В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
14.12.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Укладова А. В. |
|
Наш клуб авторской песни |
Этот материал — про авторскую песню. Какие у Вас возникли ассоциации? Что-то тихое, под гитару... На самом деле даже известные барды, авторы и исполнители — корифеи жанра — не смогли бы описать, что это такое. В интернете и в жизни ведутся жестокие споры о том, что же это такое и есть ли оно вообще. Несложно отличить рэп от регги. А вот как отделить авторскую песню от рока, баллад, народной музыки и романса — непонятно, ведь у нее нет границ. Это не значит, что она вездесуща, просто каждый по-своему разделяет жанры. Попробую определить характерные приметы этого непонятного явления.
Природа. С тех пор как человек отошел от зеленой травки к тротуару, он хочет вернуться. И вот передовые (слегка замученные учебой) студенты потянулись к природе. Иногда не по своей воле: сейчас, (для кого-то — к сожалению, для кого-то — к счастью) утеряна практика стройотрядов, когда студенты общались непосредственно с картошкой, кукурузой и другими зелеными полями. Начиналась авторская песня как туристская и пелась (да и поется) в походах, вокруг костра. Даже концерты, проходящие сейчас в городах, могут быть перенесены в дым, в лес. Погодные и внепогодные условия не страшны.
Гитара. Конечно, не электрическая, т. к. на природе (см. предыдущий пункт) ее некуда было бы подключить. И не рояль, так как кроме рюкзака на себе нести крупные посторонние предметы неудобно. Но даже если затащить рояль в лес, или, на худой конец, остаться дома, сыграет на нем не каждый. Гитара — другое дело. Не обязательно даже классическая, обычная "ленинградка" + 5 аккордов = несложный аккомпанемент. Конечно, на другие инструменты запрета нет, кто умеет, играет на губной гармошке или даже флейте и скрипке.
Песни. А это — самое интересное. Во-первых, главное — смысл, текст. В других жанрах могут преобладать ритм или мелодия, стихи зачастую неважны. В авторской песне искренние стихи на первом месте. Во-вторых, интересно единение: бард сам пишет музыку, текст и сам же поет. Это помогает ему донести до слушателя свои мысли. Барды поют о том же, о чем и все остальные поющие люди, но по-другому. Аккомпанемент, как правило, простой и поэтому любой может выбрать себе (и сам исполнить) песню по душе (например, прикол или лирику, о войне или о лесе). Булат Окуджава писал: "Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит...". Авторская песня как раз и доносит дыхания, жизнь обычных людей.
В советские времена авторская песня шла не в ногу с официальной культурой. Песни бардов не только о любви, они о жизни. И именно поэтому любимы. Выступления запрещали, но концерты все равно проходили в лесах. Люди пели на кухнях, передавали домашние магнитофонные записи из рук в руки.
Потому, что теперь "все можно", и авторская песня вроде бы не нужна, многие люди, даже любящие ее, похоронили этот жанр и положили на могилку свежие цветы. Действительно, авторская песня стала более солидной. Проходит множество концертов, запросто можно купить кассеты, книги, диски и т. п., и т. д. Границы с другими жанрами (как вы помните, довольно смутные) размыты окончательно, и непонятно, осталось ли вообще что-то посередине. Или это — удел древних бардов и наших родителей? Мне кажется, что нет. Умереть что-то может только в каждом человеке. Продолжаются же слеты (много народу в лесу в палатках), существует множество клубов, причем и молодежных. И в МГУ, и в других университетах, институтах и просто учебных заведениях находятся люди, организующие КСП (клубы самодеятельной песни). А то, что интересно нашему брату студенту, не зачахло.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |