В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

15.02.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
Доброта Любовь

Источник:
газета "Казахстанская правда", 17.10.2003 г.
 

"Я жив! Снимите черные повязки..."

Улица Лермонтова, 35. По этому адресу в небольшом частном доме на окраине Шымкента расположен единственный в нашей стране частный музей Владимира Высоцкого, о чем извещает мемориальная табличка. Идея его создания принадлежит бывшему летчику гражданской авиации Павлу Викторовичу Кузнецову, страстно влюбленному в творчество поэта и знающему о его жизни все до мельчайших подробностей.

 

Две небольшие комнаты частного дома заполнены книгами, грампластинками, аудиокассетами и СD-дисками. На стенах – фотографии, плакаты, афиши.

 

— Я с гордостью могу сказать, что у меня есть все книги Высоцкого, включая прозу, все, что написано и издано о нем, и полная фонотека всех известных на сегодня песен Владимира Семеновича. – Павел Викторович раскладывает передо мной свою бесценную коллекцию. – Сначала сын Высоцкого Никита выпустил тридцать аудиокассет, а потом 32 компакт-диска под названием "Весь Высоцкий". В прошлом году при встрече он подарил мне еще один компакт-диск, тридцать третий, под названием "Неизвестный Высоцкий". В него вошли неожиданно всплывшие еще три новые песни.

 

В этом году нашелся последний концерт Владимира Семеновича, который он давал в городе Калининграде Московской области за девять дней до смерти. Так что не исключено, что у кого-то из любителей хранятся и другие доселе неизданные произведения. Особую ценность представляет "документальный Высоцкий". Это действительно раритет, ведь пять серий документальной хроники вышли тиражом 999 экземпляров.

 

Более того, я даже смог достать видеокопию репетиции спектакля Любимова "Владимир Высоцкий", который режиссер собирался поставить уже после смерти поэта в 1981 году. Его так и не увидели зрители. Спектакль запретили еще на стадии подготовки. И как бы предчувствуя такой исход, Ю. Любимов, вопреки своему правилу, записал репетицию на пленку, хотя в природе не существует ни одного спектакля театра на Таганке, записанного на видео— или кинопленку.

 

— Павел Викторович, а как вы с Никитой установили контакт?

 

— О, это целая история. Моя дочь вышла замуж за парня, живущего на Таганке. Я каждый день пропадал в музее Высоцкого. Мне важно было подышать этой атмосферой, пообщаться с посетителями музея, и где-то в глубине души я лелеял надежду, что в зал выйдет директор музея Никита Высоцкий, и тогда я с ним заговорю. Все мои попытки решить этот вопрос через экскурсовода оказались бесплодными. И тогда я воспользовался знакомством с Валерием Золотухиным. Он-то и помог мне договориться о встрече. В назначенный день я стоял перед кабинетом Никиты и решил, что с первой же минуты встречи заинтригую его. Я сказал, что приехал из того города, в котором у Владимира Семеновича не получился бизнес с каракулевыми шкурками.

 

Он явно не помнил этот эпизод. И тогда я обратился к книге Людмилы Абрамовой, второй жены Высоцкого и матери Аркадия и Никиты. В ней она приводит письмо Владимира Семеновича из Алматы. Там в 1963 году на Медео он принимал участие в съемках фильма "Штрафной удар". На одном из концертов был партийный секретарь из Чимкента, который проникся уважением к творчеству Высоцкого и написал записку своему зоотехнику, чтобы тот продал московскому артисту каракулевые шкурки по пять рублей за штуку. Это жуткая дешевизна по московским меркам. Но ехать надо было десять часов, а со съемок на такое время никто не пускал. Уплывало состояние, ведь артист по тем временам получал шестьдесят рублей и жил довольно бедно. Я пересказал этот эпизод и добавил, что собираю все, что связано с именем его отца и пропагандирую творчество. Та встреча состоялась пять лет назад, и в память о ней Никита подарил мне только что вышедший пятитомник произведений Высоцкого.

 

В 2000 году Павел Кузнецов побывал на творческом вечере памяти певца в концертном зале "Россия". Пригласительный билет прислал Никита. Кузнецовы, слегка ошалев от такого внимания, тут же решили на семейном совете продать дачу и купить на эти деньги билет на самолет. До тех пор, пока он не занял свое место во втором ряду, Павел Викторович не верил, что это не сон и вообще такое в жизни бывает.

 

За годы знакомства с Никитой Кузнецов передал в музей несколько фотографий, сделанных в Шымкенте и Кентау во время гастролей Владимира Высоцкого. В Шымкенте он пел дважды: в августе и декабре 1970 года. Полуистлевшая пленка – шестнадцать снимков – сохранилась у Владимира Маслюкевича, местного фотографа, снимавшего первое выступление в филармонии. Владимир Маслюкевич вспоминает, как после концерта он попросил исполнителя авторских песен попозировать для фото и, не зная отчества, сказал: "Володя, повернитесь!". "Так это вы меня весь концерт слепили?!" – возмутился Высоцкий. "А как вы хотели в помещении снимать без вспышки?" – не сдавался Маслюкевич. Владимир Семенович улыбнулся и стал позировать.

 

Ту пленку удалось отреставрировать и перевести сохранившиеся кадры на компакт-диск. Никита с благодарностью принял этот дар в музей. Как и два снимка, сделанные в Кентау. На одном из них запечатлен момент встречи в аэропорту, куда Владимир Семенович прилетел на АН-24. Бард со скромным букетом цветов, в потертых джинсах и трикотажной майке. Антонина Антоновна Ангурова, работавшая в то время вторым секретарем Кентауского горкома партии, вспоминает, что предложила певцу перед концертом переодеться. Молодежь Кентау в то время так не одевалась, и ей показался несколько странным наряд Высоцкого. Он ответил, что так и будет петь, а время использовал, чтобы посмотреть хотя бы немного город горняков. Фотографии сделали быстро, и уже после второго концерта в зале лектория они были готовы. На обороте снимка Антонины Ангуровой Высоцкий размашисто написал: "У вас прекрасный город" – и расписался.

 

Концерты в Кентау проходили в двенадцать и четыре часа дня, и горком партии по просьбе трудящихся принимал даже специальное постановление о продлении рабочего дня на два часа, чтобы люди могли послушать уже тогда весьма популярного барда. Естественно, что Антонина Ангурова очень переживала, чтобы исполнялись только пристойные песни и не звучало никаких хулиганских. Она даже попросила Владимира Семеновича показать ей репертуар, на что тот ответил, что он у него в голове и показывать нечего, но пусть она не волнуется, все будет о’кей...

 

— Известие о том, что в Шымкент приезжает Высоцкий, бурно обсуждалось в нашем летном отряде, – вспоминает Павел Кузнецов. – С авиационного училища я привез много кассет с его песнями и успел заразить его творчеством всех летчиков. С командиром экипажа Владимиром Трушем мы решили, что пойдем на концерт, сколько бы это ни стоило. Четыре билета – для себя и для жен – достали с бешеной переплатой, что-то рублей по пять за каждый выложили. Концерты проходили в летнем кинотеатре на две тысячи мест, располагавшемся в конце центрального парка.

Вообще-то петь он должен был в филармонии, но там вместимость зала в четыре раза меньше, а желающие послушать Высоцкого буквально осаждали здание филармонии. В парке как раз гастролировала абхазская оперетта, собиравшая публики куда меньше, чем концерты московского барда. Тогда-то и договорились директор областной филармонии Зоя Шинжирбаева и директор летнего кинотеатра Насреддин Сайдулаев, что Высоцкий будет петь в летнем кинотеатре, а оперетта свои постановки перенесет на летнюю эстраду, причем смотреть их можно будет бесплатно. Рассчитаться с артистами оперетты решили за счет денег, вырученных от концертов. Так и сделали. Всего в первый приезд у Владимира Семеновича в нашем городе было шесть концертов.

 

— Павел Викторович, это в первый приезд Высоцкий чуть было не попал под уголовное дело? Помню, старейший работник органов внутренних дел Борис Абрамович Волгин очень подробно рассказывал, что в то время он, как инспектор ОБХСС, проводил предварительную проверку по факту проведения концертов вне программы гастролей. Ставился даже вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении Владимира Семеновича. Но потом кто-то сверху нажал, и дело спустили на тормозах.

 

— Вот-вот. А Зоя Шинжирбаева, между прочим, заработала выговор по партийной линии и поплатилась своей работой. А все потому, что стремилась честно и добросовестно выполнять свою работу – культурно просвещать население и пропагандировать искусство.

 

Я хорошо помню то нетерпение, с которым мы ждали выступления артиста. Он пел много, выкладывался по полной программе. После концерта местные поэты и писатели подошли к нему за автографами. Он был в хорошем настроении и всем дарил свои фотографии, делая посвящения. Я стоял в каких-то двух метрах. Но так и не решился подойти поближе, чтобы заполучить бесценный росчерк пера...

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024