В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
30.08.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: http://notka.botik.ru/idea.shtml http://notka.botik.ru/idea.shtml |
|
Песня любительская, цена 100 р. за шт. |
Когда-то давным-давно дружили два человека. Дружба их была связана, во многом, с их увлечением музыкой. Они оба её писали. Причём один из них был кумиром публики, любимцем издателей, его охотно печатали и платили большие гонорары. Другой далеко не сразу добился известности и признания. Первого из них звали Сергей Иванович Донауров, второго — Петр Ильич Чайковский. Давайте откроем словарь "Брокгауз и Эфрон" и прочитаем, что же там говорится о С. И. Донаурове. Донауров, Сергей Иванович — композитор романсов, один из последних представителей нашего музыкального дилетантизма. ... Своим произведениям Донауров сам не придавал серьёзного значения... По своей фактуре романсы Донаурова носят вполне дилетантский характер, подкупая большую публику дешёвой "мелодичностью"... Почему я вспомнил эту историю? Авторская песня, на мой взгляд, никогда не сможет выбраться из "тисков" дилентантизма. И, как мы видим, это не есть плохо. Уход от дилентантизма и графоманства означал бы для авторской песни переход в какое-то новое качество. Что это для неё означает, не могу сказать. Несколько лет назад мне попалась книга Питирима Сорокина "Человек. Цивилизация. Общество". В ней была глава, посвящённая социальной стратификации. Вкратце её можно пересказать так: В момент своего образования или после какого-либо потрясения общество является однородным, затем, постепенно, структура общества усложняется, его стратификация, то есть число уровней или слоёв, увеличивается. Причём усложняется и переход между слоями. Этот процесс идёт до тех пор, пока какое-нибудь новое потрясение не перемешает общество. Нечто подобное мы видим сейчас и в авторской песне. Если раньше для того, чтобы выступать даже на очень серьёзном фестивале, нужны были довольно средние вокальные данные и умение владеть гитарой, то сейчас, если человек хочет дойти до финала подобного мероприятия, он должен быть весьма и весьма подготовлен. Фактически, на мой взгляд, увеличивается профессионализация АП. Увеличивается разрыв между начинающими и "мэтрами", усложняется возможность попадания первых в последние. Проблема заключается в том, что термин "профессиональная авторская песня" звучит довольно странно. А если вместо термина АП поставить его часто использующийся синоним КСП, то мы получим ещё более странное сочетание "профессиональная самодеятельность". Именно поэтому, как мне кажется, сейчас идёт несколько искусственная попытка разделить КСП и АП. При этом подразумевается, что первая — это "физкультура", а вторая — "спорт". Однако профессионализация АП приводит к тому, что каждый автор или исполнитель начинает искать чего-то нового. Одни начинают добавлять в классические песни элемент театрализации, другие черпают вдохновение в смежных жанрах (фольклор, рок), третьи берут в руки гусли, флейты, скрипки. Тут сразу цитата напрашивается из книги Ю. Никулина "Почти серьёзно": Когда вагоновожатый ищет новых путей, трамвай сходит с рельсов! Это шутка, и я сейчас не готов обсуждать тему будущего авторской песни. Мой вопрос состоит в том, чему мы учим детей? Что нам от них нужно? Нужна ли детям "профессиональная натаска", или наша задача привить им любовь к нашей песне, которая уже не всегда и наша? Главным, всё же, останется воспитание, и детские коллективы, как мне кажется, должны всегда быть только воспитательными, а разные там конкурсы, "Звонкие голоса", "Весёлые нотки" и прочие "Утренние звёзды" готовят быстросгорающих звёзд. С другой стороны, детей надо учить трудолюбию, ответственности, дисциплине и умению учиться. Опять вопрос, как найти баланс между воспитанием и обучением. Музыкальная школа, о чём я уже писал (см. мысль от 16 сентября), делает упор на обучении. Но, как мы видим, есть и другие возможности обучения музыке. И всё же, подумаем, для чего наши дети учатся играть и петь? Им надо кому-то показывать своё творчество. Им нужен стимул, которым, например, может стать подготовка к конкурсу. Но неудачное выступление может, наоборот, отбить охоту двигаться дальше. Всё это общие слова. Я бы хотел, чтобы люди, работающие с детьми, помогли мне и всем посетителям нашего сайта найти ответы на эти вопросы. Жду ваших писем и, как уже писал ранее, готов опубликовать любое интересное письмо.
20.10.2000
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |