В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

03.02.2009
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
Из материалов Дней Самодеятельной Песни 1987 г., г. Владивосток. Архив КСП "Поиск" (г. Владивосток), машинописная копия. Материал предоставила Потапова О. Ю.
 

Семинар 28 марта 1987 г. Общее утреннее заседание

Семинар 28.03.87. Общее утреннее заседание

 

С.Р.:

Предварительное заседание по поводу тех мыслей, которые возникли в процессе работы за эти 2-3 дня у Сталины и меня, еще просили слово челябинцы.

 

Сталина:

Просто скажу: нам надо организовать ДВ-регион в чем это заключается: надо от городов нашего региона был избран совет, полномочный решать все вопросы города и клуба; это голова, которая может охватить <..............> данного коллектива, неважна его должность, был бы человек организационно направлен. Почему это важно и надо сделать так срочно? Без этого нам не решить внутренних <.............>, которые у нас назрели. Работа оргсекции показала, что нам не хватает представителей городов птм о.м.д. проходить в полном составе. Это внутренние дела. И второе: внешний выход на Совет союза, т.к. мы для них и без того темный лес, ДВ дальше для них, чем вы себе представляете, на Луне, поэтому если не будет положен на стол список, документ ("батюшки, есть!"); когда они видят бумажку перед глазами, они верят в реальное существование людей. Пока сейчас у них такая бумага единственна — список адресов, развешенных у нас на стене с просьбой уточнить адреса и президентов и связных по городам, это было перепечатано и размножено по тем адресам, которые там указаны. Связь была по этим спискам, которые сейчас уже находятся в Совете Союза у Осей. Пришло письмо (Сергей зачитывал) от 26-го: 26-го надо представить списки представителей на Всесоюзный (каталог (?)), очень оперативно, я вложила в конверт 2 экземпляра списка представителей региона (предварительный). Очень организован тов. Ланцберг из кавказского региона, настолько организован, что уже сейчас в Совет представил все материалы по региону, в "Вестнике" он очень емко, точно и головасто представлена информация. Это уже готовая матрица, в которую надо вложить свои имена и работу, а структура отражена в этих "Вестниках".

 

Если фамилии и еще что-то неточно названы, то не беда, т.к. Совет еще не утвержден, неофицальны разговоры (как точно определил своим словом Визбор "длинная бесконечная "хала-бала"). Давайте к шапке, которая над нами, относиться как к данности, к которой надо подключиться, как к розетке, но для этого надо иметь шнур и аппарат, который нужно создать, а вот насчет питания я не хочу вас пока обнадеживать, говорить вам высокие слова. Второй вопрос в связи с организацией ДВ-региона: Кабалик (Тында) заявил по поводу одного представителя Воронова (Сахалин), которого избрали на Саратовском фестивале в Совет, и они еще по поводу одного в ЦК рассуждают: посылать телекс или нет — дорога слишком большая. Когда я была на Совете, поднимала этот вопрос и поддержали меня: нас баснословно мало, от Москвы четверо! Они так кучно там сидят, что с одного кв.м. — по представителю, а у нас — один на всех (С.Р.: Москва ведь большая, 2 часа из конца в конец; С.С.: А у нас всего 16 часов лету). На них очень производит впечатление измерение всего в деньгах: как далеко лететь от Владивостока до Петропавловска-Камчатского? 70 рублей лету. Как???! Когда я им показала билет в 200 р., они сказали — этого не может быть (С.Б.: Такое впечатление, что у нас даже Китай на Западе).

 

Поэтому возникновение вопроса о регионе по Баму (Кабалик) — правильное. Мы называться б. Регион ДВ и БАМа. Представителей должно быть 2, вполне возможно, что мы сейчас решим, что и этого мало, тогда больше, может быть? К сожалению, для решения такого вопроса надо было собрать людей там, как это сделал В. Ланцберг: в Горячих Ключах он сделал Краснодарский слет КСП специально для решения региональных вопросов. Было бы хорошо не приурочивать это к ДСП и всю программу насыщать до уплотнения, а было бы правильнее решать в основном орг вопросы и прикладывать к ним песенную программу, а не наоборот. Еще один вопрос: может быть такой слет состоится в этом году, какой-нибудь из ДВ-сборов надо провести под этой шапкой, т.к. всех орг.вопросов нам сейчас не решить. Сейчас надо сделать первый выход, чтоб он пошел сигналом наверх. И к нам: мы начали работать по региону, а в дальнейшем сделаем отчет по орг.вопросам — что получилось на слете.

 

С.Р.:

Я продолжу линию альтернативных мнений. Которым из вас я могу задать вопрос: а на хрена вам нужен регион? Сейчас вот вы молчите... Регионы в географическим смысле — это одно; можно Москву разделить на районы и обозвать регионами, можно по Евразии делить. Но в этих делах можно в том смысле говорить: в силу исторических, и др. люди, живущие в разных местах, начинают ощущать себя единым целым или тяготеть в душе друг к другу. Вдруг часть территории Сов. Союза почувствовала тягу к Владивостоку и почему-то считает себя центром. Хотя в Хабаровск, например, проще добираться.

 

Далее. У меня есть опасение, что если мы все проделаем так, как здесь было сказано С.С. составим бумаги и отошлем их туда ("вот они мы, есть, просим нас принимать и выделять на нас средства, не плевать в нашу сторону"), то это не возымеет особого действия. Все мы знакомы с письмом Воронова. Я опять же исхожу из своих собственных примитивистских концепций, что не только который человек представляет из себя неизмеримое богатство, но и группа людей вот этих ничем не хуже, чем в 16 раз большая группа москвичей, хранящая в себе не меньше потенции именно в творческом, авторском плане. Смысл регионального объединения в том, чтоб это стало бы стимулом развития людей, которые чувствуют внутреннюю тягу друг к другу на КСП-шной основе. О письме: человек, которого избрали в Совет, спустя время вопил "Тов.! Нужно ли нам это? Мы, живя здесь, чем-то в корне (по его мнению) отличаемся от обычных КСП-отношений тех, за Уралом, семьей как бы, и зачем нам Союзы? (Регион без выхода. Третье: на днях вспомнили "кто платит...", если следовать логике С.М., то нужно отдать все карты в руки организации-учредителю. Они получат право заказывать, а я не хочу, чтоб меня заказывали. Мне хочется объединяться с людьми, которые хотят тоже двигаться самостоятельно.

 

Далее. Если этот регион будет лишь на бумаге, без поездок, без живого интереса, без деловых контактов... Например, если мы договоримся о долгосрочных деловых контактах (ко многому обязывающего общения, из-за дальности расстояния, когда, пригласив кого-нибудь с Камчатки, мы оплатим ему проезд, проводим на самолет с соответствующими почестями — это одно; и совсем другое — послать приглашение и сказать — приезжайте, если вам оплатят дорогу, это не интересно.

 

Я хочу предложить вам по образцу Владивостокского абонемента — вам это все вместе, скоординироваться сейчас и расписать подобные акции помимо фестивалей. Все авторские и творческие силы вы сейчас видели, знаете, на кого можно рассчитывать, кроме того, если мы сейчас договоримся, авторская мастерская может договориться и об этом.

 

Мне кажется, что творческое объединение авторов (ДВ) очень нуждается в этом. Если регион своей задачей будет видеть песенные контакты и помощь авторам в передвижении. Очень сильно от этого могут зависеть клубы молодые, на отшибе.

 

Если у вас нет согласия со мной, четко ответьте "нет", потому что если вы сейчас согласитесь, а делать не будете, то те, кто хочет этим заниматься, будет зависеть от вас и ваше колебание погубит их инициативу. Если вы не чувствуете в себе сил выполнять обещания, не стоит ввязываться в это дело. Если чувствуете, тогда стоит, потому что от этого могут выиграть только все. И еще раз напоминаю про ту буржуазную фразу и вот эти элементы хозрасчета. Здесь присутствуют распечатанные в несколько экземпляров, которые будут расходиться через орг. Мастерскую, в качестве образца для подражания и информации к размышлению, устав молодежного клуба молодежной инициативы. Последний. Форма, которая позволяет, не докладываясь ни в какие центры, независимо ни от кого, принимать какие-то решения, получать какие-то средства, финансовые, еще какие-то и обходиться своими силами. Но эта форма требует шевеления какого-то, работы.

 

Воронов:

Я присоединяюсь к Рыбалке и Сталине. На счет письма моего: я считаю, что отношения между клубами, между авторами, между членами КСП Дальнего Востока в корне отличаются от отношений между авторами, клубами, которые вокруг этого дела на Западе. Это не только моя точка зрения. Сережа Булгаков вон — активно кивает. Сталина кивает. Ланцберг в свое время, приехав на Сахалин, совершенно определенно то же самое высказал.

 

Ну а в письме я пытался, может быть, наивно, аргументировать это. Но я считаю, что у нас отношения чище. И не потому, что мы лучше. Мы не лучше, мы просто другие. И сейчас призываю вас: давайте это сохраним, не будем много думать о том, как наладить отношения с Всесоюзным Советом. Здесь получается несколько промежуточная позиция.

 

2 вопрос. Если мы будем только просить денег, зарегистрируйте нас, мы далеко друг от друга и без ваших денег мы не сможем ездить и представительствовать в вашем совете, то вряд ли нам дадут столько денег и вдобавок все усложняется и удлиняется, т.к. информацию мы получаем по Совету очень поздно, и она нас не затрагивает. Там решаются интересы европейской части; все там близко и людям легче собраться в дорогу материально и физически. Поэтому помимо контактов с Советом важнее наладить связи внутри региона, не выходя на центральные сцены, хотя А. Пилипенко констатировал в письме, что треть финала Саратова не прошла бы в Арсеньеве по конкурсу.

 

Булгаков:

То же самое было в Ленинграде, когда там открывался бард-клуб, где выступало много не наших людей.

 

Воронов:

Чтобы не быть голословным: на марше мира "Возьмемся за руки, друзья" был Ренат Тазитдинов, который в Арсеньеве вряд ли попал на конкурсный концерт, а он проехал по всему Союзу как ведущий представитель СП. Объясняется тем, что он директор Казанской филармонии, и у себя предоставил СП все площадки, хорошо заплатив. И в результате хорошо проехался, но к СП это не имеет никакого отношения. Если мы не заплатим, заплатят другие.

 

Сталина:

Я хотела по этому поводу зачитать вам часть уже написанного.

 

"Волею обстоятельств в самом центре песенной жизни, в столичном ее проявлении и пришла к вполне обоснованному заключению, что песня наша переживает тяжелейший период, который начался "активным усыновлением" ее теми, кто умеет на буме греть руки, извлекать выгоду из него, подогревая, раздувая, лишь бы "бум" не угас, уродуют не только песню, но пытаются не заметить суть нашей песенной жизни, исказить основу основ нашего песенного союза, стремительно переводя ее на рельсы эстрадной подачи со всеми вытекающими отсюда последствиями: форма подачи, мешанина жанров, заштампованность конферансье (будь они неладны) превращают нас в плохую поделку "великих певцов", в нечто непотребное, одетое в шутовской наряд, в котором исчезает и смысл, и духовная наполнение наших песен, а уж об общности с залом и говорить не приходится, сидеть в зале и смотреть на происходящее на сцене мучение, до боли в сердце. "Голод пережили, переживем и изобилие" — надо пережить, не дать себя залюбить, забисировать, замусолить. 25-летие — это был "великий праздник", но не нам, а деловых людей и снова на том же буме и трам-тарараме все ушло-утекло. Это не был праздник создателей, продолжателей начатого ими. Создатели были не при чем; имена их, если и были названы, то где-то там в текстах, вскользь, они даже на сцену приглашены не были, а о многих попросту забыли. Даже пригласить забыли. В свете юпитеров сегодняшнего дня они "не смотрятся", да и, вообще-то, мало ли, кто что и когда пел и начинал — это забыто, это давно. Вот-вот, в 25-летие забыто! Как не русские, ей-богу! Застит разум и память функционеров возможность самим покрасоваться на гребне бума, без ложной скромности принимая в свой адрес все, что сделано десятками людей, сменяющих друг друга на этом трудном пути".

 

Воронов:

Строить Великую ДВ-стену!

 

С.Р.:

Пристройку к Китайской...

 

Воронов:

Писатель — как девушка (Хемингуэй): единожды солгавши — кто тебе поверит? Пока у нас есть возможность быть честными, давайте ими оставаться.

 

С.Б.:

На Западе происходит нечто, что губит авторскую песню; совершенно неправильная постановка. Песня не цель жизни вообще, а результат ее, считаю я. Там же происходит обратное — песню ставят целью, и вся жизнь клуба ли, человека начинает строиться к песне с целью создания "товарного вида" песни.

 

С.С.:

Собрать наших людей в кучу и решить все вопросы в рамках нашего КСП.

 

С.Р.:

И чтобы решение не было навязанным, к нему надо прийти. Если тебе нужны почести, надо отдавать себе в этом отчет.

 

С.Б.:

То, что происходит сейчас на Западе, нам не избежать, не уйти от этих проблем и вопросов. Но пока их у нас нет, надо выработать себе "соломинки", за которые нас потом вытащат...

 

С.С.:

Хочу добавить, что по всей стране есть люди, которые понимают песню так же, как и мы. Для них КСП — это пароль. Они приезжают в Ленинград с одним и тем же вопросом: "Что будет дальше?" Отсюда и родилось — "голод пережили, переживем и изобилие". Через нас летит вся грязь. Под нашим флагом выступают люди, желающие получать за это барыши. Сейчас много всякой грязи всплыло наверх. Слава богу, что вы об этом ничего не знаете. До вас еще не докатилось.

 

С.Р.:

Если мы об этом ничего не знаем, это не значит, что мы застрахованы.

 

С.Б.:

Вот что происходит с клубами на Западе. Чтобы избежать этих проблем, люди уходят из клубов и создают свои организации, с КСП не связанные никоим образом. Как авторы, так и клубы. В частности, клуб "Балаган" в Москве, порвал всяческие отношения с московским КСП.

 

С.Р.:

Кстати, тут все цитируют, цитируют... Я хочу своего любимого классика Юлия Кима процитировать. Узнав однажды о том, что на Камчатке в пресс-центре Розенбаум высказался, что вот мол, все хотят Антонова, — интеллектуалы такие высокие. Но почему же? Ведь есть же разные люди. Есть такие, которым нужен Антонов. Есть такие которым — Окуджава. Ким на это заметил, что, да, есть люди, которым нужен еще и Гитлер.

 

С.С.:

Т.е. если за это не бороться, то можно в сторону Гитлера отпустить очень много людей.

 

С.Р.:

Я просто хочу сказать, что есть другие цели, их тоже нужно и можно уважать, но при этом не стоит забывать, что есть разные вещи, в том числе и в нашей среде.

 

С.С.:

Давайте подытожим.

 

Воронов:

Я еще одного великого процитирую. Я дословно не помню, т.к. письмо Рыбалки пропало еще в Биробиджане, но он там писал очень красиво насчет того, что потепление в вышестоящих горах располагает к селям, в которых мы можем все потонуть. Поэтому пока мы еще не потонули, давайте что-то делать.

 

С.Б.:

Возьмемся за руки, друзья...

 

С.Р.:

Цели и задачи ясны? Хотя, по-моему, мы ничего ясного не сказали.

 

С.С.:

Нет, сказали. А теперь надо перейти к более конкретному.

 

В.В.:

Давайте конкретно. Вчера мне был задан вопрос о региональном совете. Этот совет не будет диктовать клубам, что им нужно делать. Это ни в коем случае не будет руководящий орган. И я, скажем, не имею права приехать и сказать Рыбалке: "Вот этого ты не делай". Это именно координационный информационный, а еще лучше аварийно-спасательный орган. Второе, если какой-то клуб не хочет присоединиться, считает, что им это не надо, то лучше остаться в стороне. Это не значит, что клуб будет обделен информацией и всем прочим. Но все же, лучше быть рядом и с нами, чем с нами, но отдельно.

 

С.Р.:

Ведь может получиться так, что например Дальнегорский клуб чувствует большее родство с Новосибирском, чем с Владивостоком. Поэтому мы не можем навязывать им географию.

 

С.С.:

Поэтому я и говорю, висит список, уточните, кто хочет объединиться регионом.

 

В.В.:

Насколько я понимаю, товарищи в Чите, вполне возможно, часть будет себя считать ДВ регионом, а часть — сибирским. И те и другие хорошие люди.

 

Жукова:

Великая ДВ стена пройдет как раз по Чите.

 

С.С.:

Если кому-то что-то не ясно, задавайте вопросы.

 

Жукова:

Тут хотели выступить из Челябинска.

 

С.Р.:

Я, кстати, хочу у них спросить, что они здесь чувствуют, как люди со стороны.

 

Якимов:

Я вообще-то думал, что наше выступление будет не совпадать с теми вопросами, которые здесь поднимали. Но оказалось, что совпадает. Хотя для вас мы с Запада, но от центра далеко тоже, правда, в 35 рублях. Тем не менее, счас тоже коснулось. Вчера я обмолвился, что мы с Сашей вышли из клуба, который сами и создали. Почему? У нас настал такой период, когда СП пришлось делить по жанру. Здесь у вас, вроде, все вместе, все хорошо, такой большой клуб. И вроде вы находите общий язык. У нас же, как раз после поездки по ДВ пришлось решать. Сейчас мы отделились с целью создания КСП-клуба (камерной самодеятельной песни клуб). Почему самодеятельная песня? На Западе сейчас появилось мнение, что термин самодеятельная песня не отражает сути движения. И возникла масса "более точных" — авторская, бардовская, песни сердца даже. В этих терминах нет самого главного — духа, которым СП проникнулась за эти 25 лет. Может быть, нужно остановиться на СП, как знак. Знак нашей песни и все. Почему камерная? То же самое. Заявляю, что КСП делятся. Пришло время делить, чтобы сохранить чистоту направлений. Первое: продолжение традиционных направлений — природоведческого, туристского, геологического, песни — дневниковые записи. Т.е. самое главное — это песни для себя, о себе, а принципы концертной деятельности — не хотите, не слушайте. Дальше — шоу-направление, к нему мы относим игровые песни, театрализации, стилизации. Т.е. здесь задача — вызвать у зрителя ожидаемую реакцию, которая послужит для дальнейшего раскрытия какого-то общего замысла. И третья — камерная.

 

Деревягин:

Во всех этих направлениях есть хорошее, и есть плохое. И в шоу КСП. "Шоу" — это не в ругательном смысле.

 

Н.Я.:

Это ясно. Теперь о камерной песне. Она предполагает совместную работу слушателя и исполнителя. Причем зритель работает больше, потому что исполнителю это не в первый раз. Благодаря этому получается истинное духовное насыщение. И еще для камерной СП возникла сейчас такая опасность, на Западе, что песня, которая по сути должна быть изначально глубоко человечной, теряется за таким псевдобратством. Т.е. мы вот такие, а остальные — не то. Конечно, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, но когда под этим псевдобратством, под этой мафией начинают укорачиваться человеческие чувства, возникает такое состояние (в медитации есть термин) равновесия укороченных сил, когда ни одна из способностей человеческого организма не исчезла, т.е. она присутствует в принципе, они просто укоротились. Т.е. мы все стоим на таком уровне, никто не пытается выпрыгнуть. Вот в этом задача камерной песни. В словаре юного музыканта есть такое определение камерности — это музыка, которая появилась для узкого круга слушателей с минимумом музыкальных средств.

 

Деревягин:

При широкой творческой активности всех участников. Предназначалась сначала для домашних слушаний, для специально оборудованных залов и подразумевает совместную работу исполнителя со слушателем. По мере становления камерной музыки, она взяла на себя часть каких-то обязанностей симфонической музыки, т.е. уже выходить на какие-то общечеловеческие проблемы. На их "проживание", а не мелколичностных, интимных.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024