В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.09.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Ощепков Александр Источник: http://polnolunie.baikal.ru/ http://polnolunie.baikal.ru/ |
|
Один Взгляд на Авторскую Песню |
(Мысли, вызванные текстом "три взгляда на современную авторскую песню") (см.статью Александра Карлина "Три взгляда на нынешнее состояние бардовской песни" (прим.ред.) 1.
"Настоящий пастух входит к овцам через дверь, а воры и разбойники — иначе". (из Евангелия)
Если у вас возникнет вопрос: "Откуда он вcё то взял?", попробуйте смириться с отсутствием ответа. Примите идеи без доказательств, когда почувствуете, что они — ваши. И прекратите чтение, если ничего не СРЕЗОНИРУЕТ внутри, сочтя увиденное — бредом, а автора — ненормальным. 2.
"Светлая небыль, в которую истинно верят лучшие из нас". (Ю. Наумов).
Не нахожу лучшего образа для демонстрации своих мыслей, чем стереокартинки, альбомы и открытки с которыми видели если не все, то многие. Эти картинки представляют из себя орнамент из повторяющихся узоров, красивый сам по себе. Но если определённым способом посмотреть на картинку, то через некоторое время взгляду открывается совсем другая, объёмная реальность. Она воспринимается более настоящей, завораживающей и неожиданной, чем орнамент, из которого и "вырастает". Так ведь и делалась вся работа по созданию этого аттракциона ради того, чтобы смотрящий увидел объёмную реальность. А многие лишены такой возможности — у кого глаза видят не одинаково (допустим, правый — нормально, а левый — плохо), у кого один глаз вовсе не видит, а кто-то просто не может сосредоточиться, или ленится и т.п. Представим теперь, что достаточно самоуверенному и упрямому человеку, по разным причинам не увидевшему на стереокартинке объёмных объектов, а посему решившему для себя, что их там нет и что это просто самодостаточный красивый орнамент, некто пытается, движимый желанием поделиться радостью с ближним, объяснить, что тут есть-таки нечто и что он видел это своими глазами и видит вот прямо сейчас. Этак можно и получить. Но это только присказка. Мир, который нас окружает и в котором мы существуем — почти точно такая же стереокартинка. Здесь орнамент сработан из звёзд и галактик, планет, океанов, цивилизаций, культурных полей, ноосфер, коллективных бессознательных, искусства и, в частности (особо важной для нас) песен. Есть ещё один нюанс, для изложения коего необходимо прибегнуть к другому оптическому "чуду" современной физики — голографии. (Где-то я уже про это писал). Есть голограммы, обладающие примечательным свойством: если от пластинки отрезать кусочек, то он тоже будет содержать изображение того же объекта, что и целая голограмма, но уменьшенное пропорционально. Это — наглядная демонстрация одного из фундаментальных принципов устройства "стереокартинки Вселенная": каждое частное целое этой системы подобно универсальному целому. Поэтому каждое живое существо является "образом Вселенной" (Абсолюта, Мировой Души, Бога и т.п. — кому как нравится), или — по другому — каждое живое существо — планета, или галактика, или пылинка — имеет душу, является такой же "стереокартинкой", как и Вселенная, содержит такой же скрытый "объём". Большинство в современном человечестве склонны считать орнамент самодостаточным и лишённым "объёмной реальности" (в случае стереокартинки трёхмерное изображение "запаковано" в двухмерное — в расчёте на восприятие зрительным аппаратом человека. В случае же нашего мира некая другая реальность "запакована" в трёхмерную картинку в расчёте на восприятие связкой разум + сердце человека.), но есть люди, которым однажды открылось видение другой реальности, картина метафизической драмы бытия, а следом — смысл шедевров искусства, истина всех религий и духовная суть истории. 3.
"Не мир принес Я на землю, но Меч" (из Евангелий)
"Земля. Небо. Между Землей и Небом — Война". (В. Цой)
"Книгам — отбой, сказкам — отбой, война стоит у дверей" (О. Медведев)
"Мне хочется верить, что грубая наша работа вам дарит возможность беспошлинно видеть восход". (В. Высоцкий)
Автор стереокартинки "Духовная реальность" (наверное, неудачное название. "Дао, имеющее имя — не постоянное Дао." Нет названия у этой картинки), где в качестве орнамента — Вселенная, делал её всё же для нас, поскольку так хотел сделать нас подобными себе. В этом процессе становления нас — подобными важна способность "видеть объёмную реальность". Это, видимо, относится к чисто технологическим вещам и пока нам непонятно. Но процесс развития чётко делится на период "до" и "после" момента "прозрения". Этот момент — прорыв, победа, возможность ускорения развития. Ещё одно технологическое условие — свобода. (Предупреждая заблуждения, определимся вот в чём свобода — в оценке происходящего, чем и формируется будущее. Это и есть свобода внутреннего выбора). И вот результат свободы — наличие сил, совершивших выбор в направлении, противоположном замыслу развития процесса. Уверен, что такое развитие событий предполагалось и даже планировалось. Известно вредное влияние тепличных условий на эволюцию. Самое дорогое, что есть у существа — враги. Не будь их, существо бы обленилось и растолстело ("Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги, значит, есть, наверно, и друзья". Ю. Визбор) Так вот, эти самые силы своё предназначение видят (кроме прочего) в препятствовании "прозрению" существ. Налицо — война. Оружие в этой войне — идеи, образы, искусство — всё, способное влиять на сознание. Здесь и мелкое стрелковое оружие бытовых предрассудков, ссор и раздражений, и бомбы религиозных идей, мины поэзии и искусства и т.п. Религии изначально — инструкции по просмотру "стереокартинки Вселенной". Но неверные трактовки и фанатизм дискредитировали религии в глазах "разумных" людей (разумный человек всегда отличит зёрна от плевел, поэтому здесь "разумных" взято в кавычки"). Искусство изначально — творчество, продуктом которого является произведение, имеющее, подобно Вселенной, объёмное (кусочек голограммы) изображение внутри. Но и здесь теперь на одного "видящего" творца — десять ремесленников, штампующих красивые и талантливые, но "плоские" "орнаменты", в которых ничего "объёмного" нет. Война есть война. Здесь свои невидимые фронты, разведки, лазутчики, армии, герои, ставки и т.д. и т.п. Эта война и есть Настоящая История. Та же история, что преподается в школах — лишь отражение Войны. Итак — задача "наших" — развить и подвести существа к "прозрению" в "объёмную реальность". Задача "чужих" — помешать этому развитию, замкнуть сознание существ на "орнаменте" (сделав их рабами "орнамента" — и своими). Смотришь телевизор — помни о Войне. Исследуй каждый образ, каждую мысль, которой стреляет в тебя эфир. (Чаще это — чужое оружие. Лишь иногда — наше). Приходишь в музей, или на концерт, или ещё куда — помни о войне! Короче — "И где бы ты ни был, чтоб ты ни делал — между Землей и Небом — Война" (В. Цой — просто и гениально). 4.
"А песню без любви разве слышал ты где-то? И слово без надежды, как без певчих сады" (П. Кашин)
Прежде чем перейти непосредственно к песням — некоторые теоретические выкладки. 1. Произведение искусства является настоящим и становится легендой, если оно, подобно этой вселенной, имеет "объём", зашифрованный, запакованный в него. Другими словами, если в произведении есть "пространство". Конечно, сами "орнаменты", их технико-эстетические параметры тоже важны. В терминах военных с одной стороны оружие должно быть красивым и удобным, а с другой — если бомба спрятана в игрушку, то игрушка должна быть красивой. (Те, кто дочитал до этого места, — поняли правильно). 2. Появление "объёма" в произведении происходит двумя способами: либо автор — видит, что и вдохновляет его на творчество (тут возможна разная степень таланта). Это — объективное искусство. Либо же автор, не видящий, ведом вдохновением, т.е. "ловит" на "антенны" то, что делает, сам не до конца понимая происходящее. Это — вершины субъективного искусства. Не знаю, какой из двух способов проще исполнить командованию армией, но чаще второй — эффективнее, хотя есть примеры не менее сильных первых способов. 3. В случае, когда "объёма" нет, или когда он "спародирован" (то есть вроде есть второй план, но он тоже плоский — пространства всё равно нет) произведение может быть красивым (орнамент) и популярным (реклама — двигатель торговли), но с точки зрения войны это — оружие в руках неприятеля. 5.
"Кто не собирает со Мной, тот расточает" (из Евангелий)
"И это ведь не ново, что чудеса обыкновенным словом творит наш странный медсанбат" (В.Ланцберг)
"Мы будем только петь, любовь моя, но мы откроем дверь. Вот едут партизаны..." (Б.Г.)
Пели — издревле. Но изначально песни (как и искусство вообще) были неотъемлемой частью духовных технологий и плотно вплетались в ритуалы и практики магически-религиозно-шаманских культов. Вспомним Веды (это — собрание песен, гимнов. Причем говорят, что письменная запись Вед не имеет смысла, вернее, упускает львиную долю силы), вспомним псалмы Давида, бхаджаны, мантры и мистерии всех культур и времен. Даже знаменитый ДаоДэЦзин — суть поэма (не удивлюсь, если изначально она ещё и пелась). Песня — энергетический канал, что-то вроде электророзетки — подключайся и заряжай аккумуляторы (если разъём подойдёт и напряжение позволит). Думаю, все знакомы с такими случаями, когда "садишься" на какие-то песни (или на творчество какого-то автора), как наркоман на иглу. Это и есть — подключение, работа искусства, песен. Искусство (и песни) так и задумывалось. Существо, входя в контакт с таким волшебным объектом — меняется, растёт. Но если возможно движение вперёд (вверх) таким способом, значит возможно и обратное воздействие. О, недремлющий враг! О, изобретатели поп-"культуры"! ("Но мы помним, как Солнце отправилось вспять и едва не зашло на Востоке" В.Высоцкий) В результате перипетий метафизической войны, искусство и песенное творчество в частности, утратило культовый смысл. Эти перипетии на земном плане отражались историческими войнами. И вот в средние века, не важно где и когда точно, перед боем некие войска возглавляли некие певцы в белых одеяниях с музыкальными инструментами в руках, именуемые бардами. Перед ними стояла задача — умереть с песней на устах, укрепив боевой дух воинов. ("Сегодня на людях сказали — умрите геройски. Попробуем, ладно, увидим — какой оборот" В. Высоцкий). Может, этого и не было вовсе, но легендам — верить! Это — наша бомба. (Помним, что идеи и образы — суть оружие). И — вот ирония современной фронтовой ситуации — кого сейчас ныне называют бардами?! Да кого попало. ("Я живу, но теперь окружают меня звери, волчьих не знавшие кличей. Это псы — отдалённая наша родня" В.Высоцкий). Чтобы песня была Бардовской, она должна быть живым существом, должна быть "объёмной", иметь пространство. Плоские песни уводят в плоские миры, живые — в небо. ("Может быть, это только мой бред, может быть жизнь и так хороша, может быть я и так и не выйду на свет, но я летал, когда пела душа. И в груди хохотали костры, и несли к небесам вдоль по радуге слёз" К. Кинчев) Думаю, не стоит проводить здесь подробный анализ русской авторской песни с именами и цитатами (хотя так и тянет сделать это). Каждому и так воздастся. И не мы будем судить ("Время покажет — кто чего стоил в этой пурге". К. Кинчев). Скажу только, что в "русском роке" было больше "наших", чем в "авторской песне". Например, антикоммунистические вирши Галича (не говорю о его настоящих песнях) по эффективности военной рядом не стояли с "Бушлатами" Высоцкого, даже с одной только этой песней. ("Особая рота. Особый почёт для сапёра" В.В.) Величие сделанного этим сапёром, который почти в каждый русскоязычный дом доставил свои стереограммы, надо осознать, чтобы увидеть сравнительную ничтожность иных "бардов" в военной истории (опять же не говорю о легионе плоских песен того же автора). Или ещё пример: С одной стороны — песни Б.Г. Было время, когда я злился, не понимая ни слова. А дело в том, что плоское сознание не видит объёма. В песнях же Б. Г. нет почти ничего плоского. С другой стороны — творчество О. Митяева. Здесь мы видим переживания и размышления лирического героя — носителя плоского сознания и (опять же почти) полное отсутствие объёма. Короче о действии настоящих песен: "А кто слышал эти песни, попадают прямо в рай" (Э.Шклярский). Вот, собственно, что и хотелось сказать. Такими и должны быть песни — наши песни. Их песни должны быть прямо противоположными по сути. (Не мир, но меч). Поэтому никогда не будет единства в авторской песне. (Война!). Плоские всегда будут ненавидеть объём. А объёмным будет скучно от плоского. И это — суть конфликта. Но это и суть возрождения песни, а оно — это возрождение — происходит сейчас ("Наконец-то нам дали приказ наступать, отбирать наши пяди и крохи" В. Высоцкий). И я надеюсь, что "Полнолуние" — часть этого процесса ("Держись, машинист! Ты участвуешь в глобальном процессе!" О.М.) Думаю каждый сможет сам проанализировать авторскую песню и найти свои цитаты. Тем более вкусы, как известно, у каждого свои. И закончу ещё одной цитатой:
"Наши лица — как дым, И никто не узнает, Как мы победим".
(Э. Шклярский)
Объёма — всем! И — до связи.
12.11.01
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |