В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
22.11.2015 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Орловский Сергей Павлович ("равновес") |
Авторы:
Орловский Сергей Павлович ("равновес") |
|
Понятие "Бардовский минимум" и его структура |
"Когда я сделал небольшой сайт о бардах нашего города, то ко мне с претензией обратилась одна молодая женщина. Она спросила: "А почему вы не упомянули мою фамилию в списке бардов нашего города?". "Да потому, что вы не бард, а просто автор и исполнитель своих песен" – практически без паузы отреагировал я на вопрос. "А разве быть автором и исполнителем песен мало, чтобы быть бардом?" – вопрошающе настаивала моя собеседница. "Мало, и это далеко не всё из определяющих признаков [1] современного барда. Например, можно говорить о "бардовском минимуме", который включает в себя примерно 8 песен различного песенного толка. У вас здесь только одно попадание. Пишите песни дальше. Известность вас сама найдёт", – таков был мой вердикт. Женщина ушла, возможно, писать недостающие ей до уровня "бард" песни. Я же про себя подумал, что что-то мне часто приходится ссылаться на заветное "бардовский минимум". Надо бы написать на эту тему статью." [2]. После описанного выше события прошло пару лет. Намеченный ранее план сам собой актуализировался, когда нами выполнялась интегральная сборка содержательных линий, выводящих акцентное русло понятия "современный бард" (Сибард). Все существенные признаки и качества бардов, их песен собирались в одно "Учение Сибард". В этом процессе то, что ранее называлось "бардовский минимум", автоматически самоопределилось, как выражение теоретического результата исследований в доступной для простого любителя песен форме. Этот результат мы и собираемся описать в статье. Во-первых, когда кто-то говорит о "бардовском минимуме", то необходимо обязательное уточнение относительно точного адресата. Очевидных адресатов здесь три – каждое из слов в названии, а именно: бард и бардовская песня, минимум. Однако наша песенная практика показывает, что более точно понимание выделенного направления возникает при пересечении областей действия не одного, а трёх понятий: "бардовский минимум", "бардовский поединок" [3], "самоидентификация барда". В данной статье мы рассматриваем только одну из желательных областей пересечения – "бардовский минимум". О связи понятий "бард" и "бардовская песня". Несмотря на очевидную связь этих адресов "бард" и "бардовская песня", они всё же различны. Нельзя просто отметить, что барды – это те, кто исполняет бардовские песни. Про бардовскую песню тоже нельзя до конца сказать, если только указать на тот факт, что бардовская песня – это песня, которую исполняют барды. Мы применяем деятельностный подход, который не отрывает человека от результата его деятельности – не отрывает песню от её исполнителя. Песня соединяется с человеком через деятельность. Понятия "бард" и "бардовская песня" должны раскрываться через понятие "деятельность", которое выступает связующим звеном рассмотрения. Это есть основой нашего многолетнего исследования [4] в области построения теории бардовской песни. Понятие "минимум" и сегменты его содержания. Слово "минимум" в нашем рассмотрении носит собирательный характер и имеет отношение скорее к идеальной модели, чем ко всем бардам непременно. Речь идет только о пожелании для автора песен. Минимум определяется как некий тематический список, важный для тех, кто хочет быть соискателем уровня "бард". Тема определяет содержательное русло, в котором нужно искать конкретику выбора тех или иных деталей. И снова, как и выше, понятие "минимум" приложимо не одинаково для "бардов" и для "бардовской песни". Минимум для "бардов". Наши исследования показывают, что позиция "бард" имеет не менее 14 определяющих признаков [5]. В большой степени они определяют барда как человека, развивающегося сквозь песенную материю. Как человека, находящегося в потоке "неостановленное развитие". С помощью песен происходит фиксация состояний такого саморазвития. Первоисточник – процесс саморазвития человека. Вторичный источник – песенная художественная форма схватывания движений первоисточника. Деятельность по созданию песен здесь погружена внутрь деятельности по саморазвитию автора песен. Деятельность по исполнению песни также есть отражение внутреннего потока саморазвития её исполнителя. Минимум для "бардовской песни". По нашему мнению, вклад в такой список, со стороны некоторых фокусных фигур круга "барды русской культуры", можно зафиксировать в виде таблицы 1. Мы не претендуем здесь на выделение того, что является носителем свойства "необходимое и достаточное", а только иллюстрируем вполне правдивый вариант содержательного наполнения рассматриваемой темы.
Таблица 1 – Песенные русла от бардов. Фрагмент [8]
Содержание таблицы 1 показывает себя не как простое содержание, а как составное – состоящее из двух типов содержания: непосредственно темы песни, описателя песенного качества. Результат такого выделения содержания показан в таблице 2.
Таблица 2 – Уточненное содержания песенных русл. Фрагмент
Из содержания таблицы 2 следует, что тот или иной известный бард делает свой вклад в историю культуры песен бардов по-разному и даже в разных сегментах содержания такого вклада. Есть те, кто вносит и песенные темы, и песенное качество. А есть те, кто вносит только песенные темы или песенное качество. Становится понятным, что ответ на вопрос: "Что есть бардовский минимум?" может быть дан в двух вариантах: для ждущего простого ответа и для воспринимающего сложность песни как явления человеческой деятельности. Оба варианта ответа приведены соответственно в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 – Вариант простого ответа на вопрос о содержании бардовского минимума
Таблица 4 – Вариант ответа на вопрос о содержании бардовского минимума для воспринимающего сложность явления "Песня"
Содержание таблицы 3 указывает на 16 разных по тематике песен, а содержание таблицы 4 – на 11 разных песенных качеств. Тем самым, "бардовский минимум" представлен нами как некий список из 27 желательных свойств песен, входящих в песенное досье любого автора песен. Может показаться, что можно написать всего 27 песен и закрыть тему своей принадлежности или не принадлежности к кругу бардов. Но мы напоминаем здесь читателю, что любители бардовской песни помнят даже тех, кто написал только одну, но широко разошедшуюся песню. Такую песню нередко называют хитом. Можно указать порядок количества таких песен в общем представительном массиве песен бардов русской культуры второй половины XX века – это более 100 песен из 18 000 песен [7]. Понятно, что понятия "широкая известность" и "полный авторский след" сильно различаются. Однако даже из любителей мало кто представляет себе все пространство песен бардов. Здесь нужна специально ориентированная теоретическая деятельность, способная обнаружить причинно-следственные связи от первоисточника. Итог как полный вариант ответа. Наконец, мы можем собрать полный вариант ответа на вопрос "Что есть бардовский минимум?". Ответ: "Бардовский минимум – это есть список из 41 "свойств-признаков", раскрывающих понимание понятия "бард" как единое и двухсторонне явление: как деятеля саморазвития (14 признаков), как автора и исполнителя песен (27 "свойств-признаков")".
Резюме
В статье рассмотрено содержание понятия "Бардовский минимум". Автор раскрывает это понятие как двухчастный список из 41 "свойств-признаков": бард как деятель саморазвития (14 признаков), бард как автора и исполнитель песен (27 "свойств-признаков").
Примечание
1. В наших статьях о песне таких признаков не менее 14. См. например наши публикации в сетевом журнале "Релга": http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid=1096. 2. Из архивных дневников автора статьи. 3. Статья на эту тему опубликована нами в журнале "Релга". 4. См. наши публикации в журнале "Релга". 5. См. наши публикации в сетевом журнале "Релга": http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=authors&userid=1096. 6. Автодидактикой называют направленное саморазвитие человека. В данном случае имеется в виду, что песенная материя направляет саморазвития исполнителя песни. Ответ на вопрос "Как это происходит?" требует отдельной статьи. В данной статье мы будем считать это неким трудно определимым таинством. Мирзаян А. неоднократно публично говорил, что песня завладевает им и выводит в такие дали, что просто "оттолкнувшись от ума" туда не попасть. "Я пел свои песни на стихи И. Бродского, не понимая их умом", – говорил он, – "Я как бы осёдлываю некий ритмопоток, творящий меня мгновенного и ведущий в меня будущего. Слово, соединенное с ритмом, образует творящее ритмослово! Я как бы просыпаюсь в песенном разуме от некого сна моего конкретного ума, превращенного песней из ума в разум!". Мы позволяем себе здесь не просто цитирование первоисточника, а толкование некой информационной волны, возникающей в нашем сознании от речей А. Мирзаяна о его песенных и запесенных ощущениях. 7. Из результатов наших исследований по проекту "Барды мира". 8. Более полную информацию о песенном наследии барда см. в нашей серии статей "Бардовский счёт" в сетевом журнале "Релга".
С. Орловский, 31.07.2015, г. Нюрнберг
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |