В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
29.09.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Орловский Сергей П. Источник: http://bereg.vorota.de http://bereg.vorota.de |
|
Обращение к живым теоретикам жанра "бардовская песня" |
Автор: Сергей Орловский, кардинальный теоретик жанра, бард равновесия
г. Нюрнберг, 2006 — 2008
Содержание
Введение 2 Теоретико-практические тезисы 7 Законы формализации и ее развития 10 Основы "Учения Бардов" 12 Кардинальные вопросы теории 14 Завершающее слово 25 Список готовых рукописей проекта "Барды Мира" 26 Курс лекций 32 Тематическое содержание курса 35 Рассылка 37
Введение
Уважаемые дамы и господа, относящие себя к тем, кто пытается проявить и исполнить тайну песенного искусства бардов. Подчёркиваю "проявить" и "исполнить", а не только что— нибудь одно. Именно здесь все живые теоретики делятся на "кардинальных" и "половинчатых", два признака – кардинальный теоретик, один признак – все остальные. Обращение адресовано, прежде всего и в основном, к известным и неизвестным кардинальным теоретикам жанра "бардовская песня" – людям, способным и к теоретическому напряжению, и к демонстрации высокого уровня практических достижений. В истории развития цивилизации такой уровень человеческих способностей известен как "натурфилософия". Я обращаюсь, прежде всего, к натурфилософам от бардовской песни. Именно их называю "кардинальными теоретиками" — осознанными хранителями тайны бардов, которая, по моему убеждению, лежит не в области искусства, а – в области саморазвития человека. "Много было званных, но мало развивающихся". Кардинальный теоретик пенного жанра – это человек, который пишет и исполняет песни, но, одновременно, пытается глубоко осмыслить то, что он делает при этом. Такого человека можно смело назвать натурфилософом. Его осведомлённость в песенном жанре огромна, значительно превышает осведомленность простого любителя жанра. Он создаёт не только песни, но и обширные теоретические рукописи. Это — взгляд изнутри и из космоса песенной культуры. Это – попытка выйти в позицию "опереться на плечи исторических предшественников", понять свою деятельность как стоящего перед неизвестностью, где ещё "никто не бывал". Кого можно назвать "кардинальным теоретиком" из лиц уже известных обществу любителей бардовской песни? – В русскоязычной бардовской песне 20 века, на такую позицию "громко" претендовало четыре человека, а именно: А. Мирзаян, Ю. Лорес, В. Луферов, Вл. Ланцберг, Вл. Высоцкий. Однако, претендовало четверо, а достигли теоретически собранного результата, по моему мнению, только двое: А. Мирзаян (поход за языком нового народа), Вл. Ланцберг (социотехника песенных потоков, заточенных на развитие жанра). Однако, сегодня остался в живых только А. Мирзаян и он никак не закончит свою теоретическую книгу. Что ему мешает? – Уж очень велика широта (междисциплинарность) темы "бардовская песня русской культуры 20 века". Тем более, если пытаться искать научное обоснование всем высказываемым тезисам. Александр просто "нырнул" в дебри научной темы "язык", когда "вынырнет" — неизвестно. Уже лет 7 "там" пребывает. Лучше бы воспользовался бы известным лозунгом Лонгфелло: "Иди своими путем и не думай, что скажут люди". Его подход к раскрытию темы итересен сам по себе, своей цельностью и богатство уже названных линий, если даже просто выпустить книгу его высказываний и рассказов, сделанных им на разных уровнях песенно — бардовской тусовки (со цены, в авторских мастерских, в интервью и т.п.). Автор этого обращения, в своё время, именно так и "создал" то, что можно назвать "магниитофонно-песенное мировоззрение барда-натурфилософа Александра Завеновича Мирзаяна" (см. Путеводитель по программам бардов, серия "Барды Мира". 2002). Материалы Владимира Исааковича Ланцберга ещё предстоит собрать как отдельную "теоретическую книгу". Сейчас этого нет и трудно сказать, когда этот будет сделано и кем. В основном, это – статьи разных лет, причем объединяет их не поиск раскрытия "песенной тайны", а – социотехническая тайна воспитания нового поколения людей. Песня здесь – важный элемент социотехники. "Фестивали, заточенные на развитие жанра" и Второй канал — отсюда же. Участие в "коммунарском движении" и "движении альтруизма" — тоже отсюда. Наверное, кто-то пытается собрать здесь всё в некую цельную картину, но кто он – автору неизвестно. На всякий случай, автор данного обращения, обращается и к хранителям творческого наследия Владимира Исааковича Ланцберга. Долгое время, автор обращения следил со стороны за движениями известных "кардинальных" теоретиков, пытаясь повторить не только их песни, но и строй запесенного пространства. Такой тип слежения привёл к тому, что теоретическое связывание и осмысление вылилось в проект "Барды мира" и далее в серию книг с главной итоговой книгой "Основы Учения Бардов". Тем самым сообщество кардинальных теоретиков было увеличено, за счёт "самовыращивания" новой авторской персоны. Обратите внимание на то, что по теме "русская бардовская песня 20 века" уже много издано: тексты песен, аудио диски, книги справочники (биографии авторов), книги – воспоминания, интернет сайты с информацией о жанре. Однако, до сих пор не издана теоретическая книга о жанре. То множество статей, которое, казалось бы, заполняет эту брешь, носит весьма поверхностный характер: "я тут слегка подумал", "а на нашем фестивале", "вот раньше было, помню ..." и т.п. Также обратите внимание, что автор данного обращения не обращается прямо к так называемым "архивистам" и "библиографам" жанра. Осознание жанра архивистам не под силу. Они всё время только с одной стороны – завалены сбором деталей снаружи, а нужно быть с двух сторон – и снаружи, и изнутри. Тезис архивистов известен: "Единичный факт важнее и значимей любой теории". Однако, это – просто ошибка, возникающая в сознании сильно перегруженных работой людей. Сегодня уже издана большая "История московского КСП" и что может оттуда извлечь исполнитель песен о "тайне жанра"? – Ничего. Теоретическая книга – это книга другая, речь идёт об ориентациях и содержании внутреннего мира исполнителя бардовских песен. Она излагает "устройство внутренней пружины", позволяющей исполнить песню как собственную жизнь. Она посвящена саморазвитию как важнейшему элементу любой познающей человеческой жизни. Автор обращения подозревает, что среди архивистов тоже есть попытки теоретического осмысления жанра, например "попытки Шипова Ролана Алексеевича", поэтому обращение, возможно, имеет силу и здесь. Кто ещё оказался не названным, отзовитесь?! Настало время издания рукописей, посвящённых осознанию песенного жанра "бардовская песня".
И так, что у нас безусловно уже есть на весах? – Современное наследие русскоязычной бардовской натур-философии от кардинальных теоретиков жанра. Оно состоит не менее чем из трех частей:
• хождение за песенным языком (А. Мирзаян), • социотехника песенных потоков (Вл. Ланцберг), • система саморазвития бардов (С. Орловский).
Теоретический том, созданный даже из трёх названных частей, не будет маленьким. Он дополнит уже изданные элементы жанра (тексты песен с нотами и аккордами, видеозаписи исполнения песен, книги по истории клубов самодеятельной песни, рукописи гитарных школ) до разумного целого. Целое, при этом, станет разумным, не потеряв своей ценности, а только увеличив её. Как назвать новый опус? — Например так: "Натурфилософия искусства песен бардов (искусства умных песен)". Александр Завенович Мирзаян всё время сетует, что нет такой дисциплины науки, которая бы глубокого изучала песню. Наука пока не может создать такую полно-ценную дисциплину, а барды – уже смогли! Не смотря на то, что сегодня уже написано более 20 научных диссертаций, тот теоретический уровень, о котором говорит автор обращения, совершенно не затронут. Никто из авторов диссертаций не прошёл жанр изнутри. Ведь это требует многолетней практики и не укладывается ни в один общепринятый карьерный срок написания научной диссертации. Кроме того, сам научный подход, как "обязательная отстранённость от объекта изучения", не есть лучшим подходом к изучению жанра. Наш жанр – это Солярис. Не даром же каждый из уже названных "кардинальных Теоретиков" состоит в жанре не менее 30 лет! Познать жанр значить прорасти в нем! Наша теоретическая книга от многолетнего созревания теоретического видения жанра, она как "ствол самосознания жанра". Если считать, что каждая научная диссертация это том высотой 3-4 см, то количество научных текстов, если собрать один том, достигает высоты не менее 60 см. Автор же обращения, предлагает создать том значительно меньшего размера, совершенно другой направленности и совершенно другого уровня нужности. Наша книга для тех, кто действует в жанре, а уже потом для остальных, подходящих или изучающих его извне. Кто действует в жанре? – Тот, кто находится в потоке саморазвития сквозь песенную материю: авторы, исполнители, организаторы клубов, организаторы заточенных на развитие жанра фестивалей, развивающийся слушатель. Наш жанра – это особенная деятельность по саморазвитию. Перестал саморазвиваться – выбыл из жанра. Стал артистом – это уже другой жанр, действуют законы сцены и профессионального искусства. Наш жанр без саморазвития невозможен. Да, он погружён в культуру, но на основе потока обязательного личного саморазвития. Например, скажите кому безразличны из настоящих бардов следующие слои русской культуры:
• "культура шестидесятников"; • "поэзия Серебряного века"; • слой представлений о новом народе, владеющем поэтическим языком от Александра Сергеевича Пушкина. • слой разворачивания ядра культурной русскости, которое философ Бердяев обозначил 14-ю специфически русскими диалогами • слой саморазвития сквозь пронзительно – песенное действие.
В общем, есть о чём писать. Уже есть немало материалов, для создания хотя бы первой версии теоретической книги. Конечно, здесь требуется помощь спонсоров, издателя и всех заинтересованных в помощи лиц. Нужно пробовать, соединить, по крайней мере, три рукописи – три разные, но совместимые точки зрения:
• Мирзаян А. – общая философия песенного языка бардов (языко-генетический подход), • Ланцберг Вл. – социология и социотехника бардовского жанра (социотехнический подход), • Орловский С. – философия деятельности барда (деятельностный подход).
Теоретико-практические тезисы
Мои многолетние занятия жанром "бардовская песня" можно подытожить несколькими интегральными тезисами (индивидуальным мнением), а именно:
• Песня – это особенный феномен человеческой практики, который можно и нужно направленно изучать. • Песенный жанр – это прежде всего особенная деятельность. Поэтому, все определения не содержащие понятие "деятельность" не несут характер глубокого понимания явления. В этом ряду находятся многие бытующие, к сожалению, определения, например: особенное интонирование русской поэзии, авторская песня, бардовская песня. Бардовский жанр – это особенный вид деятельности по саморазвитию человека — "самодеятельная песня", в смысле песни саморазвития человека. • Песенная деятельность – это деятельность, как минимум в трёх слоях культуры: народная, авторская, профессиональная. Наш слой рассмотрения – авторская культура. Говоря об авторской культуре, мы подразумеваем, что здесь могут быть много различных программ Деятельности: "бардовская песня", "авторская песня", "рок" и другое. Тем самым, на первое место, как обобщающее понятие выходит понятие "авторская культура". И когда автор ведёт речь об "энциклопедии бардовской песни", то он имеет в виду название "авторская культура бардов народов мира" или "авторская культура бардов русской культуры 20 века", или ... — но, всегда от понятия "авторская культура". • Жанр "русская бардовская песня 20 века" не является в первую очередь феноменом искусства, он есть феномен стремления к саморазвитию и отражение такого саморазвития в песенной форме. • Жанр "бардовская песня" показал, что песня может нести мощную смысловую нагрузку и иметь немалую информационную ёмкость, по сравнению с тем, что имеют в виду когда говорят понятии "песенный фольклор". • Жанр "бардовская песня" требует построения "философии песни" (натурфилософии). Элементы такого подхода уже созданы тремя людьми: Александром Мирзаяном, Ланцбергом Вл. и Орловским С. • Жанр "бардовская песня" вскрывает исторический пласт развития человека сквозь песенное действие и песенную материю. • Русские барды 20 века не есть повторителями древних кельтских бардов. Их культурное основание значительно шире и охватывает около 30 понятий особенного песенного действия, которое бытовало у народов бывшего СССР. Поэтому русских бардов 20 века лучше называть не бардами, а – сибардами (синтезирующими бардами). Они не столько были хранителями языковых текстов как барды древних кельтов, сколько – современными синтезаторами песенного языка). • Жанр бардовской песни, в большей степени, имеет отношение к поискам путей саморазвития, чем к поискам в искусстве. Это – особенная деятельность по саморазвитию участника жанра. • Участник жанра становится носителем жанра только тогда, когда он связывает своё участие с личным саморазвитием. В этом состоит кардинальное различие участника и носителя жанра. Без саморазвития нет носителя жанра. Песенное авторство здесь – это авторство саморазвития автора песен. И песни жанра – это дневниковые записи развитийных состояний. • Слушатель жанра – это тот, в ком не остановлен поток саморазвития. Бардовские песни зовут это саморазвитие из сознания слушателя. Одновременно они зовут и "ядро русской культурности". Например, почему-то никто не отметил, что Владимир Высоцкий звал из слушателей "русскость". • Искусство бардовской песни – это способность передавать стремление к саморазвитию средствами песни. Именно здесь корень того, что называют "авторским призывом". Здесь скрыта сверхзадача жанра, обозначенная курсом на "Красоту пронзительную". • Русскоязычные барды 20 века не есть барды в понимании слова "бард" из кельтского языка. Старое понимание опиралось на выделенности "хранители языка" и "трансляторы знаний от мудрецов друидов к простому народу". Барды 20 века есть скорее Сибарды – синтетическое направление, берущее представление о выразителях песенного языка почти из 30 различных источников. Оно одновременно и шире, и уже того, что было обозначено кельтстким "барды". • Видение русскоязычных бардов 20 века как предвестников нового народа или качественных изменений в состоянии интернационального сообщества одноязыковой культуры. Это интересная версия Александра Завеновича Мирзаяна мною никогда не рассматривалась. • Проблемы организации фестивалей авторской песни, ориентированных на развитие песенного жанра. Это направление, как известно, разрабатывалось Владимиром Исааковичем Ланцбергом. Это интересное направление рассматривалось мною вскользь, не было никогда связано с основными моими поисками. • Для тех, кто дошёл до этого места скажу, что основную линию моих работ можно сформулировать как "построение натурфилософии песенного действия как особенного пути саморазвития человека". Развитие как путь сквозь песню.
Законы формализации и её развития
Перед тем, как непосредственно обратиться к основам "Учения Бардов", обращу внимание читателя на так называемые законы формализации, переданные мне ещё 20 лет тому назад, свободным философом, бардом и теоретиком Артуром Эффом (проект "песенный Аполлон"). Речь идет о достаточно очевидных законах формализации сопротивляющейся материи. Некоторым читателям, знакомым с классической философией, может показаться что это перефраз известных трёх основных законов философии: единство борьба противоречий, переход количества в качество, отрицание отрицания. Однако, это не так. У нас речь идет только об активной теоретической позиции, расположенной где-то в промежутке между категорийной парой "форма – содержание" или её расширительной триадой "форма – смысл – содержание". Первый закон: форма выбирает наименьшее сопротивление материала. Этот закон любили те, кто называл себя архивистами от бардовской песни. Они собрали горы материала, не особо задумываясь о возможностях его использования. Почему они собирали? — Закон формализации обязывал их это сделать. Он их, что называется, достал и обязал. На них нельзя обижаться. Их уровень собирательства весьма жертвенен, но достаточно туп. На саморазвитие он не заточен, или заточен очень слабо. Второй закон: форма любит заниматься свои украшением в ущерб обслуживания содержания. О чём речь? – о превращении обслуживающих элементов в самоцель: песня как демонстрация голоса, песня как демонстрация гитарной техники, песня как развлекающая красивенькая форма. Если песня требует хорошего голоса и гитары, то давайте доведём их до профессионального уровня!? Но, ведь бардовская песня – это особенная форма показа содержания, основанная на связи человеческого существа с песенным звуком – особенный провод Красоты Пронзительной. Её нельзя забивать демонстрацией технических возможностей песенных инструментов. Но, закон неумолим. Движение по наращиванию формы есть простой путь саморазвития формы, его просто так миновать нельзя. Здесь материя подневольна, ведь это же закон. История Куйбышевского фестиваля яркий тому пример. Камерная линия не может быть принята широкими массами, это и понятно: массы любят форму, а форма любит украшать себя техническими деталями, отвлекающими от первоначального содержания. Технари от жанра утончили содержание до невозможности. Что требует зрительская форма? – Зрелища, понятного всем зрелища. Это – путь профессиональной сцены. Третий закон: эксперименты формализации заканчиваются качественным броском сознания на новое видение. Это доступно только песенным натурфилософам (ПерНатым бардам – прозвище от кспешного народа). Их парение прослеживается способностью подняться до уровня – кардинальный теоретик (Картер – понятие их узкого круга теоретиков бардизма). Именно ПерНатый Картер видит разницу в паре "форма – содержание", способен видеть за счёт своей теории. Теоретическая форма – это глаза исследователя, дополнительное усиление и селекция к направленному видению сущности. Архивисты здесь молчат, орги — немного мычат, любые жюри – нервно лепечут. Здесь держат речь те, кто предвосхищает будущее и освобождает уставшее содержание от надоевших экспериментов взбесившегося поиска новых сочетаний "содержание – форма". Картеров не любят, а за что? – всё видят и всё знают, всех учат. Да пошли они... Сами достигнем. Вот и – достигают. А ведь ПерНатые не злобные, они тоже в законе и подают свою реплику только тогда, когда пришло время. А ведь оно пришло..! Смута в понимании дошла до синего накала. Например, эксперименты озвучивания усложнённого стиха Азиатами привели просто к выходу из жанра "бардовская песня" в жанр "камерная песня" (интеллектуальная песня, тишизм, песни узкого круга, песни избранных). Если поиск А. Мирзаяна был ещё здесь, то поиск Е. Фроловой уже не здесь. Это – не развитие, а – прыжок в другой жанр, в другую программу (ы). Вообще говоря, этот третий закон, призывает к тому, чтобы пройдя усложнение, отказаться от него, возвратившись к простоте формы со старым, по новому понятым, содержанием.
Основы "Учения Бардов"
Всем, желающим попробовать себя в создании натурфилософского уровня осмысления, автор предлагает перечень всего из 24 вопросов. Что это за вопросы, откуда они взялись? – Их построил автор обращения. Но, будем постепенны. Уважаемые дамы и господа, чуть выше дано название "Учение бардов". А было ли уже такое в истории? – Да, было, например, у древних кельтов, но только как часть другого учения — учения друидов. Однако, информация об этом весьма скудная и требует расшифровок, а не простого чтения. Автором данного обращения была проделана большая творческая работа по "восстановлению учения бардов". Однако, информация о кельтских бардах была только одним из многочисленных "кирпичиков", выделенных из массива информации "песенное искусство русскоязычных бардов 20 века". Найденные элементы были соединены в гипотетическую систему. Эта система была приведена к тому виду, который удовлетворяет известным требованиям, предъявляемым к уровню "Учение". Так появилась версия системы саморазвития бардов – система "Сибард" (Орловский С. П., 2006). Система указывает вариант саморазвития человека сквозь искусство бардовской песни. Сознание человека становиться мудрее, проводя часть своего времени бдения в состоянии "бардовская песня". Построенное Учение относится не к той или иной стране, или языковой группе. Оно – многоязычно и всенародно, в смысле охвата деятельности всех бардов народов мира. Всех бардов, когда-либо уже живших на планете Земля. Феномен "бардовская песня" — это феномен мировой культуры. Его выражает живое "песенное искусство бардов". Конечно, предлагаемая информация носит одновременно и новаторский, и оригинальный, и максималистский характер. Но, ведь не надо забывать, что это, возможно, делается впервые в мире. Теоретический шаг движения не должен вышибать жизнь из живого явления. Он должен оставлять в себе эстетику искусства. Каждый шаг теории – это особенная логика соединения внешнего и внутреннего, которую сложно объяснить тому человеку, который не был "внутри пространства бардовской песни". А ведь, многие неоднократно повторяли вопрос "быть в рамках жанра, что это означает?" — Это означает переход от просто исполнения песни к исполнению на уровне "искусство песни". Что здесь особенного? — При этом, "вызывается бардовский дух". Именно он становиться проводником всего объёма песенного слова. Однако, не будем ставить бардам каменные памятники, давайте станем мудрее, осознав их историческое наследие. Как след живого дыхания и развивающего поиска, а не как челопреклонение. Простой и естественный подход в изучении жанра это — "деятельностный подход". Надо соединить понятия "внутреннее" и "внешнее" сквозь понятие "форма", не нарушив связи "форма-содержание". Что это за тип логики? – Содержательно-генетическая, диалектическая, феноменологическая, восхождения от абстрактного к конкретному, ...
Кардинальные вопросы теории
Итак, вашему вниманию предлагаются 24 вопроса бардовской натурфилософии (бардизма, бардологии, сибардизма, синтопоэтики, ...)
1. Правильно ли представляем себе смысл понятия "бард"?
В современном международном сообществе бытует представление о бардах как носителях шести основных черт. Перечень этих черт такой: • тройное авторство (3 черты: автор текста, автор музыки, автор исполнительской интерпретации) (черты с 1 по 3); • выступает в одиночку, чаще в аккомпанемент своей гитары (черта 4); • тема текстов — чаще социальный протест (черта 5); • бард чаще ассоциируется с уличным музыкантом, чем с представителем профессиональной эстрады (черта 6). Выполнение проекта "Барды мира" привело к расширенному пониманию понятия "бард". Число основных черт понятия "бард" возросло более чем в два раза. К шести уже известным чертам барда добавилось ещё 8 широко неизвестных черт. Именно к рассмотрению этих черт мы и приступим.
2. Зачем человеку петь?
Ответ приходит к нам из тех времен, когда впервые появилась человеческая речь. Культуру тех времен называют "дописьменной эпохой культуры". Уже тогда люди различали, по крайней мере, четыре формы речевого говорения: обыденное говорение, сигнальный крик, мелодическая декламация, протяжное говорение (пение). Уже тогда себя выделяла торжественная речь, которую использовали только в магических обрядах и с помощью которой происходило общение с богами – незримыми руководителями природы и жизни человека. Причём, это происходило тем лучше, чем более процесс говорения приобретал песенно-ритмическую форму. Когда мы себя спрашиваем: "Зачем человеку петь?" — То, уже в древнем мире, был известен ответ. — "Чтобы лучше удерживать связь с Создателем (Создателями) нашего мира". Можно даже предположить, что способность к певческой речи дана каждому человеку от рождения, как одна из важных природных одарённостей. Ничего не даётся человеку просто так или является лишним. Все дары должны быть использованы по назначению. Барды — это те люди, которые не могут не петь (черта 7).
3. Каким голосом петь человеку?
Человек должен петь своим природным голосом. Этот голос — это сложное психофизическое образование, несущее в себе сущность его носителя. Это пение отличается от того, что сегодня называют пением "профессионально поставленным голосом". Звук извлекается не просто как акустически правильный звук, но и как живой психозвук. Не забудьте, что немалую часть древнего натурального пения составляли подражательные звуки, например подражание журчанию ручья, воркованию птиц и т.п. Сам процесс пения находился в природе, а не в какой-то придуманной профессиональной сфере. Такое натуральное пение называлось ещё и синкретическим пением, в нём человек как бы сливался в основой природы. Барды — это те люди, которые поют своим натуральным голосом (черта 8).
4. Из каких песен состоит песенная культура современности?
Например, исследования певческого мира городов-гигантов (г. Санкт-Петербург, г. Москва) бывшего СССР показали, что "из всех песен (около 1200 наименований), которые поются средним городским гражданином, не более 50 % написано профессионалами его страны или других стран. Что же из себя представляет остальная часть? — Это "старинные народные песни" и песни непрофессиональных авторов (современный народный городской фольклор). Барды — это те, кто создаёт современный народный фольклор, не забывая старинные народные песни (поэтический язык Природы) (черта 9).
5. О чём пишут барды в текстах своих песен?
Наши исследования показывают, что главное место в творчестве бардов занимает свободомыслие и упражнение в нём. Право каждого человека мыслить свободно, от имени своей индивидуальности — вот важнейший принцип бардов. Социальный протест здесь занимает не первое место. Бард — это человек, всегда занимающий оппозицию к любому ограничению свободы выражения природной индивидуальности человека (черта 10).
6. Какое место занимает искусство барда в обществе?
Роль барда в современном обществе всегда ближе к роли "учителя жизни", чем к просто роли "уличного возмутителя спокойствия". Эта роль существует как некая неформальная роль, пребывание в которой никак не поддерживается официальными властями. Позиции этой роли всегда занимаются только добро¬вольно и добровольно покидаются. Платой здесь можно считать "выполнение своего предназначения" и "умное неофициальное уважение со стороны части общества". Древние кельтские барды, например, известны были как представители духовной иерархии государства кельтов. Они выполняли официальную роль посредников передачи знаний между духовными руководителями — друидами и обычным народом. Пение древнего барда Орфея останавливало войны и управляло погодой. Герой древнего финского эпоса "Калевала" бард Вяйномейнен, с помощью пения, возвратил своему народу украденное тёмными силами солнце. Песни российского барда Владимира Высоцкого воспринимались как откровения о смысле жизни в бывшем СССР. Бард — это роль уровня "учитель разумной жизни" (черта 11).
7. Какие исторические понятия близки к понятию бард?
В своих исследованиях мы пришли к собирательному образу барда. Этот образ синтезирован на основе близких понятий, встречающихся в истории различных народов мира. Нами обнаружено 33 близких понятия: АШИК, АКЫН, АШУГ, АЭД, БАРД, БАХИШ (бахши, бахсы), БАЯН ( боян), ВАГАНТ, ГИСТРИОН, ГОЛИАРД, ГУСЛЯР, ЖОНГЛЕР, КАБИ, КОБЗАРЬ ( лирнык), МЕЙСТЕРЗИНГЕР, МЕНЕ-СТРЕЛЬ, МИННЕЗИНГЕР, МУШТИКА (дамба), ОГНЕВИК, ОЛОНХОСУТ, ПЕСНЯР, РАПСОД, РУНОПЕВЕЦ, СКАЛЬД, СКАЗИТЕЛЬ, СКОМОРОХ, ТРУБАДУР, ТРУВЕР, ХАФИЗ, ФОЛКСИНГЕР, ШАНСОНЬЕ, ШПИЛЬМАН, УЛИЧНЫЙ МУЗЫКАНТ. Собирательный образ бардов народов мира назван мною "Сибард". Если "бард" — это феномен культуры древних кельтов, то Сибард — это феномен мировой культуры. Исторический Бард — это Сибард народов мира (черта 12).
8. Существует ли историческая цепочка бардов?
Проект "Барды мира" уже сегодня может назвать некоторые имена из исторической цепочки бардов. Речь идет о звене этой цепочки от Орфея до нашего времени. В список цепочки имён уже попали 143 имени, принадлежащих разным временам истории и разным народам земного шара. На этом цепочка не заканчивается и этим не ограничивается. Необходимо продолжать поиски. Практически слабо изучены страны Африки и страны Австралии, Индия, Китай, магометанские страны. Но, уже при том что есть, можно сделать вывод что: Бард — это исторически возобновляемый феномен (черта 13). Как и любое другое творчество, творчество бардов имеет спады и подъёмы. Проект "Барды Мира", для русскоязычной бардовской песни 20 века, обнаружила несколько внутренних особенностей феномена песенно-творческой активности, которые получили название: волна (5 законченных волн) и всплеск (4 законченных всплеска). Максимальные величины песенно-творческой активности приходятся на 1956-1961 гг. (волна №2) и 1963 г. (всплеск №4). Последний элемент такой активности, в 20 веке, приходится приблизительно на 1979 год. Тем самым, когда идёт речь о русскоязычной бардовской песне 20 века, можно говорить о существовании некого оригинального песенного источника (русскоязычная бардовская песня) в период приблизительно с 1941 по 1979 годы. Именно в это время работал "внутренний генератор", порождавший бардов.
9. Чему можно научиться у бардов?
Главной тайной, которую передают барды по исторической цепочке — это таинство оперирования Красотой Пронзительной. Проект "Барды мира" представляет наследие бардов как множество, образованное уже известными элементами и двумя новыми элементами: "система саморазвития Сибард" и результаты синтопоэтического анализа (слайд). Система Сибард — это система саморазвития человека сквозь бардовское творчество и пение бардовских песен. В качестве примера синтопоэтического анализа можно указать на результаты анализа русскоязычных бардовских песен 20 века: количество песен классики жанра — не более 10700 песен; количество авторов классики жанра — песни созданы 89 авторами, 36 из которых могут быть непосредственно отнесены к классикам 20 века; здесь же и диаграммы "волны активности жанра", "структура классиков", "клубная структура" и др. Современный Бард — это Сибард, освоивший систему "Сибард"(черта 14).
10. К какому народу он принадлежит русско-язычный бард?
Фактически, он смотрит на нас из котла многонационального гипотетического народа "советского народа", замешанного на русском языке. Но, может быть, он принадлежит новому народу, который обозначил себя возрождением бардовского песенного искусства.
11. Куда шёл русскоязычный бард?
Он искал язык нового народа, устремлённого на построение "коммунизма". Это было хождение за синтетическим поэтическим строем нового языка.
12. А куда пришёл русскоязычный бард?
Фактически, к основам феномена "Язык". Что он там нашёл? – Учение бардов планеты Земля. Оно гласит: "Ищешь язык – ищи барда. Найдёшь то, что ищешь".
13. Разве барды дают основу новому народу?
Барды дают песенную основу для нового языка. Есть новый язык – есть основа новому народу. Песенный фольклор есть обязательная ступень истории любого народа.
14. Что же означает песенное творчество русско-язычных бардов 20 века?
Это — тысячи песен, классифицируемых как песенный фольклор. Это — первая ступень в образовании нового народа! Классику русскоязычной бардовской песни (20 век) можно обозначить множеством из 10700 песен, написанных приблизительно 89 авторами музыки (36 классиков плюс 53 автора платформы). Некоторые барды заимствовали тексты своих песен у профессиональных поэтов. Такое заимствование, в классике русскоязычной бардовской песни, составляет около 9% (приблизительно 950 песен).
15. И что, появился такой народ?
Может быть, это то, что принято теперь называть "совком", так называемый "советский народ"? – Нет, новый народ так и не вышел из стадии "лесной житель", "альпинист — бродяга", "геолог – путешественник". Но основа нового народа уже записана в песнях русскоязычных бардов. Любой желающий может здесь себя испытать.
16. С чем можно сравнить наследие русскоязычных бардов 20 века?
С появлением языка международного общения Эсперанто. Если Эсперанто уже дан как язык, то наследие бардов – это не сам язык, а его песенно-поэтическая основа. Наш проект "Барды Мира", пытается изучать совмещение поэтической певучести Эсперанто и русско-язычных бардовских песен.
17. Кто такие барды?
Чаще, это – странствующие поэты — песенники. Их особенность – это сохранение в себе поэтической основы одного или нескольких языков народов мира. Бард – это вместилище и хранилище языка одновременно.
18. Как живут барды?
Всю свою жизнь они поют и сочиняют песни. Их путь развития – это развитие сквозь песню. Песни – это дневник лучших состояний их саморазвития.
19. Почему барды путешествуют?
Их зовёт за собой внутреннее языковое эхо. Это — эхо поэтичности языка. Оно по-разному звучит в разных землях, странах, носителях разных языков. [i]Барды – это слушатели и хранители внутреннего поэтического эха языка.[/b]
20. Мореплаватели ориентируются на полярную звезду, а на что ориентируются барды?
На показания компаса Красоты. Полюс максимального достижения здесь помечен "Красотой Пронзительной". Ещё есть и чутьё внутреннего слуха к тому, что называют поэтикой языка. Компас барда – Красота Пронзительная.
21. Что же остаётся за бардами?
След. Каждый из них, осознанно или неосознанно, "протягивает" песенную нить сквозь "историческое ухо своей эпохи". Тянет историческую цепочку бардов как хранителей песенных основ языка. Остаются их песни и способ прямой передачи смысла: "от автора песни – к имеющему слух", без посредников. Бард – этот прямая линия трансляции поэтического эха языка.
22. Как соотносится творчество бардов и профессиональное искусство?
Это разные элементы культуры, стоящие в одной цепочке. Но, говорить, что профессиональное искусство выше или ниже не имеет смысла. В обоих элементах есть шедевры, требующие высокого уровня владения гитарой и натуральным голосом. Профессиональное искусство – это развитие через артистизм, путь песенного изображения по Станиславскому. Барды – это развитие через натурализм, путь песенного откровения.
23. Барды – неформалы?
Когда говорят, что русскоязычные барды 20 века имели отношение к неформалам, то здесь необходимо разобраться. Ведь неформальность бардов, по результатам их песенного творчества, оказалась направленной на сшивание разрыва культуры. На дополнение существующей культуры бывшего СССР элементами культуры, на основе так называемой "поэзии запрещённых поэтов". Эти элементы были отнесены к разряду запрещённых по разным основаниям: автор выехал за границу, автор имеет отношение к белоэмигрантам, автор позволял себе опасное для режима свободомыслие и т.п. Например, такие неформалы как "рокеры" просто отрицали ту систему культуры, в которой они появились. Они ничего не сшивали и не восстанавливали, как это делали барды. Неформальность бардов была направлена на "человека мудрого", а у рокеров – на "человека бунтующего". Более того, организованности клубов самодеятельной песни, которые активно поддерживали барды, могла позавидовать всесоюзная комсомольская организация. Здесь клубы самодеятельной песни дошли даже до создания Всесоюзного Совета КСП. Неформальность русскоязычных бардов 20 века – это желание восстановить песенные основы (корни) русскоязычного человека, за счёт высокого интереса к поэтическому слову, на основе преодоления искусственных разрывов в истории русскоязычной поэзии. Бард – это неформал поисков корней песенного языка.
24. В каких слоях культуры видно барда?
Бард действует, как минимум, в трёх слоях культуры: народная, авторская, профессиональная. В народном и профессиональном слоях бард действует, в основном, как исполнитель и интерпретатор песен. В слое же "авторская культура" бард действует как песенный творец. Но, не надо забывать, что главным элементом есть не песня, а – саморазвитие. Если нет саморазвития, то нет и песни, отражающей процесс саморазвития. По сути, для сохранения себя как полноценно развивающегося человека, бард вынужден совершать "блуждания в слоях культуры". Обязательно входить в слой "авторской культуры", иначе он начинает эксплуатировать только мастерство, отрываясь от живых поток развития реальной жизни. Начинает эксплуатировать только Красоту Завораживающую или даже Красоту Магическую, удаляясь от Красоты Пронзительной. А ведь основа авторской культуры бардов – это удержание Красоты Пронзительной. Бард – это деятель личного саморазвития.
Завершающее слово
Позвольте мне завершить своё изложение словами и стилем старорусского языка: "С тем и прощаюсь, времена наши от нас текут, рука пишет как глаз узрит и буков сама без поводыря не чует. Чело варит зело, не балует, производит мыслю не шутейную. А без того суета всё и пустозвоние, прозябание, увод и обман. Душе простор и цель надобны. Али в клетку её запрёшь? — Упорхнёт как птица, и поминай как звали. Низко поклон бью товариществу, а за сим добрым людям и до свидания сказываю. Не серчайте, коли што не так, как мог умён был и певуч, во славу гордыни своей над людями не возносился. Упаси, господи и помилуй. Чай не твердокаменные, поймём всё до сердца. Певческий обет выполнил, правил бардовских не устрашился. Бояновым заветам верен был и струнами языка не блудил. Да хранит нас господь наш от всяких напастей, ибо все мы его разумные дети, божьи создания, и лишь он нам один судия высший и Учитель. На том и кончаю. К древу бардову прикасавшийся, руку и сердце приложил Сергий".
Список готовых рукописей проекта "Барды Мира"
1. Орловский С. П. Хрестоматия основ искусства бардов. Русскоязычная бардовская песня 20 века. Одна книга в четырех частях. 1995 – 2006, 614 с. (Формат 21 х 21 см, шрифт Arial 12, Черно-белое исполнение, русский язык. Есть вариант в виде компьютерного диска). В Хрестоматии приведены подробные сведения о русскоязычной бардовской песне, бытовавшей на территории СССР и СНГ в 20-веке нашей эры. Тема излагается в доступной научно-популярной форме, впервые представлена новая наука о песне "Синтопоэтика". Материал является конспектом публичных лекций автора, подготовленных для факультативного курса в Университете и Консерватории, будет полезен всем любителям бардовских песен: исполнителям песен, организаторам клубов песни, теоретикам и архивистам песенного искусства, просто любителям жанра. Книга является первым томом проекта "Энциклопедия искусства бардовских песен народов мира". Рисунков – 26, таблиц – 37, диаграмм — 8, фото – 35 , текстов песен – 210. Во втором издании исправлены орфографические ошибки, замеченные в первом издании и внесены новые добавления. Основная идея организации материала практически осталась неизменной. Первая часть – это текстовая часть, вторая – графика и таблицы, третья – тексты песен бардов — классиков, четвертая – тексты песен бардов платформы. Первая и вторая части дополняют смысл друг друга. Третья и четвёртая части – примеры отобранных текстов песен бардовской классики. Материал не проходил цензуру в научных кругах. Часть материала использовалась как учебное пособие в клубе самодеятельной песни г. Днепропетровска (Украина, 1983 – 1993 гг.) и студии искусства бардовской песни г. Нюрнберг (Германия , 2001 – 2002 гг.) Издание осуществлено за счет средств автора проекта "Барды Мира".
2. Орловский С. П. Искусство бардов. Внутренние программы русскоязычного бардизма 20 века. 2000-2003, 179 с. (Формат 21 х 21 см, шрифт Arial 12, Черно-белое исполнение, русский язык. Есть вариант в виде компьютерного диска). В этой оригинальной и новаторской книжке автор продолжает тему своих исследований по искусству песен бардов мира. Понятие "внутренние программы", у бардов, существует как устное творчество. Они бытуют не в виде каких-то готовых текстов, а только в виде авторских интервью, высказываний или в воспоминаниях слушателей. Автор книги собрал информацию и придал ей форму программы, несёт за это действие полную ответственность. Для более точного понимания бардовских программ приведены программы трёх типов: в жанре, на границе жанра, блуждающие (то в жанр, то из него). Книга будет интересна всем, кто интересуется бардовскими песнями, исполнителям песен, исследователям и историкам песенного жанра, всем думающим людям. Автор книги почти 30 лет интересуется бардовским жанром, сам сочиняет и исполняет песни этого жанра, исследует исторические корни жанра, организатор клубов песни, является автором монографии, посвящённой песенному искусству русско-язычных бардов 20 века. Рис.— 4, таблиц – 7, лит. – 2 авт.
3. Орловский С. П. Барды Мира. 2005-2006, 121 с. (Формат 21 х 21 см, шрифт Arial 12, Цветное исполнение, русский язык. Есть вариант в виде компьютерного диска). В этой оригинальной книге автор восстанавливает цепочку имен жанра "бардовская песня", от Орфея до наших дней. Её образуют 142 автора – исполнителя песен разных народов мира, во временном интервале около 2500 лет. Впервые барды представлены как уникальный собирательный феномен мировой культуры, органически включённый в историю каждого народа мира. Определяются особенности песенного искусства бардов, раскрывается его направленность и глубинный смысл. Книга будет интересна всем, кто интересуется бардовскими песнями, в частности: исполнителям песен, исследователям и историкам песенного жанра, всем думающим людям. Она насыщена полезными практическими рекомендациями и обобщениями из практики бардов. Её можно считать первым справочником по теме "Барды Мира" и введением в будущую "Энциклопедию бардов мира". Немало информации почерпнут здесь любители ролевых игр. Автор книги почти 30 лет активно интересуется бардовским жанром. Сам сочиняет и исполняет песни этого жанра, исследует его основы. Написал уже несколько книг, посвященных песенному искусству бардов. В этой книге, кроме текста, содержится 60 интернет-изображений: барды, музыкальные инструменты бардов, схемы гитарных аккордов школы бардов и другое.
4. Орловский С. П. Система "Сибард". 2006, 114 с. (Формат 21 х 21 см, шрифт Arial 12, Цветное исполнение, русский язык. Есть вариант в виде компьютерного диска). В этой оригинально-новаторской книге автор, возможно впервые в мире, "воссоздаёт" гипотетическую систему саморазвития человека путём пения бардовских песен. Эту систему саморазвития он назвал системой "Сибард" — системой саморазвития бардов. Представление о такой системе сформировалось у автора в результате внутренних и внешних исследований жанра "бардовская песня" от Орфея до сегодняшнего времени. Эти результаты оформлены автором, как серия книг, под общим названием "Барды мира": Хрестоматия песенного искусства бардов (2001), Гитара бардов (самоучитель аккомпанемента песен в двух частях) (2002), Искусство бардов (Путеводитель внутренних программ, 2003), Барды мира (2004). Активно исполняя бардовские русскоязычные песни, с 1973 года, и находясь в водовороте песенных фестивалей клубов самодеятельной песни, автор всегда чувствовал некую тайну ритуала исполнения песен, его сознание, при этом, переходило в особенное состояние. Постепенно, на это потребовалось около 20 лет, проявилась некая цепочка исторической преемственности "певческого мировоззрения бардов". На основе её изучения, автор построил целый ряд новых понятий, например: "мировой бардизм", "бардовская синтопоэтика", система "Сибард". "Почему человек поёт? Что значить петь песню по-бардовски? Что и как поет бард? Что входит в понятие "стать бардом"? Что такое принципы исторической преемственности "мирового бардизма"? Что такое бардовская классика и каков её круг? " — вот приблизительный круг вопросов, ответы на которые даёт система "Сибард" и которые описаны в данной книжечке. Идеи автора появились не на пустом месте. Немалую роль здесь сыграли представления "натурфилософов песенного жанра". Особенно надо упомянуть двух натурфилософов от бардовского жанра — Друпп Павел (Украина, г. Мелитополь) и Александр Мирзаян (Россия, г. Москва) — и одного натурфилософа от исследований музыки — Михаил Тодрин (Украина, г. Днепропетровск). Книга будет интересна всем, кто интересуется оригинальными системами саморазвития. Особенный интерес она представляет для исполнителей и бардовских песен и исследователей песенного жанра. Все думающие люди увидят яркий пример возможностей направленного гипотетического и решающего мышлений. Предлагаемый читателю материал не проходил научной экспертизы и не выставлялся для дискуссионного обзора в Интернет. Он является личной точкой зрения автора, за которую несёт ответственность только автор. Рис. – 9, фото – 6, табл. — 3, лит. – 8 авт.
5. Орловский С. П. Основы Учения Бардов. ( Натурфилософия песенного искусства бардов ). Нюрнберг: Студия искусства бардовской песни "Берег", 2007, Издание первое, 633 с., ф. 21 х 21 см. Впервые в мире. На сегодняшний день, по теме "бардовская песня", уже издано много материалов, но теоретического тома ещё не было. Эта книга – первая теоретическая книга о бардовской песне, оригинальная и восстановленная натурфилософия песенного искусства бардов. В книге воссозданы внутренние элементы песенного действия бардов, как элементы оригинальной натурфилософской "Х – Софии", построенной автором на основе синтетического видения бардовской феноменологии. Такому видению темы, в немалой степени, поспособствовало изучение синонимического поля понятия "бард" у различных народов мира ( за последние 2500 лет исторического времени ), а также результаты серии натурфилософских работ автора по изучению сердцевинных структур "русскоязычной бардовской песни 20 века". Автор предлагает читателю новый, неожиданный и многогранный, идеальный образ барда, который представляется как натурфилософский приемник культурно-исторической цепочки бардов народов мира и в каждой своей песне исполняет песенное искусство бардов. Такому образу присвоено название "Сибард", а все стремящиеся к нему, по праву, могут считать себя современными бардами, а не только авторами и исполнителями песен. Читатель впервые познакомится с Синтопоэтикой бардов – важнейшей составляющей деятельностной натурфилософии бардов. Ощутит большую разницу между бытовым и глубинным, внешним и внутренним, активным и пассивным проникновением в содержание понятия "бард". Получит представление о загадочном внутреннем круге — системе саморазвития бардов и её главных ориентирах. Здесь автор предлагает читателю посмотреть на бардовское действие изнутри и вводит 28 оригинальных моделей, которые и выводят обширную практику песенного действия бардов, как минимум, на уровень особенной песенной натурфилософии. Много полезного для себя найдут: исполнители песен любых жанров, организаторы клубов песни, теоретики и архивисты песенного жанра, учёные и просто любители жанра. Автор – кардинальный теоретик жанра, русскоязычный бард – натурфилософ, организатор жанра, почти 30 лет отдавший поискам тайны песенного искусства бардов. Издание осуществлено за счёт средств автора. Рисунков – 48, таблиц – 43, диаграмм — 8, фото – 152 , лит. – 64.
( с материалами проекта "Барды Мира" можно позна-комиться в Интернет: • http://bereg.vorota.de, • orlovskysa@kabelmail.net.
Курс лекций
Оригинальный курс лекций вводит слушателя в особенности понятия "авторская культура", взяв за основу представления о такой культуре в песенном творчестве бардов. Описание курса представлено в двух частях: общее тематическое описание и общий план курса. Объём курса: 38 только лекционных учебных часов. Название курса: Авторская культура песен бардов. Индекс темы: поиск не завершен. Оригинальность и приоритет: в мировой практике высшей школы встречаются факультативные курсы "Авторская песня", однако их фрагментарность и подчинённость не позволяет им составить достойную конкуренцию предлагаемому курсу. Общее назначение и ориентиры курса: дать углублённое представление о понятии "песня" и возможных вариантах теоретического мышления в направлении "философия песни"; познакомить слушателей с деятельностным подходом и вариантом его применения в практике исследовательской деятельности, включить слушателя в проблемно-теоретическую деятельность на основе изучения песен бардов, передать опыт креативно-критического анализа в поле "авторская культура". Основные цели и задачи учебного курса: • дать активные представления об авторской культуре в песне; • представить деятельностный подход на основе включения в песенный мир бардов народов мира; • дать практический навык анализа сложного феномена "бардовская песня"; • дать представления об авторской системе взглядов "Синтопоэтика"; • познакомить с современным состоянием науки в области создания "теории песни"; • познакомить с основами новой научной школы "авторская культура"; • ввести в круг проблем науки практики в области "авторская культура" на примере "авторской культуры песен бардов". Форма преподавания курса: курс преподается как авторский курс. Возможны варианты: самостоятельный курс, факультативный курс. Язык преподавания: предпочтителен русский язык, но возможен и другой вариант: немецкий язык, украинский язык. Педагогическая основа курса: • Курс ориентирован на академическую модель дидактики высшего учебного заведения Европы с элементами новой "МД – педагогики" (мыследеятельностная педагогика). • Курс активно позиционирован на тезис "учить мышлению", опирается на современную методологическую модель "постановка понимания". • Образовательный процесс рассматривается как межличностный дискурс, диалог и полилог в системах "преподаватель — студент" и "студент — студенты". Организуется как систематическое формирование элемента теории познания "теоретическое – практическое". Имеющийся задел: Основу курса составляют авторские материалы Орловского С. П. — книги Орловского С.П. по программе "Барды мира" (2002-2007, 700 с.). Пробы лекционного материала: материал озвучивался в публичных лекциях, начиная с 1995 года, с момента начала действия программы "Барды мира". Как систематический лекционный курс материал представляется впервые. Ключевые понятия: авторская культура, авторская культура песен бардов, деятельностный подход, модельно-теоретический подход, Синтопоэтика, Сибард. Ограничения: в современную версию лекционного курса включена информация о странах Европы и территории стран бывшего СССР. Не рассмотрена песенная культура таких стран как Китай, Индия, Япония. Временные рамки и структура: курс рассчитывается как заказной учебный курс, с диапазоном учебных часов от 40 до 60 учебных часов. Учебный курс включает в себя: лекции, семинары, консультации и курсовую работу. Формы контроля полученных сведений: устные формы (семинар, консультация) и письменные формы (курсовая работа). Сведения о лекторе: Имеет опыт преподавания в технических высших учебных заведениях Украины, 2 года педагогического стажа "лектор". Имеет опыт выступления с публичными лекциями перед научно-технической аудиторией, 6 лет как лектор системы общества "Знание" (Украина). Имеет почти 10-летний опыт публичных выступлений как автор и исполнитель песен. Им записано 7 любительских аудиодисков своих песен. Владеет языками: русский, украинский, немецкий, эсперанто. Сведения о материально-технических средствах: лекция содержит видеоряд, проектируемый на экран с помощью компьютерных средств. Форма собственности: автор лекционного курса является обладателем авторских прав на авторские элементы лекционного курса. Финансовый расчёт: производится на основе договора.
Тематическое содержание курса
Тема 1. Авторская культура Понятие и основные подходы. Песня как авторская культура. Тема 2. Барды и бардовская песня Большой исторический круг бардов народов мира. Историко-мифологические фигуры бардов. Барды средних веков. Барды нового времени. Барды 20 века. Малый круг бардов русской культуры 20 века. Понятие "Сибард". Кельтские барды. Русские скоморохи. Украинские кобзари. Тема 3. Песенные программы Программы: бардовская песня и авторская песня. Программы бардов русской культуры 20 века. В жанре, блуждание между разными жанрами, на границе жанра. Общие закономерности. Тема 4. Музыкальные инструменты бардов и практика бардовского аккомпанемента Музыкальный строй инструментов. Гармония и аккордовые закономерности. Тема 5. Роль "бард" в ролевых играх Тема 6. Бытие современных бардов Фестивали авторской культуры песен. Грушинский фестиваль, фестиваль "Встреча бардов", ритуальные фестивали. Тема 7. Деятельностный подход к песне Синтопоэтика и её модели. Возможности синтеза трёх песенных текстов. Понятие " авторская фигура барда". Сходство и различие авторских фигур бардов. Сходство и различие песен бардов. Тема 8. Подходы к философии песни через натурфилософию бардов Триады кельтских бардов. Концепции "кардинальных теоретиков": "хождение за языком" (А. Мирзаян), социотехника песенных потоков (В. Ланцберг), "гипотетическая система саморазвития бардов" (С. Орловский). Тема 9. Клубы песни Клуб как социальное изобретение. Структура и движущие источники. Практика клубов самодеятельной песни в бывшем СССР. Тема 10. Проблемы перевода песен бардов на другие языки Тема 11. Сохранение творческого наследия бардов Практика, достижения и проблемы. Классика и шедевры. Связь с понятием "феномен мировой культуры". Библиография и книги, аудио архив, видео архив. Тема 12. Научное изучение песенного наследия бардов Обзор диссертационных работ. Тема 13. Прогноз пути песенного наследия бардов Связь культурного наследия народов мира с носителями международных языков. Культура народов мира на языке Эсперанто. Тема 14. Методологическое завершение темы Компактное представление основного содержания темы в виде "альбома акторных схем". Выделение словаря категорий и понятий темы. Применение универсального подхода "восхождение от абстрактного к конкретному" в пространстве явного методологического мышления ("СМД – методологии" от Щедровицкого Г. П., методология явного мышления от С. П. Орловского).
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |