В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

15.02.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
Желтов Владимир

Источник:
газета "Комсомольская правда"
 

"Альпинистка моя гуттаперчивая"

Свою знаменитую песню Владимир Высоцкий посвятил скалолазке из Ленинграда Светлане Лепко

 

Считается, что песню "Скалолазка" Владимир Высоцкий посвятил актрисе Ларисе Лужиной, вместе с которой работал на картине "Вертикаль". Он сам говорил об этом в концертах. Но так ли это было на самом деле?.. Скорее всего, песня посвящена той, о которой Высоцкий поет, — альпинистке, скалолазке Светлане Лепко.

 

Светлана Николаевна жила и живет в нашем городе. Мне удалось встретиться с ней и записать ее воспоминания.

 

У Володи постоянно болело горло

 

Лето шестьдесят шестого года, Центральный Кавказ... Совершив плановое восхождение, я решила остаться на турбазе "Азау" инструктором. Время позволяло — студенческие каникулы.

 

Заскакиваю как-то в гостиницу "Иткол", а в холле чересчур многолюдно, и первый, кого я вижу, — Геннадий Воропаев. Ведущий артист нашего, ленинградского Театра комедии, он в те годы был знаменит, гремел. От него я и узнала, что снимается "Вертикаль", правда, тогда фильм еще назывался иначе — "Одержимые".

 

Когда позже я познакомилась со Станиславом Говорухиным, режиссером, и Сергеем Цивилько, директором картины, и они узнали, что у меня второй спортивный разряд по альпинизму и есть опыт горного руководства, то предложили мне войти в группу альпинистов, работающих в киногруппе.

 

Вначале были общие планы. Помните, Высоцкий поет "Песню о друге", а альпинисты идут по снежнику? Мы поднялись на плато и ходим туда-сюда, а оператор с вертолета снимает. Потом ко мне присмотрелись и решили, что я смогу подменять Риту Кошелеву во время ее театральных отлучек. Особого внешнего сходства не требовалось. В фильме есть только один момент, где в кадре мое лицо вполоборота — я ухожу по трещине вправо, отхожу на всю веревку. Там я в парике: у Риты челка прямая, а у меня волосы вьющиеся. На мне ее шапочка. Пуховики же у всех одинаковые. Кстати, киношникам я дешевле обходилась: мне шло семь пятьдесят в день, а Кошелевой в два раза больше.

 

Ничего сложного на съемках не происходило — была хорошая игра актеров в якобы сложных ситуациях. Говорухин организовал артистам тренировочное восхождение. На следующий день в "Итколе" вижу: Саша Фадеев, Гена Воропаев и Володя Высоцкий как-то странно спускаются по лестнице, задом наперед.

 

— Эй, что с вами?

 

— Что-что! На Когутайчики сходили! Ноги не гнутся...

 

Впервые увидев Владимира Высоцкого в "Итколе" на банкете, я удивилась: он совсем не пил. Он не пил на протяжении всей съемки, мы с Ларисой Лужиной вечно ему соки покупали. У него постоянно болело горло. Врач Алла Величко, моя подруга, работала в альплагере "Эльбрус". По вечерам Величко приезжала в киногруппу и занималась Володиным горлом, то есть была как бы его персональным врачом. Из-за болезни горла Высоцкому запрещали петь. А он пел. Напишет что-то новенькое — ему не терпится показать. Когда пошел цикл альпинистских песен — тем более. Послушать его приходили, приезжали из многих лагерей. Погода стояла хорошая. Мы выходили на улицу, Володя брал гитару и пел.

 

Он на съемках бывал эпизодически — все время летал в Москву и обратно. Однажды прилетел и говорит:

 

— Так, ужинаем в Тырныаузе!

 

Тырныауз — небольшой городишко в Баксанском ущелье на пути в Нальчик — от нас в часе езды. Володя выхлопотал автобус, и компания, человек восемь, поехала. В ресторане он каждому заказал цыпленка табака. В "Итколе" мы привыкли, что цыпленок — это... цыпленок, а тут такого подали, что я не знала, как его доесть. Высоцкий расплатился за всех.

 

...Песни Высоцкого из "Вертикали" вовсю пелись еще до выхода фильма на экраны. Поэтому фильм ждали. А в те годы демонстрация новых картин начиналась с пригородов. Я, вернувшись с Кавказа, была в походе по Ленобласти, когда среди туристов прошел слух, что в клубе деревни, что километров за пятнадцать от нашей стоянки, будут показывать "Вертикаль". И мы с ребятами, как угорелые, понеслись туда. Мне и самой-то было интересно посмотреть, что получилось. Весь сеанс меня тыкали в бок:

 

— Ну где, где ты — покажи!..

 

Однажды он обозвал меня дуррой

 

...Когда Таганка приехала на гастроли в Ленинград, меня пригласили в комитет комсомола ЦНИИ приборов и автоматики, где я проходила практику (а потом работала радиоинженером).

 

— Ты в самом деле знакома с Высоцким? — спросил секретарь комитета Михаил Бояринов .— Уговори его выступить у нас...

 

— Попробую.

 

В ДК Первой пятилетки поехала я не одна, с друзьями, но с Володей мы говорили tete-a-tete.

 

— Володь, а я пришла тебя попросить...

 

— Тебе, Света, отказать не могу, но и без согласия Любимова тоже не могу. Любимов запретил мне выступать. Идем к нему! — и потащил меня за руку к своему главрежу.

 

— Юрий Петрович, вот она, моя скалолазка. Та самая, — удивил меня своим откровением.

 

Любимов удивил еще больше:

 

— А-а, наслышан о вас! — И Володе: — Небось, выступить просит?

 

Высоцкий кивнул.

 

— Я не возражаю. Но только в день "Антимиров". Чтоб не устал...

 

"Антимиры" — спектакль короткий, идет часа полтора. Так мы и договорились...

 

...Высоцкий пел час — час двадцать, без перерыва. Делал пространные комментарии к песням, рассказал о съемках "Вертикали", сказал, что сюда приехал по моей просьбе. Спел "Скалолазку", но о том, что она посвящена мне, не говорил. Долго отвечал на вопросы. Пока не почувствовал: все, пора заканчивать, иначе можно опоздать на спектакль.

 

В институте долго потом во время обеденных перерывов гоняли по местному радио полную запись концерта. Каждый день! В меня стали тыкать пальцами — как в персонаж Володиного рассказа. Мне это надоело, и я потребовала от институтского радиста, чтобы он "все лишнее" вырезал, оставил только песни. Что он и сделал. Но, возможно, еще гуляют по стране полные фонограммы того концерта, где Володя замолвил словечко и обо мне.

 

Я видела почти все спектакли Таганки, кроме "Пугачева", и не по одному разу. Была и на тех "Павших и живых" в ДК Первой пятилетки, когда на сцену из зала поднялся пожилой человек. Я еще подумала: вставка это или нет? Высоцкий играл Гитлера. Старик решительно двинулся в его сторону. Не знаю, что он хотел с ним сделать. Володя растерялся, на два шага отступил. И вдруг как заорет голосом фюрера: "Убрать!" И "эсесовцы" потащили бедолагу за кулисы.

 

После спектакля мы с подружкой Ларисой Нагаевой прошли за кулисы. Навстречу — Золотухин. Володя задолго до этого нас познакомил.

 

— А, скалолазочка! Иди, иди успокой своего, орет как ненормальный!

 

Я постучалась в гримерку. Володя сидит бледный весь. Я уже, конечно, поняла, что произошло на сцене, но решила слукавить:

 

— Володь, какую вы интересную вставку сделали!

 

— Дура! — не сдержался он.

 

Таким я его видела впервые...

 

Высоцкий бывал у меня — в "распутинском" доме на Гороховой (тогда улица Дзержинского), 64. Распутин за полвека до того жил этажом выше. Я говорила Володе об этом, но он особого интереса не проявил.

 

Приезжал обычно без гитары. Мою семиструнку перестраивал — спичку под струну подкладывал. Брал пару аккордов и спрашивал:

 

— Света, а магнитофона у тебя нету?

 

— Нет, Володя, мне не на что его купить.

 

— Вот и хорошо! — сказал он и тут же уточнил: — Хорошо не то, что магнитофона и денег нет, а то, что я смогу просто тебе попеть, без записи.

 

Он пел, а из соседней квартиры стучали в стенку:

 

— Выключите магнитофон!

 

В другой раз в той квартире пел Женя Клячкин, кому-то там приходившийся сослуживцем, и мы в свою очередь барабанили в перегородку:

 

— Выключите магнитофон!..

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017