В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
12.01.2009 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Обрубов М. Источник: http://www.obrubov.ru/news/03.shtml |
|
О чем поет ночная птица |
В августе 2006 года авторы-исполнители Орехово-Зуевского района создали и зарегистрировали Творческое объединение "ЗВУКОСФЕРА", в которое вступили авторы-исполнители, музыканты и поэты для реализации совместных творческих проектов. Кроме проведения фестивалей и концертов планируется выпуск музыкальных альбомов и поэтических сборников. В феврале 2007 года готовится проведение недели авторской песни и конкурса молодых исполнителей на приз Главы района в г.Ликино-Дулёво. Традиции авторской песни имеют глубокие корни на Орехово-Зуевской земле и плоды этого древа вполне достойны внимания, но сегодняшний разговор будет касаться общих проблем авторской песни, потому что без общего направления мы все будем тащить воз, как герои басни Крылова.
О чём поёт ночная птица
Да простит меня автор вышеупомянутой строки, говорить мы будем не о нём, но о явлении авторской песни в широком смысле. По моему глубокому убеждению, сам Константин Никольский тоже имеет самое непосредственное отношение к данному жанру и является ярким представителем "бард-рока", хотя может быть ему об этом ещё не известно. Но все признаки налицо: он – автор текста, музыки, и он же – исполнитель. Так что: "ночные песни птицы вещей" – это бардовский концерт у костра. Мы живём в эпоху метаморфоз и мимикрии. Классика вбирает в себя рок-аккомпанемент, рокеры стремятся к популярности, барды обрастают рок-группами, лагерные песни завоёвывают Кремль. Многочисленное и неоднородное бардовское движение, которое известный музыкальный критик А. Троицкий несколько запальчиво обозвал "сектой" – в телепередаче, посвящённой авторской песне, – явление, несомненно, выходящее за уровень музыкального "сектантства". "Несут ли барды свет миру?" – вопрос, конечно, открытый. Каждый несёт – что имеет...
Бардов отличает наличие трёх вышеназванных составляющих в одном флаконе – сразу видно в кого бросать гнилыми помидорами. Наличие актёрского мастерства, скорее – минус, чем – плюс. Барда можно вытащить на сцену, но для барда – это не Сцена, а просто возвышенное место. Странствующие музыканты и поющие проповедники, деревенские гармонисты с поэтическими наклонностями – все родственники по творческим корням, но не актёры. У барда нет необходимости развлекать публику, даже если он это и делает, потому что у него хорошее настроение. Бард – это не профессия, даже если иногда за это и платят. Можно бесконечно уточнять и дополнять вышесказанное, но то, что сформулировано выше, просто носится в воздухе, как понятия, которые сложились уже в наше время без ссылок на авторство.
То, что все люди что-то поют, не вызывает ни у кого удивления: все к этому привыкли и удивляются уже тому факту, что некоторые молодые люди собираются вместе, выпивают, но не поют.... Поющие же люди, к настоящему моменту, разделились: на – поющих свои песни (т.е. авторов-исполнителей), и на – поющих популярные песни (т.е. исполнителей). Параллельно с ростом бардовского движения, мы наблюдаем расцвет "Karaoke". Было бы наивно видеть в этом какое-то противостояние. Просто люди любят петь. Бардовские фестивали стали нормальными трудовыми "буднями", и пора уже отмечать дни календаря, когда нет никаких фестивалей. В то же время, старшее поколение бардов серьёзно поговаривает о кризисе жанра. В общем, единое мнение отсутствует и это говорит о том, что "больной" скорее жив, чем мёртв, и более того – молодеет.
Не ставя перед собой цель "объять необъятное", мы попытаемся поговорить о том, что нас объединяет: мы будем говорить о творчестве.
"В чём сила, брат?" Риторический вопрос. В авторской песне многие ощущают какую-то особую силу. Творчество "поэто-музыкантов" в своей тёмной стороне имеет удвоенные амбиции, но – своей другой стороной и воздействует на слушателей с удвоенной силой. В чём источник этой силы? "В правде, брат". Риторический ответ. Однако появление поющих поэтов – закономерное и радостное событие. Поэт не пишет текст для песенки – поэт пишет стихи и поёт стихи. Удачно или не удачно – это частности. Разделение жанра на "бард-рок" и "песни под гитару" – тоже не столь важно, тем более что, существуют и песни под баян и "а капэлля". Стихи в авторской песне – не ещё один музыкальный инструмент с индивидуальным тембром, а – слово, не лишённое смысла и красоты. Но бардовское движение – это не движение единомышленников, это движение персон. Персонализм – это естественное явление творческой личности способной к самовыражению. Но самовыражаем мы самих себя: в камуфляже или без... Мера открытости и простоты у каждого своя, о вкусах не принято спорить, но этические и эстетические позиции очень важно определять в кругу творческих людей, потому что – это и есть Общение. А, собственно, ради общения мы и собираемся. Не просто же для того, чтобы увеличить армию своих поклонников. Русских людей всегда интересовала сокровенная жизнь души человеческой: "Во что веруешь, брат, или вовсе не веруешь?" Вечные вопросы всегда требуют временного ответа.
Цель устроения фестивалей – это создание условий для общения творческих людей. Общаются они большим или малым кругом – это не столь важно. Важно увидеть не себя, а – другого человека, отличающегося от тебя, и если повезёт: через "другого" увидеть себя. Это и есть обогащение творческих душ: войти в единство неповторимых личностей, найти своего собеседника. А этим собеседником может оказаться не только свой брат бард, но и любой другой творческий человек. Фестивальная суета не должна затмевать высоких целей и подменять их. Искать человека – это высокая цель, древние демонстративно искали его – днём с огнём факела.
Наличие крупных личностей является, безусловно, украшением любого собрания, а если эти личности являются ещё и единомышленниками, то вместе они способны совершить много прекрасных дел. Хаос сам по себе не организуется в Космос. В мире, кроме наличия энтропии, действуют еще и активные разрушители, поэтому люди доброй воли должны объединяться.
Есть в этом и наивная романтика, которую не стоит доводить до очередной пошлости и канцелярщины. Любое общественное движение не застраховано от вырождения, более всего не хочется, что бы искренний интерес подменялся обязаловкой и насилием. Увеличение числа участников и зрителей, конечно, ведёт к увеличению нагрузки на организаторов. Мы уже начинаем балансировать на грани Шоу-бизнеса.
Возвращаясь к проблемам творчества, хотелось бы отметить, что бардовское движение неуклонно движется от костра к концертному залу. Видимо, в условиях северной страны, петь зимой в лесу холодновато, а лето короткое. Но, кроме шуток, растёт профессионализм, улучшаются музыкальные инструменты, появляется всё больше дуэтов. С одной стороны – это естественное стремление человека к совершенству, которое требует для себя адекватных условий (Большого Кремлёвского дворца) с другой стороны: как сделать зал местом общения. Отвечать на записки? Вопросов больше чем ответов. Движение к сцене имеет разные причины: они связаны в основном с интересами личности и с той целью, которая двигает автора к собеседникам и слушателям. Разброс творческих целей настолько широк, что для большей наглядности его нужно разграничить по направлениям: 1. Одно из самых молодых и перспективных направлений в авторской песне – это поющие поэты. 2. Второе направление – тяготеющее к эстраде и бард-року (по своей природной музыкальности и профессиональным навыкам). 3. Ярко выражена и имеет своих талантливых сподвижников "Дворовая песня" и т.н. "Шансон". 4. Ну, и, конечно, наибольшую популярность и многочисленных сторонников имеют традиции КСП, с превалирующим туристическим направлением.
Как мы видим, первые три направления никаких противоречий со сценой не имеют, и можно даже сказать, что сцена – это среда их обитания, хотя, конечно, можно петь и на дружеских вечеринках. Возникает вопрос: "А, нужно ли вообще делить бардовское движение на рукава?" Полагаю, что нужно, потому что каждое направление имеет свои этические и эстетические критерии, которые не всегда принимаются, как общие, но и не настолько противоречат друг другу, что бы из-за них идти в раскол. Люди изначально отличаются друг от друга, как и их песни, но бардовское движение объединило их таких разных, и это уже – реальность. А, в целом, проблема отношений – это уже проблема оргкомитета. Например: песни гражданской направленности требуют аудитории и организации, а костровая лирика сама найдёт тёплую компанию. Многие авторы с удовольствием поют популярные бардовские песни, а некоторым – не хватает времени выговориться и поделиться своей радостью и болью. При составлении концертной программы очень трудно найти единый критерий для всех авторов, но ещё труднее учесть интересы зрителей, которые так и не могут узнать, когда и сколько будет выступать интересующий их автор. Особенно, это относится к большим фестивальным концертам. Проще разобраться со своими известными авторами, но фестивали обычно притягивают и много гостей, среди которых есть авторы, популярные в своем регионе, но представить их организаторам бывает некому, а сами они могут быть людьми скромными. Так вот можно и не встретиться с интересным автором.
Ну, а организация конкурсов – это самый щекотливый вопрос. Выйти на путь сравнения и оценок – это, значит, заставить и авторов оценивать самих себя с позиций популярности, т.е. выбирать для исполнения самые проходные вещи. Потом, с годами, звания и титулы перестают помещаться на одной бумажке и перечисления их начинают занимать больше времени, чем исполнение самих песен. А если помнить, что авторы-исполнители с возрастом становятся мудрее и лучше, то и еще обиднее тратить драгоценное время. В то же время, именно конкурсы часто становятся центральной осью фестивалей, и человека, который не участвовал в конкурсе, как будто бы и вовсе не было. Все эти подводные камни имеют значение, конечно, более для организаторов фестивалей и полупрофессиональных авторов со стажем, но я рассуждаю здесь более с позиций какой-то внутренней логики самого явления авторской песни. Станем ли мы частью шоу-бизнеса или сохраним ту неповторимую особенность, которая всегда отличала лучших представителей бардовского движения от артистов. Современный мир все более склоняет нас поклониться в пояс мамоне и вступить в ту же борьбу за студии и концертные площадки, в которой давно уже пребывает весь шоу-бизнес. Вопросов, как всегда, больше чем ответов, тем более при нашем эгоцентризме, который наиболее ярко выражается в уже привычном: "Да, пошли они все..." И все же хочется сохранить то самое главное, ради чего всё: радость видеть и слышать друг друга.
Художественный руководитель Творческого Объединения "ЗВУКОСФЕРА" М. Обрубов.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |