какой форме. Некоторые товарищи ратуют за движение СП, я этого термина не понимаю". Итак, мы приводим ряд мнений, — высказанных на семинаре по этому поводу.

 

А. ПЫЖЬЯНОВ: Киноклуб Московского института инженеров железнодорожного транспорта создал прекрасный двадцатиминутный звуковой фильм, где как раз прозвучали слова "движение СП". Этот фильм очень ярко показывает, что же такое движение СП. Можно видеть, как десятки тысяч людей двигаются, идут. И вопрос состоит только в том, куда они все двигаются и куда надо направить это движение. Собственно говоря, чем и занимаются сейчас и руководящие органы, и клубы СП. Вопрос это непростой. Для того, чтобы правильно направить развитие СП, нужно очень хорошо разобраться в сути этого движения. Для этого надо глубоко проникнуть в эту среду и понять её. Потому что иначе может оказаться, что это движение просто примкнёт к политпесне или т.н. комсомольской песне. Вот почему в среде представителей СП возникают всякого рода бунтарские явления. И это понятно, потому что в среде СП большинство людей, авторов, исполнителей поднимают свои собственные внутренние проблемы. А основное требование сверху исключает возможность выносить это на сцену, тогда как сцена для КСП ныне – важнейшее звено существования клуба. А что касается движения СП – движение есть и растёт, и ничего не изменится от того, что мы по этому поводу решим.

 

Т. БУЛГАКОВА: СП – это одно из движений, причём одна из форм, которая существует веками. Это не мы его придумали. Не будем говорить, что это форма искусства, которая существует лишь в настоящее время. Нет, это исторический процесс, который существовал всегда, который известен науке, по крайней мере, с одиннадцатого века, т.е. мы уже знаем некоторые формы этого процесса уже с одиннадцатого века. Это и скоморошество, это и былинное творчество, это и канты, это и стихи под музыку начала двадцатого века. А наше время выбрало для себя вот это движение СП. Это просто художественное осмысление эпохи, как говорит Н. Вайнонен, именно поэтому его нельзя путать ни с художественной самодеятельностью, ни с комсомольской песней, ни с политической, хотя и политпесня – это своего рода уже одна из форм СП как народного музыкально-поэтического искусства.

 

С. РЫБАЛКА: Я хочу сказать, что художественное осмысление – это только одна сторона явления. Куда в таком случае девать всех "нехудожников", которые присутствуют в этом движении?

 

С. БУЛГАКОВ: По поводу занятости "непоющих" в клубе. Во-первых, клуб – это, прежде всего, общение. Правда, тут возникает вопрос: общение в связи с чем, на какую тему и т.д. Во-вторых, в древней Индии, например, умение слушать приравнивалось к умению играть. А поэтому, по-моему, проблем взаимоотношения поющих и "непоющих" не существует.

Теперь о движении. Мы просмотрели множество статей в "Менестрелях" и, по-моему, авторы их говорят в основном не по сути. Большей частью спор идёт вокруг названия. По-моему, достаточно одного определения СП как фольклора, а главное, что упускается обычно, СП – это попытка решить существующие проблемы уровнем человечности. Именно за этим приходят в СП люди. Это – попытка осмыслить себя как человека, не как работающую единицу, дающую продукцию, а как человека. Кстати, движения, аналогичное СП, были известны и в других странах, и пик их приходился на глубокие кризисы, сотрясавшие эти страны: кантри-мюзик в США в тридцатые годы, канте хондо во главе с Гарсиа Лоркой в Испании 20-30 годы. Итак, искренность, уровень человечности – вот что определяет движение СП. Спор же вокруг названия не имеет смысла, явление существует.

И ещё. По-моему, за всеми этими спорами, за всеми передрягами, которые происходят в клубах, вот эта самая главная линия забывается, отодвигается куда-то в другую сторону. Появилось очень много авторов, которые не затрагивают этих проблем. Да, они личные, да, они музыкальные, да, они создают "интим", но этих проблем, человеческих, нет у них. Вот это уже очень настораживающий момент.

 

Л.ЦОЙ: Возвращаемся к движению. По-моему, движение СП – это процесс выражения своей позиции, своего мировоззрения и процесс подачи его в массы. И процесс становления позиции, формирования мировоззрения тоже. Выражается этот процесс в разных клубах по-разному. Каждый клуб сам находит для себя те или иные формы работы. И совокупность форм деятельности в данном клубе, от организационной до авторской, есть творчество.

 

С.РЫБАЛКА: Не согласен, что творчество – это совокупность форм. Давайте этот вопрос рассматривать, исходя из противоположности творческого и потребительского отношения к одним и тем же вещам. А какие-то конкретные формы – это второй вопрос. Главное – это творческое отношение к делу, к жизни и т.д. О. Чумаченко как-то раз заметил (см. "А.М." №7)(1), что одна из прелестей движения СП – именно самодеятельный его характер. Т.е. оно само себя порождает, само себя определяет, свои цели, задачи, ценности какие-то, само управляется и т.д. в принципе. Всё это уже предполагает какое-то творческое зерно, вообще активную жизненную позицию. А без этого движение можно было бы определить одним коротким словом – суета.

 

А. ГУСЕВ: Я хотел бы попытаться определить, что такое в моём понимании КСП, определить, не углубляясь в философию, исходя, так сказать, из грубой реальности. Итак, КСП – это объединение людей, которое в результате творческой работы создаёт какие-то общественно-значимые ценности. Объединение клубное. Прослеживая путь становления любого КСП, можно заметить, что в самом развитии он проходит ряд стадий, представляющих собой как раз типы клубных объединений. Первоначально это – любительское объединение, куда приходят не только слушать и петь песни, но и просто пообщаться. Далее, когда в клубе начинается более-менее серьёзная творческая работа, люди так или иначе определяются, проявляется осознанный интерес, интерес именно на основе творческой работы, это уже клуб по интересам. Следующая за клубом по интересам, высшая в моем понимании ступень – инициативный клуб. Попробую пояснить, что это такое на примере "Поиска". Каким я его себе представляю. Помимо того, что здесь есть любительство, есть и интерес к определенному делу – СП. Есть и инициатива людей, т.е., постоянный поиск каких-то новых форм, проведение всякого рода интересных мероприятий и т.д. Причём всё это, вся инициатива рождается внутри клуба.

 

С.БУЛГАКОВ: От работы на количество, направленной на привлечение всё большего числа сторонников, мы постепенно переходим к работе на качество. При этом кто-то приближается к поэзии, кто-то к музыкальной стороне, кто-то к театру, к действию, оставаясь при этом в рамках СП. Сейчас настало время, когда нужно работать на качество, а раз мы выбираем какие-то формы, строго говоря, далеко не новые, то не следует забывать, что техника, технология работы в каждом из них давно выработаны. И не забывать про главное, про "уровень человечности"!

Вряд ли целью нашего семинара было заставить заняться песенным творчеством в той или иной конкретной форме. Скажем, непременно ставить мюзиклы, непременно взяться за красивое ансамбльное пение. Видимо, здесь речь идёт о том, что надо искать, стараться найти своё, как это сделали, например, те же "Секунда" и "Мышеловка". А значит, всё зависит, прежде всего, от вас самих.

 

1. Газета "Альма Матер" (печатный орган КСП "Поиск" (г. Владивосток)

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024