В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.08.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Дмитракова Е.

Источник:
http://subculture.narod.ru/texts/unpublished/dmitrakova1.htm
http://subculture.narod.ru/texts/unpublished/dmitrakova1.htm
 

Субкультура клубов самодеятельной песни

История клубов самодеятельной песни (КСП) началась в конце 1950-х гг. За это время КСП приобретали структуру, традиции, состав участников клубов расширялся.

КСП — это клубы, объединяющие людей, любящих песню под гитару и стихи. Читателю скорее знакомо понятие авторская песня, чем КСП, всем известны такие авторы-исполнители как Окуджава, Высоцкий, Якушева, Городницкий и другие. Эти люди тоже посещали КСП, выступали на фестивалях, концертах, юбилеях, но они не участвовали в непосредственной жизни какого-то клуба, что и является границей между авторской песней и клубами самодеятельной песни. Настоящий кспэшник может не писать стихов и текстов песен, не играть на гитаре, но он обязательно присутствует на вечерах, как правило, постоянных для каждого клуба (например, вторник в "Радуге" и "Меридиане"), на юбилеях и днях рождения и т. п. Таким образом, получается, что кспэшник имеет постоянный круг общения с "братьями по крови", это неотъемлемая часть его жизни.

 

Кто они эти люди?

 

В 50-е годы в КСП состояла большей частью молодёжь, большей частью с техническим образованием. Доминировал принцип приоритетность содержания песни, а не красивый голос, техника игры на гитаре. Сейчас акценты изменились: стала преобладать другая тенденция — стремление к качеству исполнения. Сегодняшняя молодёжь – это по большей части студенты или выпускники гуманитарных факультетов. Чаще чем раньше встречаются люди с музыкальным образованием. Технари ориентированы на информацию, отсюда – акцент на текст. Для гуманитария главное – всестороннее совершенство.

 

Описание субкультуры

 

Первый известный мне клуб "Восток" был открыт 23 декабря 1961 года. Основали его туристы. Встречи по понедельникам, как пишут составители книги "От костра к микрофону" переросли сами себя. Поэтому песни тогда по большей части были походные. Песни иной тематики приняли не сразу. Дело в том, что кому-то более по душе песни именно походно-костровой тематики (Вихорев, например). На сегодняшний день уже не существует явной связи туризма и КСП, а ведь раньше даже ходил такой термин как " гитуризм" — гитарист + туризм. Для туристов песня это, прежде всего возможность отдохнуть у костра, здесь важно ощущать единство друг с другом и с природой. Поэтому репертуар должен быть известен всем, момент авторства или, иначе говоря, сочинительства отсутствует, в той мере, в какой он есть в КСП. В КСП люди стремятся находить или придумывать новые песни. Среди обычных туристов несложно распознать кспэшника: прежде всего по его нежеланию отдавать гитару и вниманию к новому тексту песни. Авторская песня, обосновавшись в клубах, получила хорошую базу для развития.

 

Ритуалы

 

Например, в клубе "Радуга" раз в неделю проходили вечера песни. На столе чай, печенье и горят свечи. Впервые ритуал возник в КСП "Четверг". Из "Четверга" он перешёл в "Радугу", за счёт "текучести кадров". Атмосфера "Четверга" такова, что, далеко не каждый там уживётся. В клубе вывешен (данные 1998 г.) (по словам автора документа "в шутку") "Гостевой статус":

 

Слушайте молча как рыба-лещ или как рыба-палтус

Я расскажу вам про страшную вещь наш гостевой статус:

И скажу определенно, что в пределах "Четверга"

Он является законом и прибудет на века

Будь ты хоть гений, хоть сам Щербаков

Знай и на тебя он навесится

И посещать ты не сможешь наш кров

Чаще чем раз за пол месяца.

Зато обычно получается

Что он со временем снимается.

Тогда уверенной рукой, зажав гитарные бока

Ты сможешь, как к себе домой входить в пределы "Четверга",

Там и уют и угощенье,

Споёшь, сыграешь...отдохнёшь,

Потом получишь разрешение,

И даже друга приведёшь.

 

Сейчас в клубе собирается около 10 человек. Был период, когда в "Четверге" собиралось по 20 и более человек. Но через некоторое время, в 1998 году, назрела проблема "сохранения атмосферы". Известный исполнитель Ланцберг писал о том, что для поддержания и развития КСП нужно, чтобы были "выпускники", которые после выпуска только иногда посещали бы клуб, а на их место приходили бы новички. Одна из членов "Четверга" сказала о том, такая система неприемлема и может существовать только в таких структурах, как, например яхт-клубы.

Коллектив клуба на сегодняшний день составляют, в основном, педагоги, хотя руководитель Дудин Алексей имеет техническое образование (в настоящий момент работает спортивным журналистом на радио "Балтика"). В клубе примерное равное соотношение мужчин и женщин. Возраст молодых людей в интервале 25-30 лет, а девушек – до 25 лет. Раз в год проходит фестиваль "Топос" (первое воскресенье декабря) и день рождения клуба. Помещения под них предоставляет Политехнический институт. Встречи "Четверга" проходят по пятницам.

В "Радуге" обычно бывало по вторникам с 18 до 22 часов примерно 10-15 человек. Традиция садится в круг существует в обоих клубах. Один из кспэшников так высказался о форме круга: "Это естественно, если я слушаю, я открываюсь этой песне, поворачиваюсь к ней", уж не говоря о том, что круг в принципе идеальная фигура. Первоначально в "Радуге" было меньше хороших исполнителей, и в течение вечера слушали трёх человек, на каждого получалось по 20 минут. Сейчас гитара передается свободно, кто хочет, тот и поет. При большом количестве народа, где-то 30 человек, гитара идет по кругу. В "Четверге" всегда "гитара по кругу": кто-то поёт, кто-то стихи читает. По обычаю, каждый, передавая гитару, должен что-нибудь изобразить — песня, стих, анекдот — всё равно. Естественно, делать это не заставляют, но ожидают. Это способ самопрезентации.

"Радуге" был более открытым клубом. Я неоднократно сталкивалась с мнением, что клуб живёт три – четыре года, затем он разваливается или перерастает во что-то другое ("Радуга" всё-таки развалилась, а вот, не упоминавшееся здесь ранее, музыкальное кафе "Тоника" изменилась). "Тоника" изначально задумывалось как клуб песни. В какой-то момент "Тоника" превратилась просто в место для тусовок, появились показы мод, танцы, хип-хоп на сцене, охрана и т.д. Нарушен неоспоримый для КСП закон: когда один поёт, читает стихи другие молча слушают. В противовес "Тонике", было создано бард-кафе, более напоминающее КСП. В нём проходят спектакли и вечера авторской песни.

 

Коллективные практики

 

Виды кспэшных мероприятий: фестивали, концерты, юбилеи, вечера песни, слёты, домашние концерты, квартирники. Фестивали авторской песни в Петербурге: "Весенняя капель", "Осторожно, листопад", "Топос", "Петербургский аккорд". По времени фестивали могут проходить от 2-3 дней до месяца. Например, фестиваль "Осторожно, листопад", проводимый в прошлом КСП "Радуга", идет 2 недели, "Весенняя капель" "Меридиана" идёт в течение месяца. Обычная процедура заключается в прослушивании, отборе лучших, их выступление, концерт лауреатов и возможно заключительный Гала-концерт с участием гостей, членов жюри, оргкомитета, лауреатов прошлых лет.

На такие мероприятия, как концерт отдельного исполнителя, попадает большое количество людей, не входящих в КСП, пришедших просто послушать песни. Вечера песни — это установленные дни постоянных встреч, например пятницы в "Четверге". Юбилеи обычно отмечаются в дни вечеров песни. Здесь могут присутствовать люди, приглашённые лично именинником и уже давно не посещающие клуб, но имеющие к нему отношение. Домашние концерты существуют давно и обусловлены или отсутствием общественного помещения, или спецификой песни. Слёты появились в результате необходимости встречаться более широкими массами. Они проводятся на природе. "Квартирники" как форма существования КСП позволяла остаться узким кругом.

 

Нюансы руководства

 

В молодёжных КСП есть обязательно президент либо руководитель клуба. В молодёжных клубах, таких как "Радуга", "Четверг" нет такой разветвлённой структуры руководства какая может быть в более "взрослых" "Меридиане" и "Востоке". Прежде всего, это связано с тем, что взрослые клубы более многочисленны, поэтому с одной стороны, потенциальных руководителей больше, с другой стороны существует реальная необходимость в этом, учитывая постоянно проводящиеся мероприятия. Молодёжь может позволить себе менее жёсткую структуру, так как часто члены КСП всё отдают своему любимому клубу и их график и жизненные силы допускают работу по ночам, учёбу днём.

 

История одного клуба

 

КСП "Радуга" был основан доцентом кафедры социальной психологии РГПУ им. Герцена В. Скидановым. Он собрал в квартире в Озерках, молодых ребят, в основном студентов. Члены клуба стали приводить интересных людей, появились свои авторы, исполнители. Как считает предпоследний президент клуба "Радуга" Е. Медведева, именно тогда это было КСП. Через полгода после переезда в ДК "Молодёжи", "Радуга" устроила концерт и впервые заявила о себе кспэшной общественности. В ноябре 1994 года проводится первый фестиваль "Осторожно, листопад". Песню с таким же названием написал В. Скиданов и она исполнялась на каждом фестивале. В 1997 г. от КСПэшников стали требовать проведения конкретной педагогической работы с молодёжью. На тот момент в клубе в основном все были лет по 18-19, и никто даже будущие педагоги, не взял на себя ответственность воспитывать молодое поколение. Последний фестиваль в 1997 году удалось провести, но он проходил в один день.

В 1998 г. программа фестиваля проходила в другом месте и растянулась на пол месяца. Там же осуществлялись творческие посиделки, которые вели М. Трегер с С.Татариновым. Молодые поэты читали стихи, вместе их разбирали. Были творческие вечера, посвященные мэтрам: Визбору, Матвеевой, Хлебникову. Был вечер, посвящённый поэтам, работающим в жанре авторской песни. С 1998 г. появились люди гораздо старше. Контингент сменился: и по возрасту и просто стали приходить новые люди в большом количестве.

В чем же отличие фестиваля "Осторожно, листопад"?

В основу был положен демократический принцип. Вместо прослушиваний все участники имеют возможность попробовать свои силы на сцене. Жюри находились вместе со зрителями. Члены жюри могут выйти на сцену и выразить свои эмоции через песню. Все находятся в относительно равном положении и все видят кого и за что судят. Но в 1999 году фестиваль проходил в 3 тура: прослушивание оргкомитетом в отдельной комнате; творческие мастерские, где можно исполнить несколько песен; конкурсный концерт, где кроме конкурсантов выступают мэтры (члены жюри, спонсоры и гости). На фестиваль приезжали авторы-исполнители из Мурманска, Новгорода, Пскова, Архангельска, Калуги, Москвы и других городов.

Ещё в 1998 году президент клуба говорила, что в "Радуге" всё в порядке, ничего не умирает, всё живёт и ещё как живёт. "Мы живы, мы нужны, мы актуальны". Очень жаль, что эта жизнеспособная организация прекратила свое существование весной 1999 года.

 

Перспектива

 

Проходят концерты, фестивали, вечера песни. Что будет дальше? Каким будет следующее поколение? Говорят о том, что молодёжь стремится на сцену. Не кружки и посиделки, а концерты. Таким образом, он переходит в прослойку авторов-исполнителей, переставая быть кспэшником, как таковым. Одно дело сидеть в кругу знакомых людей и что-то наигрывать, и совсем другое выступать на сцене – это уже требует профессионализма. Тёплые клубные круги питают состав авторов-исполнителей, открывая таланты. То, что можно пережить в кругу, совершенно недостижимо, да и не нужно на концерте. Да и сам автор получает другой эмоциональный отклик. Тут можно говорить шёпотом, почти не играть на гитаре, тебя всё равно услышат. Как сказал один кспэшник: "...когда человек не связан какими-то рамками он достаточно раскрепощён...просто бывает невероятные вещи происходят, когда настроение может поменяться на 180 градусов...когда это задевает, когда это дело такое настоящее".

Возвращаясь к вопросу о перспективах, можно сказать о том, что авторская песня, а вместе с ней и КСП возникли, с одной стороны, именно тогда, когда люди были к этому готовы, с другой – когда появилась подходящая почва для развития. КСП будут существовать до тех пор, пока культура не будет удовлетворять душевные потребности человека, а этого, видимо никогда полностью не произойдёт.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024