В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.04.2015
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
Авторы: 
Макеев Виктор

Источник:
bardi.lv
http://www.bardi.lv/news/zarozhdenie_avtorskogo_dvizhenija_v_latvii_kak_ehto_bylo/2013-07-10-4
 

Зарождение Авторского движения в Латвии - как это было.


Вспоминать историю Рижского клуба авторской песни, думаю, не самое благодарное дело – обязательно кто-то скажет, что все было не так, но, все же, я рискну, так как дал обещание что – нибудь, да вспомнить. У каждого, кто был в клубе, возможно, своя история, и я с интересом ознакомлюсь с другими воспоминаниями. А пока, вот то, что вспомнил я.

 

Рига в 1974 году была полна слухами о закрытых концертах В.Высоцкого и интерес к авторским песням тогда был очень велик. Выйти на людей, через которых можно было бы попасть на концерт, мне кажется, хотели все мои знакомые.

 

В августе 1974 года я, прочитав в газете "Голос Риги" обьявление, что состоится концерт клуба авторской песни в Доме Культуры по адресу Амату 5, я собрался и пришел на этот концерт. Мероприятие было бесплатным, и зрители занимали примерно треть зала. Из участвующих помню Сашу Петрова, Валерия Полищука, Сергея Буданова, Юру Брауна, Анатолия Колесникова. Не скажу, что песни, которые исполнялись, мне понравились, но особенно запомнилась игра на гитаре одного из участников концерта. В то время я слушал только песни Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, и все песни в этом жанре я сравнивал только с их творчеством. После концерта последовало приглашение по пятницам приходить на заседания клуба в ДК Профзоюзов на Амату 5, и я решил воспользоваться им.

 

Придя в ближайшую пятницу в ДК Профсоюзов(Малая гильдия), я встретил людей, которые не пели, а обсуждали лишь одно: председателя клуба Сашу Мурашева вызывали в КГБ в связи с проведенным домашним концертом Алика Мирзояна. Алик пел запрещенные тогда песни Александра Галича, и это стало известно в КГБ.

 

Первый вопрос был о том, кто "настучал", а второй – о снятии Сашей Мурашевым с себя всех полномочий, и о том, кто теперь будет председателем. Ключ от помещения, где все собирались в Доме Культуры, давался только председателю, поэтому его необходимо было выбрать. Так как желающих не было, с трудом согласился Юра Браун.

 

Весной 1974 года на реке Амата проводились соревнования по водному туризму и, попутно, первый конкурс туристической песни. Победила группа туристов института Микроприбор. Клуб песен на Амату 5 организовался сразу после этих событий.

 

Как получилось, что место встречи людей, интересующихся песнями, а, впоследствии, и клуб оказались на Амату 5 – не знаю, но тогда все было просто. Возможно, директор Дома Культуры Профсоюзов Натан Эйдельман симпатизировал бардам , а Рига всегда была маленьким городом.

 

С этого момента, думаю, и началось мое посвящение в барды. Я начал ходить каждую пятницу в клуб и понемногу стал одним из его активных членов. Как такового членства не было. Зам директора Дома Культуры Александр Розенберг периодически приходил к нам и переписывал всех "новеньких" – кто собирается, кто где работает. Наверное, это надо было для какой – то отчетности.

 

Реальным лидером и создателем клуба являлся Геннадий Михайлов, руководитель турсекции "Силуэт". Его основным местом работы было ателье "Ригас Модес", где он работал главным энергетиком. Человек очень харизматичный и увлеченный, он быстро вовлекал в эти ряды все новых и новых участников.

 

Весной 1975 год под руководством Гены Михайлова в зале "Ригас Модес" был проведен первый Рижский всесоюзный фестиваль авторской песни. Геннадий сам связывался с Московским КСП (с Олегом Чумаченко) и Клубом "Меридиан" в Ленинграде (с Анной Ящунской), а дальше уже они рассылали информацию о фестивале. Фестиваль проходил два дня. Размещали всех приезжих по квартирам. Лауреатами тогда стали Юрий Лорес, Александр Медведенко, Виктор Гагин, Алексей Брунов, Галина Богдановская, Михаил Трегер.

 

В 1976 году у клуба авторской песни появилось новое название – "Поющий Вигвам". Придумывали его все члены клуба, но убедил всех в этом названии именно Гена Михайлов. Он, как турист, использовал вигвамы в своих туристических походах. Когда мы клубом выезжали на природу, мы как раз и жили в вигвамах турсекции "Силуэт".

 

С этого же времени началось создание клубной фонотеки, которая обрабатывалась Владиленом Владимирским и хранилась у Геннадия Михайлова и Виктора Макеева.

В рамках клубной деятельности начали проходить концерты приглашенных гостей, которых выбирал Гена Михайлов. В течении года к нам приезжали Алик Мирзоян, Виктор Луферов, Ансамбль Берендеи, Владимир Бережков. Концерты проходили в зале "Ригас Модес". Информация о концертах распространялась на клубных днях. Приходили на концерты, в основном, члены клуба и люди, посещавшие клуб.

 

В 1976 году делегация от клуба в количестве 4 человек поехала на 19 слет московского КСП. Это были – Гена Михайлов, Виктор Макеев, Сергей Буданов, Сергей Ребека. Эта поездка всех нас особенно вдохновила для дальнейшей активной деятельности и пропаганды бардовской песни. Приехали мы оттуда с желанием сделать большой фестиваль в Риге, так как познакомились с бардами почти со всех концов страны. К тому же, многие из них пообещали приехать на наш фестиваль.

 

После приезда быстрыми темпами началась подготовка к фестивалю. Я пошел в райком комсомола и предложил тогда секретарю райкома Сергею Белухе провести фестиваль авторской песни, обещая, что вся работа по организации будет выполнена клубом. Деньги на фестиваль попросили у Общества Слепых.

 

Я два раза ходил на встречу с председателем Общества и, после того, как оно перечислило на счет райкома 1200 рублей, стало понятно, что фестиваль состоится. Фестиваль проводился в Доме Железнодорожников (сейчас Дом Москвы). На фестиваль приехало около 150 гостей и участников. Были представители городов Москвы, Ленинграда, Киева, Челябинска, Свердловска, Минска и многих других. Всего было представлено 14 городов. Люди размещались в общежитиях и по квартирам.

 

Гран-при получил тогда еще никому, кроме москвичей, неизвестный Александр Суханов (Москва). Приз зрительских симпатий – Александр Чернецкий(Ленинград).

 

За то, что фестиваль не был согласован с Управлением культуры, и на фестивале пелись несогласованные с цензурой песни, Сергею Белухе обьявили выговор, но у клуба никаких непрятностей в связи с проведением фестиваля не было.

 

1977 год запомнился тем, что в клуб пришли сначала Валерий Мищук, а затем, через полгода, и его брат Вадим. Они почти сразу стали петь дуэтом и, в основном, песни, которые сочиняли сами.

 

Весной мы поехали на 20 слет московского КСП. О московских слетах КСП написана Игорем Каримовым большая и очень интересная книга. Слеты проводились 1-2 раза в год. Это были фестивали, на которых присуствовало по несколько десятков тысяч человек. Слеты проводились под патронтажем МГК, что помогло нам в организации следущего фестиваля в Риге в 1977 году.

 

Я обратился в горком комсомола к Виталию Тейвансу и нашел там полное понимание. Денег просить уже ни у кого не пришлось – горком выделил сам. Фестиваль проводился там же, в Доме Железнодорожников. В самый последний момент фестиваль хотело отменить Управление Культуры Риги в связи с тем, что неизвестно, что будут петь приехавшие на фестиваль участники. Но, так как приглашение на фестиваль было подписано Секретарем горкома комсомола, и мероприятие имело уже официальный статус, было принято решение прослушивать всех участников и "литовать" тексты прямо при прослушивании. В жюри были направлены люди из райкома партии, Управления культуры, райкома комсомола. Все это еще было под контролем КГБ. Фестиваль состоялся, но он не был достаточно интересным, хотя приехало на него довольно много авторов более, чем из 20 городов.

 

Самое интересное было во время ночных посиделок, но, к сожалению, на них попали очень немногие. После фестиваля опять раздавали выговоры комсомольским вожакам, и нам стало ясно, что это – последний легальный фестиваль в Риге. Далее проводились только выездные слеты на природе, и рижские авторы сами стали ездить на большие фестивали в другие города.

 

Приблизительно в это время пришли в клуб Татьяна Похло, Татьяна Востокова, Игорь Ивлев, Евгения Ошуркова.

 

В 1977 году клуб был приглашен на минский фестиваль. Председателем жюри и почетным гостем в Минске был Евгений Клячкин. Из Риги впервые поехала довольно большая делегация – около 20 человек. Мы подружились с минчанами, и минчане Михаил Володин, Борис Вайханский и многие другие минские авторы стали приезжать в Ригу с концертами. Два раза приезжали довольно большие группы, и мы устраивали сборные концерты в Институте Электроники.

 

1978 год запомнился следующими четырьмя событиями: был организован ансамбль "Домино" в составе Вадима и Валерия Мищуков, Сергея Буданова, Ларисы Пехотко, Людмилы Гончаровой, была поездка на Московский слет КСП, состоялась первая поездка на Грушинский фестиваль, поездка представителей клуба в Минск (анс. "Домино", анс. "Зонтики" и сочуствующие) – всего около 10 человек.

 

В 1979 году в клубе появились довольно сильные творческие единицы – как исполнители, так и авторы, которые сами стали принимать решения куда и кому ехать.

 

В 1979 минчане пригласили нас в Минск на концерты В.Высоцкого. К сожалению, смог поехать на них только Виктор Макеев

 

1980 год запомнился проведением фестиваля в Далбе. На фестиваль приехали рокеры из Питера. Запомнился Майк Науменко и Дмитрий Певзнер из Москвы. Выступали и "Домино" в новом составе. На слете было около 500-600 человек, из них примерно 100-150 приезжих.

 

В 1980 году реальным руководителем клуба был Гена Михайлов, поскольку Валера Полищук, которого избрали председателем, был в двухгодичной командировке во Вьетнаме. Смерть В.Высоцкого вызвала очень большой интерес к его творчеству, поэтому в клубе начали появляться люди, ищущие неизвестные записи Высоцкого. И надо отдать должное Геннадию Михайлову за то, что он сумел привлечь их к активной работе в клубе.

 

В 1981 году мною из Минска были привезены стенная газета Московского КСП, посвященная В.Высоцкому, и множество фотографий. Эти материалы послужили основой для создания вечера памяти, который был проведен в августе 1981 года в ДК Профсоюзов.

Так как много людей не смогли попасть на этот вечер, мы его повторяли еще один раз.

 

Проводилось еще два слета в Далбе в 1982 и 1983 году. Я, к сожалению, в то время стал меньше принимать участие в работе клуба. После последнего слета в 1983 году, во времена правления Андропова, снова начались поиски идеологических врагов, и организаторов вызывали в КГБ, и, что самое плохое, клуб попросили покинуть помещение на Амату 5. Поскольку помещение было для людей не главным, они продолжали собираться, общаться и ездить по слетам.

 

Особенно хочется еще отметить бардовские концерты, проводимые Владимиром Филиновичем с 1978 по 1984 год в здании Рижского Политехнического института, на которые он от имени турклуба "РПИ" периодически приглашал бардов со всего Союза. Многие студенты института и жители города уже в то время имели замечательную возможность познакомиться с творчеством Клячкина, Митяева, Визбора, Туриянского, Берковского, Сергеева, Суханова, Старцева, Дольского ...

 

Вот, наверное, и все, что удалось вспомнить о том времени.

 

Виктор Макеев

10 июля 2013


 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024