В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

18.04.2015
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Аксельруд Наталия Павловна
  - Сергеев Леонид Александрович
Авторы: 
Аксельруд Наталия Павловна

Источник:
Аксельруд Н.П. Мир уцелел, потому что смеялся: [о творчестве Леонида Сергеева] // Наташа: Поэзия. Проза. Публицистика. Воспоминания о Наталии Аксельруд. – Н. Новгород, 2005. – С. 119–122.
 

Мир уцелел, потому что смеялся

– Пожалуйста, пиши обо мне поскромнее, – сказал Леня. – Без всяких там эпитетов и преувеличений. Просто: выдающийся автор Леонид Сергеев, и все. Ладно?

"Мир уцелел потому, что смеялся" – эта мудрая фраза стала девизом Габровского фестиваля сатиры и юмора. Кстати, Леонид был одним из участников фестиваля-81, куда поехал в числе семи победителей конкурса "Веселые ребята". Многие телезрители помнят этот интереснейший цикл передач, где царили юмор и смех, где участники были молоды и невероятно остроумны. Но журналист из Казани Леонид Сергеев выделялся даже среди них. После этого цикла Сергеев получил предложение работать в Москве. Сейчас он сотрудник радиостанции "Юность", по-прежнему снимается на ТВ: в передачах "Адреса молодых", в "Клубе "Веселых ребят". Несерьезно, через шутку – об очень серьезном: таков главный принцип этих передач. Именно этот, столь современный принцип – в основе творчества Леонида Сергеева.

 

НАЧАЛО

 

Начало было положено, наверное, еще в детстве: музыкальная школа по классу фортепиано и стихи (Леонид: "Впрочем, кто из нас в детстве не баловался стихами?"). После школы – истфак Казанского госуниверситета, студенческий театр юмористических миниатюр, где играл и после окончания вуза, уже работая в "Вечерней Казани". Восемь лет, отданных, скажем так, юмору на сцене, не могут пройти даром. Именно тогда – прекрасное время, лучшие, на всю жизнь, друзья. И песни, первые песни.

– Если для человека главное – только самооценка, это творческая смерть. Главное – суд друзей, знакомых, да и незнакомых людей. Чем больше споров и мнений вокруг того, что ты сделал, тем нужнее и полезнее это тебе самому. Считаю свои студенческие годы счастливейшими: и ССО, и агитпоходы, и "снежные десанты"...

 

"РАЗБОМБЛЕНА ПОГОДА, РАССТРЕЛЯНЫ ВЕТРА..."

 

Все концерты Леонид Сергеев начинает циклом песен о войне. Здесь все свое: не только стихи и музыка, но и герой этих песен, и ощущение кровной сопричастности автора тому, о чем он рассказывает. Я не оговорилась, употребив глагол "рассказывает". Военные песни Сергеева – это именно рассказы, чаще всего от первого лица, а сам рассказчик, как правило, – просто солдат, бывший крестьянин, который, даже глядя на изуродованную снарядами землю, горько и метко скажет: "взрывом вспахана земля...". Все песни Сергеева о войне – это непрерывный рассказ русского солдата о земле.

В песнях этого цикла очень сильно именно фольклорное начало: оно и в чуть стилизованных мелодиях, и в использовании определенного лексического слоя: вслушайтесь – "полюшко", "колоколенка", "сторонушка". И главное – в ощущении и впрямь народного происхождения этих песен: так достоверны они, так щемяще-просты, так точны: "Это вроде бы пустяк: нам с Егоркой зацепитъся за пригорок. А на деле все не так: тот пригорок лишь на карте уцелел...".

– Тема войны для меня – не боюсь громких слов – святая. И в университете, и когда в газете работал, участвовал в шести походах "снежного десанта". В зимние каникулы студенты проходили по местам былых сражений – по боевому пути соединений, которые были сформированы в годы войны в Татарии. Ведь то, что мы читаем в книгах, видим на экране, – это не наш личный контакт, это вторичное восприятие. А когда в маленьких белорусских, украинских деревеньках, затерянных в глуши, куда зимой только на лыжах можно добраться, вживую беседуешь с людьми, пережившими эту войну, видишь слезы этой войны, оставшиеся до сих пор, – вот этот прямой контакт заставляет "общее выражение лица" постепенно менять... Эти походы – целая веха в жизни...

"Тяжелая работа – сквозь стон кричать "ура!" Усталая пехота затихла до утра. Над стылыми полями – немолкнущий хорал: "Убит", "Контужен", "Ранен" да "Без вести пропал"..."

 

"...КАК ОТГОЛОСКИ СПРЯТАВШИХСЯ ЗВЕЗД..."

 

Беру на себя смелость утверждать, что нет такого сатирика, юмориста, клоуна, наконец, который по сути своей не был бы лириком. По четкой формуле "летчик может не быть космонавтом, космонавту нельзя не летать", – сатирику просто нельзя не быть лириком! Вспомним Чаплина, Зощенко, Райкина, Никулина, Жванецкого, Горина... Леонид Сергеев, заставляющий нас, слушателей, не просто улыбаться, внимая его шуточным песням, но гомерически, по-детски самозабвенно хохотать, – Сергеев по сути своей лирик, очень остро воспринимающий мир, взаимоотношения людей, ощущающий температуру слова... Он сочиняет сказку в стихах про старого дворника – сказку в духе Андерсена, сказку долгую, как одиночество: о том, как седобородый дворник сметает в совок не листья, а оставленные за ненадобностью на дорожках парка слова, как потом он тасует их, "отодвигая в сторону за свечку фальшивые и резкие слова", затем скрепляет друг с другом печальные и радостные, и слова эти начинают жить снова – "как отголоски спрятавшихся звезд...". Он уверяет нас словами старого театрального занавеса, что, "если бьются в такт жаркие сердца, можно полюбить в эти три часа...". Он доверяет нам свой душевный опыт: "Руку друга помним на ладони, руки милой помним на плечах. Позади – бесцельные погони, впереди – негаснущий очаг...".

– Исполняя шуточную песню, я в образе и могу парировать все, что идет из зала: любые слова, записку. Когда пою лирическую песню, я абсолютно открыт...

 

"МЫ НАСТУПАЛИ НА РЕДУТЫ ЛЖИ"

 

Во все времена смешить было делом непростым. В наше время, наполненное серьезнейшими проблемами, люди, пожалуй, как никогда, тянутся к юмору. Вот только требования к юмору возросли: он должен быть и интеллектуальным, и современным, и злободневным.

Леонид Сергеев – мастер юмористических песен. Пожалуй, можно подразделить их на просто шуточные, "для хорошего настроения", как говорит сам автор, и на сатирические.

Первые – это "Монолог льва" и "Монолог дрессировщика", блистательный "Гусарский цикл", наполненный множеством реалий и понятий того времени (историческое образование!) и сегодняшним взглядом на эти понятия; цикл песен для телепередач "Адреса молодых", где Леонид несколько раз создавал образ, по его словам, "простого бытового мужа"; пародия на "информационные шлягеры", воспроизвести которые не смог бы, наверное, никто, кроме самого Сергеева: так виртуозны они по манере исполнения, так удивительно само умение пародировать, способность Леонида двумя-тремя штрихами нарисовать совершенно точный портрет персонажа.

– Как у меня получается сатирическая песня? Я очень четко чувствую персонаж, который мне надо донести до зрителей: что он любит, какие имеет привычки, как одевается, даже в каком уголке его рта зажата потухшая уже папироса. Этот образ я называю коротко и ясно: жлоб. Именно он – "Трамвайный джентльмен", он герой "Монолога сильной личности" ("Я? Сижу на базе. Кем? Кем надо! Я иного счастья не ищу. Я таких, как ты, пугаю взглядом и беру за вредность, что хочу. Что там пискнул? Что за "идеалы"? Больше так при мне не говори..."). Моральная сытость, чванство, снобизм – вот что отвратительно. Смотреть на все сквозь растопыренные пальцы и видеть к тому же только их. На прошлом концерте после "Монолога жлоба" получил записку "Сам ты жлоб!" Знаешь, обрадовался: значит, задело.

Сергеев пишет песни на свои стихи, но однажды он переложил на музыку стихотворение Сергея Федотова. Там есть строки, которые, очевидно, можно считать кредо Леонида Сергеева – автора, человека, гражданина: "Под знаменем улыбки, под смеха барабаны мы наступали на редуты лжи..."

 

"В СОТНЕ ГОЛОСОВ..."

 

Если говорить об истоках творческой индивидуальности Сергеева, то, пожалуй, их можно найти в песенном арсенале Владимира Высоцкого и Юрия Визбора. И песни о войне, насквозь прочувствованные и предельно искренние, и лирика, и сатирические зарисовки, бытовые сценки – все это Сергеев не просто позаимствовал у мэтров авторской песни, но и прочувствовал, продолжил, дополнил и на своем личностном уровне, и в рамках уже своего поколения.

Его песни наполнены удивительно точными, характерными деталями, с помощью которых он лепит образ – всегда безошибочно четкий.

В одной из его лирических песен есть слова: "В сотне голосов затерялся мой...". Речь в этой песне о любви, но если спроецировать эти слова на мир самодеятельной песни, такой разнообразной и разностильной, то все равно с уверенностью можно сказать: голос Леонида Сергеева не затерялся здесь. Он всегда будет услышан теми, кто познакомился с песнями этого автора – песнями веселыми и печальными, пародийными и лиричными. И всегда – очень четкими и настоящими.

 

___________________________________________

 

Статья также опубликована:

 

Ленинская смена (г. Горький). – 1985. – 16 окт.

Нет хода нам назад: 33 московских барда: сборник. – М., 1991. – С. 147–149.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024