В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
17.08.2008 Материал относится к разделам: - АП - научные работы (диссертации, дипломы, курсовые работы, рефераты) |
Авторы:
Кочеткова Екатерина Источник: личный архив Потаповой О. Ю. |
|
Эстетическое воспитание ребёнка посредством авторской песни |
Владивостокское музыкальное училище
Реферат по педагогике Тема: "Эстетическое воспитание ребёнка посредством авторской песни"
Студентка IV курса Эстрадного отделения Кочеткова Екатерина
1999г.
Одной из главных проблем, стоящих перед обществом, всегда являлась духовное и эстетическое воспитание детей и подростков. Особенно актуально она встала на сегодняшний день. И, прежде всего, необходима достаточно универсальная форма для реализации творческого потенциала ребенка. Одной из таких форм является песня – авторская песня. Задача педагога по эстетическому воспитанию – вызвать в ребёнке первоначальный интерес к искусству. Сделать это проще и результативнее при условии, если ребёнок непосредственно принимает участие в творческом процессе, авторская песня – наиболее доступный вид искусства, не требующий особых музыкальных и вокальных данных. При этом, она несёт в себе элементы высокого искусства: поэзии, музыки, театра, что в свою очередь, позволяет наиболее полно раскрыть творческие силы ребёнка. При всей доступности – авторская песня не примитивна и, ориентируясь на высшие духовные ценности человека и идеи гуманизма, формирует нравственное и духовное начало ребенка.
Авторская песня универсальна:
1) Она доступна и не требует особых профессиональных навыков в непосредственном исполнении. Доступна для восприятия мелодии, т.к. текст песни позволяет запоминать мелодический рисунок, привязывая его к определенным образам. (так, например, преподаватели музыкальных инструментов предлагают своим ученикам сочинить какой-нибудь текст, чтобы легче и быстрее запомнить произведение). А так же и поэтический текст легче воспринимается через мелодию. 2) Ребёнок принимает активное участие в творческом процессе. Следовательно, растёт интерес к творчеству, желание заниматься музыкой, поэзией. 3) Авторская песня — синтетическая форма, совмещающая одновременно музыкальное искусство, поэтическое и театральное. В исполнительстве песни, где часто присутствует лирический герой, от лица которого ведётся речь – необходима актёрская подача, вживание в образ, расстановка интонационных ударений, композиционное построение, продумывание сверхзадачи (о чём песня, в каком ключе исполнять – задумчиво, задорно, весело), разработка характера героя и т.д. 4) При всей доступности, авторская песня на сегодняшний день является многогранной формой искусства, она охватывает практически все музыкальные направления (джаз, рок, классику, фольклор и др.). Также широко представлены поэтические формы: от лирических стихотворений, баллад, русских народных стилизаций до эпоса. 5) Авторская песня охватывает все возраста – от самых маленьких до совершеннолетних. Разнообразие тем, авторов, стилей дает возможность найти ту форму, которая наиболее подходит к определённому характеру, настроению, уровню сознания. И даёт возможность работать с каждым индивидуально. 6) Авторская песня предоставляет широкие возможности для работы с различного рода ансамблями: дуэтами, трио, квартетами и, наконец, хором. (Большое количество песен позволяет раскладывать на голоса, сочинять партии). Также возможны эксперименты с различными музыкальными инструментами (гитарой, фортепьяно, баяном, скрипкой и др.), посредством которых возможно аранжировать песню. 7) Философский аспект авторской песни. Авторская песня ставит вечные вопросы – добра и зла, смысла жизни, место человека на земле – и всё это в доступной поэтической форме, часто на конкретных жизненных ситуациях, которые лежат в основе сюжета. Песня впервые ставит перед ребёнком те проблемы и вопросы, которые волнуют и заставляют задумываться. Таким образом, ребёнок учится размышлять, анализировать, делать выводы. 8) Познавательный аспект. Часто песня несёт в себе элементы чего-то незнакомого: географические названия, имена знаменитых людей, литературных героев, предметов, понятия и т.п. Слушая или исполняя песню, ребёнок интересуется тем, что ему непонятно, и в результате приобретает новые знания: от конкретных понятий до легенд или литературных произведений, лёгших в основу той или иной песни. Также широко представлены в песнях поэзия разных стран, стилизация различных народных мелодий не только нашей страны, рассказы о том или ином времени, месте или исторических событиях. Тем самым, вызывая интерес к смежным областям знаний: географии, истории, литературе, философии. 9) Дидактический аспект. Песня многому учит: даёт ответы на те вопросы, которые волнуют ребенка, при этом ориентируя его на высшие человеческие ценности, идеи добра и гуманизма – именно они лежат в основе эстетики авторской песни.
Что же такое авторская песня?
Существует много версий, я приведу одну из них: Во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов у русской поэзии появилось новое течение. Его создали "поющие поэты" – авторы стихов и музыки своих песен, являвшихся одновременно их исполнителями. В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное творчество с созданием непесенных стихотворений (Б. Окуджава, А. Городницкий и т.д.). В других случаях – авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Ю. Визбор, Ю. Кукин и т.д.). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружественных компаниях, в туристических походах, зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу. Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами, ещё больше расширяли их аудиторию магнитофонные записи, сделанные как во время публичных, так и во время домашних концертов. Поющих поэтов стали слушать и петь тысячи незнакомых им людей по всей стране. Вскоре начались споры о том, как обозначить и назвать новое общественно-художественное явление. Появилось выражение "самодеятельная песня", возникли клубы СП, стали проводиться самодеятельные слёты и фестивали. В основе своей это было естественно возникшее молодёжное движение со свободно-демократическими принципами и законами. Когда поющие поэты появились на радио, то посвящённая им передача радиостанции "Юность" получила название "Барды и менестрели" (использованы были западноевропейские старинные названия певцов-поэтов). В обиходе прочнее укоренилось "бард", им до сих пор продолжают называть тех, кто сочиняет песни и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре (в этом значении слово "бард" живёт и ряде иностранных языков). Однако самым общепринятым стало выражение "авторская песня". Это понятие дожило до нашего времени и даже вошло в справочные издания. Долгое время к этому термину придирались, ведь "авторскими", за исключением фольклора, являются все песни, поскольку у них есть авторы музыки и стихотворного текста (допустим, Дунаевский и Лебедев-Кумач). Любой термин несёт в себе ту или иную степень условности, соглашения между теми, кто им пользуется. Достаточно того, что под выражением "авторская песня" большинство говорящих подразумевает примерно одно о то же. Обычно термин-название появляется позже, чем сам феномен, им обозначаемый. Когда же родилась авторская песня? Кто напоминает о А.Вертинском, а кто видит первого "барда" в Денисе Давыдове... Если увлечься подобными поисками, то, в конце концов, можно добраться и до древнегреческой поэзии, исполнявшейся под аккомпанемент кифары. Но здесь необходимы разумные пределы. Песня, как таковая, предшествовала рождению всех поэтических жанров и является общим источником. Литературный критик Вл. И. Новиков считает, что "авторская песня возникла как альтернатива "советской массовой песне" – жанру тоталитарного искусства, создавшемуся композиторами, поэтами и певцами. Среди деятелей литературы и искусства, работавших в этой области, было немало талантливых людей. Но никто из них не был автором песни в полном смысле слова. Композитор должен был порой класть на музыку совершенно безразличные ему тексты. В других случаях стихотворец сочинял слова на готовую ритмико-мелодическую схему (так называемую "рыбу"). Я не берусь здесь оценивать достоинства и недостатки, плюсы и минусы массовой песни – это особая эстетическая проблема. Но совершенно очевидно, что именно в противовес такому типу песня та, о которой идёт речь, предпочла назвать себя "авторской". Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора – вот признак авторской песни как культурного феномена". Авторская песня в комплексном смысле – это многогранное социальное явление, в известной мере 50-90х годов XX века. Своё слово о нём ещё предстоит сказать специалистом самых разных областей: музыковедам, культурологам, социологам, историкам. Когда-то драматург А. Володин назвал бардовские песни "фольклором городской интеллигенции". Слово "фольклор" здесь было употреблено слишком своевольно (авторская песня – это творчество индивидуальное, а не коллективное), но огромная роль авторской песни в истории русской интеллигенции бесспорна.
Последние время в среде авторской песни направление детского песенного движения стало активно развиваться, что свидетельствует о возникшей потребности в данном направлении. Выпускаются аудио-альбомы с детскими песнями (С. Ветрова – "Песни солнечных зайчиков", Копосовы детям – "Фантастика-романтика", дуэт Никитиных и т.д.). Создаются молодёжные коллективы, проводятся концерты и творческие встречи с детьми, а также теле и радио передачи. Многие известные авторы писали песни для детских фильмов, сказок и спектаклей (Б. Окуджава – фильм "Приключение Буратино", Ю. Ким спектакль "Недоросль", В. Высоцкий сказка "Алиса в стране чудес", С. Никитин "Али-Баба и сорок разбойников" и т.д.). А, самое главное, что детям и подросткам интересна авторская песня, среди них наблюдается творческий рост в плане как исполнения, так и авторства собственных песен.
Я предлагаю ввести курс авторской песни в систему школьного образования. Тем самым обеспечить педагогам пения богатый репертуар для детей, педагогам литературы — интересных авторов и прозаиков. Примером может послужить программа, введенная в институты и университеты, где изучают авторскую песню с точки зрения литературы.
Песня – это мощнейший источник, генератор душевной и сердечной энергии. Это способ и возможность обретать и создавать энергитическо-семантические образования и общаться с их помощью. Аристотель назвал музыку и песню учителем взрослых. Но думаю, что к юному возрасту такое высказывание относится ещё в большей степени, т.к. становление, формирование восприятия начинается ещё до рождения. Известно, что если ребёнок до семи лет не научиться разговаривать "по-человечески" — он уже не заговорит никогда. А что, если он до определённого возраста не научился воспринимать тонкие душевные энергии, которые и дают возможность подлинного восприятия мира? Подобная слепота и глухота – болезнь души.
Возможно ли исцеление?
Болящий дух врачует песнопенье. Гармонии таинственная власть Тяжёлое искупит заблужденье И укротит бунтующую страсть. Душа певца, согласно излитая, Разрешена от всех своих скорбей; И чистоту поэзия святая И мир отдаст причастнице своей
Евгений Баратынский
Список используемой литературы:
1)Журнал "АП АРТ", статья А.Мирзаяна "В начале была песня", из-во "Апарт", 1996г. 2)Книга для ученика и учителя "Авторская песня", Москва, АСТ Олимп, 1997г.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |