В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
15.02.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
Воложин Семен Источник: http://art-otkrytie.narod.ru/vysotsky4.htm http://art-otkrytie.narod.ru/vysotsky4.htm |
|
Высоцкий: социализм и капитализм. Вариации на цыганские темы |
Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого?
К годовщине рождения Высоцкого
Героическая личность был Владимир Высоцкий. Ходячая легенда. А все ж и на него иногда находило уныние. Вспомните его "Вариации на цыганские темы".
Сон мне: желтые огни — И хриплю во сне я...
Страна и строй тонули в вещизме. На что было надеяться? На что-то — хотелось.
"Повремени, повремени — Утро мудренее".
Но против истории не пройдешь...
Но и утром все не так, Нет того веселия.
Нет энтузиазма 30-х годов, нет тех песен: Блантера, Покрасса, Дунаевского, Богословского — не перечесть всех. Нет опьянения, мол, вот-вот — и наступит рукотворный рай на земле. Наступило время отрезвления.
Или куришь натощак, Или пьешь с похмелья.
И если трезветь не хотелось, то что оставалось: пьяный угар и цыганщина?
Эх, раз, да еще раз. Или пьешь с похмелья.
Но это не достойно Человека. А что достойно — из достижимого?
В кабаках зеленый штоф, Белые салфетки — Рай для нищих и жидов. Мне ж — как птица в клетке.
Высоцкий не мог принять ни "рай нищих",— уравниловку на низком уровне, лжесоциализм брежневского типа, именовавшийся "реальным социализмом",— ни как трава сквозь асфальт этого социализма пробивающийся дикий капитализм, "рай жидов", теневиков, уже тогда начавших свое массовое существование.
Не мог он, борец, и рабски смириться с обстоятельствами.
В церкви смрад и полумрак, Дьяки курят ладан. Нет, и в церкви все не так, Все не так, как надо.
Куда ж? — В вечное искусство?
Я на гору впопыхах, Чтоб чего не вышло.
Но Парнас для вечных освоили низкопородные особи.
А на горе стоит ольха, А под горою вишня.
Так хоть бы в общественном мнении на них стояло клеймо, мол, ползучие приспособленцы...
Хоть бы склон увит плющом, Мне б и то отрада. Хоть бы что-нибудь еще... Все не так, как надо.
Фальшь вездесуща. Надо открывать неведомый мир, собственное порто-франко — магнитофонлэнд.
Я — по полю, вдоль реки — Света тьма, нет бога. А в чистом поле васильки, Дальняя дорога.
Однако, почин подхватили сорняки ВИА...
Вдоль дороги лес густой С бабами ягами.
Да и прорвавшись — не долго проскачешь на воле при тоталитаризме.
А в конце дороги той Плаха с топорами. Где-то кони пляшут в такт Нехотя и плавно.
Так жить нельзя.
Вдоль дороги все не так, А в конце — подавно.
И вот случилась пусть не бархатная, как в Чехословакии, но все ж без гражданской войны — революция (ну, пусть контрреволюция). Так что: разве не звучит злободневно и вся песня, и, особенно, ее последний куплет?
И не церковь, и не кабак — Ничего не свято. Нет, нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!
Недавно Пияшева и Шмелев, первые 10 лет назад звавшие в рыночную экономику, признали, что они разочарованы. Сделано, мол, на 70-85% не так, как надо. Так почему ж не орет изо всех окон, как когда-то, неистовый голос Высоцкого? Потому что у истории свои законы. Перескакивать через ступень нельзя. Мы поняли, и третий раз лезть на рожон не хотим. Прав оказался не Шмелев, а Гавриил Попов: нас ожидал капитализм не шведский (по сути социализм), а бангладешский. Еще не испита вся чаша страданий. А потом — мы вспомним о Высоцком.
Оправдываюсь
Допущена ошибка. Должно быть не "жидов", а "шутов".
В книге "Критика критики" (она здесь http://art-otkrytie.narod.ru/lermontov.htm), в части ""Разговор" со своей совестью" я каялся и оправдывался. Но недавно на форуме одного из сайтов о Высоцком меня так изругали, что я решил если и не исправить ошибку (в газете-то, напечатавшей статью, я ж не могу ничего исправить), то хотя бы указать на нее, сослаться на первое покаяние и добавить оправдание на выпады участников форума. Тем более, что весь материал того форума через несколько дней стал недоступен, а ответ на один выпад стоит того, чтоб он был зафиксирован. Вот он.
Неблагодарное, конечно, дело быть категоричным. И совершенно правы обвиняющие в упрощенстве. Но, но и но.
Иначе можно ж и вообще скатиться на пустой треп.
Я первый раз задерживаюсь в форуме больше чем на двое суток. (Я вообще новичок в Интернете.) По форумам я не шастаю – нет времени. Но сколько заглядывал, показалось, что есть тяга к поверхностности. Что мне скучно. Из двух меня за то выжили мигом. Почуяли, что я чужак. Вы – третьи.
Так если серьезно, то предлагаю. Надо быть ну до предела конкретными.
Сколько жизнь меня ни била, я почему-то думаю, что конкретность всем по плечу.
Вот меня конкретно и справедливо тут упрекнули насчет жида как делячества: нет в песне жида, так нет и негативно оцененного автором делячества.
А цыганщина есть? – Есть. – А дрянность мира? – Есть.— А спасение от дрянности в цыганщине? – Есть. – А мыслимо ли думать, что воспеваются Высоцким известные всем теневые дела цыган в советские времена? – Ой, сомневаюсь. У меня так ассоциации с совсем неделовым дворянством царских времен, оттягивающимся в цыганской богеме. Полное отсутствие в тексте советских реалий подтверждает такую ассоциацию. Не деляга – лирический герой песни. А ведь автор и исполнитель ее – советский человек. И если так страстно поет, то злоба дня его грызет. Какая? Что если, учитывая страсть, нет большой дистанции между неделягой лирическим героем и автором? Тогда Высоцкого грызет повальное вокруг делячество, в частности... А? Которому мы все были свидетели. А может, положа руку на сердце, и участники...
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |