В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
26.01.2009 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Гусев А. (г. Магадан) Источник: архив КСП "Поиск" (г. Владивосток), машинописная копия. Материал предоставила Потапова О. Ю. |
|
Организация и работа КСП. Работа исполнителя над песней. Работа над клубной программой. Некоторые выводы по семинару "Дни самодеятельной песни – 83" |
Как организовать клуб самодеятельной песни, как организовать уже в сложившемся коллективе работу, как заинтересовать постоянно любителей самодеятельной песни (СП), как привлечь в клуб новых людей – вот, пожалуй, самые постоянные, самые больные и актуальные вопросы, которые волнуют и, по-моему, будут волновать "каэспэшников", людей, которым наша песня стала другом, помощником, способом жизни. "Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым", — эти слова Н. Г. Чернышевского так же, как и ко всем видам искусства, в полной мере относятся и к самодеятельной песне. Естественно, творчество является первопричиной появления СП и создания КСП. Но КСП – это помимо праздников и будни. Я ни в коей мере не преследую цель дать единый рецепт, догматический ответ на поставленные здесь вопросы. Используя опыт работы некоторых КСП, свой личный опыт, а так же опыт работы магаданского КСП, мне бы хотелось обратить внимание на все-таки существующие некоторые единые формы работы КСП, на, так сказать, клубную школу. К сожалению, большинство КСП считают, что специфика клубов (удаленность от центральных КСП, от центральных районов страны, от различного контингента клуба и т.д.) не позволяют выработать единой формы работы. Но ведь любое искусство с чего-то начиналось, на чем-то базировалось. Иначе что может служить постоянный двигателем его, только ли творчество? Где-то в конце пятидесятых годов стихийно начали создаваться КСП, пропуск в которые был один для всех – свой голос, своя песня, свой взгляд на мир. Начинали петь в маленьких комнатах друзей, студенческих аудиториях, общежитиях. Но движение разрасталось с неимоверной быстротой. И, пожалуй, здесь-то впервые КСП и столкнулись с "административными" трудностями. Нужны стали помещения для клубов, материальная обеспеченность (а, следовательно, и зависимость, от которой так рьяно отнекивались ранее КСП), организация фестивалей и слетов СП оказалась куда сложнее, чем просто прослушать или исполнить песни. Времена меняются, меняемся с ними и мы. Более, чем двадцать лет истории клубов самодеятельной песни вывели КСП за пределы голой самодеятельности. Я считаю, что КСП необходимо заниматься изучением клубной работы в такой же мере, как и самой песней. Организация и методика клубной работы не столь проста, как это может показаться на первый взгляд, и требует серьезного подхода.
Какова же сегодня организационная структура КСП? Прежде всего, надо четко уяснить, что деятельность клубов осуществляется по ПЛАНУ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ и ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКОЙ работы. Работа КСП должна способствовать повышению общественной активности, нравственного и культурного уровня членов и посетителей КСП, воспитанию художественного вкуса, высокой песенной культуры, формированию духовных и эстетических запросов людей, широкой пропаганде лучших образцов самодеятельной песни.
Общее руководство и контроль за работой КСП осуществляют организации, при которых создан КСП. Это необходимо для того, чтобы более правильно и точно вести клубные дела (финансовая деятельность, планирование работы клуба, учет и отчет и т.д.) Согласитесь, что иногда не все КСП умеют правильно распорядиться своей базой. И здесь отчетность заставляет обязательность брать верх над нерадивостью. Как и во всех клубных объединениях, высшим органом управления должно являться ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ членов КСП, которое избирает Президента клуба, Художественного руководителя, Казначея, Общественный совет и Худсовет КСП. Президент КСП ни в коем случае не должен подменять правление клуба, делать его своим послушным органом (в некоторых клубах, к сожалению, это наблюдается), а опираться на него, как на коллективного руководителя и организатора всей жизни клуба.
Считаю, что нет необходимости очень большое количество людей включать в совет клуба, дабы не создавать суматохи. Быть рядовым членом КСП, хозяином своего клуба – не менее почетно.
В Художественный совет КСП обычно входит творчески-монтажная группа – группы звукотехники, свето-кино-фототехники, художественно-оформительская и исполнительская группы. Это как раз и есть творческая мастерская клуба, вход в которую свободен для всех.
Общественный совет клуба включает в себя четыре группы: группа связных и клубных организаторов, которые организуют внешнюю (с другими КСП страны) и местную (с учебными заведениями, организациями и т.д. (связь, о которой они должны постоянно докладывать на заседании клуба, организационная группа, решает задачи, связанные с привлечением новых участников, с оформлением (оборудованием) помещения КСП, приобретением инвентаря, администраторской деятельностью; педагогическая группа, функции которой состоят в том, чтобы установить правильные межличностные отношения в коллективе, социологическая группа, осуществление функции которой связано с необходимостью изучения аудитории зрителей, а так же членов и потенциальной аудитории КСП.
Особое внимание хотелось бы уделить ПЛАНИРОВАНИЮ работы КСП и ФИНАНСОВОЙ организации клубов.
Основным видом перспективного планирования работы клуба является годовой план, который должен включать в себя и концертные мероприятия и заседания КСП, проведение слетов, фестивалей, дней СП, приглашение ведущих авторов СП и других клубов, приобретение аппаратуры и инвентаря, ремонт помещения, командировки членов КСП, конкретная работа Правления, Общественного совета и Худсовета. Однако любой перспективный годовой план не является догмой, он может изменяться и конкретизироваться в оперативных месячных планах. На основе рабочего оперативного плана составляется рекламный календарь. Таким образом, процесс планирования работы клуба идет непрерывно. Четкое, всестороннее планирование обеспечивает высокий организационный уровень и необходимую действенность работы клуба.
Финансовая деятельность предполагает строгий учет и заблаговременность.
Планирование сметы доходов и расходов клуба должно проводиться в текущем году на следующий по следующим направлениям:
1.Количество мероприятий КСП (платных), примерное количество присутствующих. 2.Расходы на ремонт помещения. 3.Командировки. Эта статья включает в себя выезды КСП по делам клуба, а также на фестивали, слеты, выезды на концерты. 4.Приобретение оборудования и аппаратуры. 5.Прочие расходы. Эта статья дает возможность оплачивать гонорары авторам— исполнителям и иногородним гостям. Данная смета утверждается правлением КСП и предоставляется для обсуждения и решения в организации, при которых действует клуб. Финансовая дисциплина клубов – необходимый критерий работы.
Сейчас мне хотелось бы уделить внимание исполнительскому мастерству, работе исполнителя над материалом, над песней. Очень много приходилось слышать, что исполнители СП не профессионалы и потому на исполнение можно сделать и скидку, главное – желание, голос, умение владеть инструментом. Но самодеятельная песня уже далеко не из области самодеятельности, сейчас мы говорим об этом жанре песенного творчества как о виде искусства. А любое искусство профессионально в лучшем смысле этого слова, т.е. исполнение, требует творческого подхода, исключая "песенное мурлыканье". КСП приходится выступать на различных площадках, в любой обстановке, перед любой аудиторией. Способность и требовательное отношение к исполнению в любых условиях, не снижая художественного качества исполнения, — главная задача исполнителей СП.
У каждого исполнителя есть свой, какой-то личный подход к работе над песней. Мне часто приходилось видеть работу перед зеркалом и перед микрофоном магнитофона часами. Здесь я опять-таки выскажу сугубо субъективное мнение. Я категорический противник такого рода работы, по-моему, это не работа, а наработка. Объясняю почему. Откуда пошла эта привычка – петь перед зеркалом? Скорее всего, оттого, что кто-то где-то сказал, что исполнитель не умеет держаться на сцене и этим расхолаживает зрителя, и посоветовал тренироваться, как актеры, перед зеркалом. Но именно здесь и кроется неточность совета. Актер, прежде всего к своей роли будет идти от внутреннего ее понимания, а зеркало ему необходимо лишь для отработки каких-то определенных сценических движений героя. Исполнитель СП очень редко нуждается в такой отработке. Что касается магнитофона, то кто из нас не знает о несовершенстве записи. И, к сожалению, искажается не только голос, но исполнитель запоминает наиболее удавшиеся "куски" и не только не пытается каждый раз вносить в материал что-то новое, но зачастую пытается подогнать все исполнение песни под эти, на его взгляд, "удачные" "куски". В результате – обыкновенная штамповка, что явно недопустимо в исполнительском творчестве.
Попробую поделиться опытом своей работы над песней. Во-первых, необходимо запомнить, что ОБЩЕНИЕ – один из основных элементов исполнительского бытия. Обычно партнером для исполнителя, как правило, является зритель (здесь я пока исключаю ансамбли). И истинное общение возникает только тогда, когда все помыслы, мысли, чувства, желания исполнителя направлены к зрителю. Прелесть и особенность исполнителей СП состоит в том, что МЫСЛИ, ЧУВСТВА, ДЕЙСТВИЯ исполнителя РОЖДАЮТСЯ НА СЦЕНЕ "ЗДЕСЬ", "СЕЙЧАС" и каждый раз они чем-то неуловимым отличаются от того, что было на предыдущем концерте, выступлении. Вот здесь-то и сказывается пагубное воздействие магнитофона и зеркала – при механическом повторе интонации (как было вчера), исполнитель не следит за зрителем, за его мыслями, поступками, не ищет с ним внутренней сцепки. В результате вся его работа, все то, что исполнителю хочется сказать, летит мимо цели. Исполнителю необходимо идти СЕГОДНЯ от партнера (зрителя), стараясь подчинить его своей воле. Общение – это внутренняя сценка со зрителем.
Если исполнитель "разговаривая" со зрителем думает о чем-то постороннем, то он общается не со зрителем, а с этим "посторонним". Человек общается только с тем, к кому направлено его внимание. Общаясь с исполнителем, зритель хочет услышать не только, что сказал исполнитель, но и как сказал, хочет понять, о чем думает он в тот момент, чем живет, зачем это сказал. И, поняв это, в свою очередь воздействовать на него своими желаниями, хотениями, всеми своими помыслами. Вот почему на сцене исполнитель все должен делать для зрителя, а не играть сам с собой. Исполнитель действует на зрителя, зритель на него и т.д. на протяжении всего номера. Недопустимо и "красование" собой перед зрителем, кокетство. В этом случае все желания исполнителя направлены к одной цели: обратить на себя внимание зрителя. Естественно, никакого подлинного общения в этом случае не возникает, не говоря уже об этической стороне поведения такого исполнителя. Зритель всегда в действии – стремиться понять исполнителя. Он всегда разный – сегодня не похож на вчерашнего и не будет таким же на завтрашнем концерте. Все выше сказанное в полной мере относится и к тому случаю, когда исполнитель не один – дуэт, трио, ансамбль. Исполнители являются партнерами друг друга, и все эти разговоры приемлемы и для них.
Говоря о клубной программе, хотелось бы подчеркнуть, что это не просто исполнение отдельных песен членами клуба. Все выступления исполнителей в клубной программе должны быть подчинены единой идее и теме, т.е. необходимо для всех исполнителей уяснить, о чем они вместе будут и хотят говорить со зрителем и ради чего они этого хотят. В этом плане на концертных выступлениях показательна программа Петропавловск-Камчатского клуба самодеятельной песни "Камчатка". Исполнители были объединены целью рассказать о своем крае, о своем КСП и им это удалось. Были хорошие попытки показать клубную программу Певекского (Магаданская область) литературно-музыкального клуба "Баллада", где в образной форме сочетания стихов местных поэтов и песен рассказали о Чукотке. Лишь неподготовленность их выступления "скомкало" их выступление на концерте. Интересную форму программы выбрали кээспэшники Хабаровского медицинского института – "сказки о людях". Мне довелось, к счастью, присутствовать на их репетициях и полнота и насыщенность этой программы там была гораздо видней, чем на концерте. Ну и, конечно, очень порадовала работа Владивостокского КСП "Поиск" – музыкальный спектакль "Али-баба и сорок песен персидского базара". Очень примечательно, что эта работа преследовала несколько целей, и все-таки одна из главных черт клубных программ – подготовленность наспех, напоказ. Очень редко КСП выступают с четко подготовленной программой, в основном за час до выступления слышишь: "А что петь?" Только долгая, кропотливая работа всего КСП, всех исполнителей над программой может привести к желаемому результату.
Ну и наконец, выводы по семинару. Во-первых, очень отрадно, что такой семинар становится уже традиционным, постоянной творческой мастерской КСП. Хорошо продуманная и обоснованная программа семинара давала возможность не разбрасываться, а четко знать что, где, когда. Были запланированы очень интересные и важные вопросы. Однако, как мне кажется, было несколько недостатков. Форма работы семинара была выбрана в виде диспута, т.е. публичного спора на актуальную тему. Мы сравнивали, сопоставляли свои взгляды, зачастую противопоставляли их. Но мы часто перескакивали с одной темы на другую, приходили к спорам уже личного вкуса, т.е. теряли драгоценное время. Необходимо было выработать мнение слушателей по затронутым вопросам, а это свойственно несколько другой форме – докладам. К сожалению, получилось так, что свою железную точку зрения высказал лишь В. Луферов, а остальным участникам осталось высказывать на этот счет свое мнение, уже обращаясь к автору диспута. По-моему, необходимо было дать каждому желающему слово для доклада, а затем лишь устраивать диспут по спорным аспектам.
Опять хочу обратить внимание клубов на то, что многие приехали на семинар, но не на концерт, т.е. многие решили отдохнуть от песен, от выступлений. Это-то на кээспешном форуме! Концерт – это показ работы, это сама работа КСП, и избегать ее, значит не совсем верно понимать и агитационно-пропагандистскую роль КСП в движении СП.
Было много разговоров насчет того, что делать с "пассивным активом" КСП. Как оказалось, многие из пассивных слушателей в клубе – потенциальный его актив, который надо НАУЧИТЬ работать в клубе, а желания хоть отбавляй. Поэтому КСП необходимо помимо своей учебы обращать и внимание на тех людей, которых мы часто называем пассивными созерцателями.
Нельзя искать подготовленного зрителя. Его надо готовить нам самим, и не завтра послезавтра, а сегодня, сейчас, в КСП, в школах, вузах, в клубах – и это тоже одна из главных задач КСП.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |