В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
15.02.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
Желтов Владимир Источник: газета "Комсомольская правда" |
|
"Альпинистка моя гуттаперчивая" |
Свою знаменитую песню Владимир Высоцкий посвятил скалолазке из Ленинграда Светлане Лепко
Считается, что песню "Скалолазка" Владимир Высоцкий посвятил актрисе Ларисе Лужиной, вместе с которой работал на картине "Вертикаль". Он сам говорил об этом в концертах. Но так ли это было на самом деле?.. Скорее всего, песня посвящена той, о которой Высоцкий поет, — альпинистке, скалолазке Светлане Лепко.
Светлана Николаевна жила и живет в нашем городе. Мне удалось встретиться с ней и записать ее воспоминания.
У Володи постоянно болело горло
Лето шестьдесят шестого года, Центральный Кавказ... Совершив плановое восхождение, я решила остаться на турбазе "Азау" инструктором. Время позволяло — студенческие каникулы.
Заскакиваю как-то в гостиницу "Иткол", а в холле чересчур многолюдно, и первый, кого я вижу, — Геннадий Воропаев. Ведущий артист нашего, ленинградского Театра комедии, он в те годы был знаменит, гремел. От него я и узнала, что снимается "Вертикаль", правда, тогда фильм еще назывался иначе — "Одержимые".
Когда позже я познакомилась со Станиславом Говорухиным, режиссером, и Сергеем Цивилько, директором картины, и они узнали, что у меня второй спортивный разряд по альпинизму и есть опыт горного руководства, то предложили мне войти в группу альпинистов, работающих в киногруппе.
Вначале были общие планы. Помните, Высоцкий поет "Песню о друге", а альпинисты идут по снежнику? Мы поднялись на плато и ходим туда-сюда, а оператор с вертолета снимает. Потом ко мне присмотрелись и решили, что я смогу подменять Риту Кошелеву во время ее театральных отлучек. Особого внешнего сходства не требовалось. В фильме есть только один момент, где в кадре мое лицо вполоборота — я ухожу по трещине вправо, отхожу на всю веревку. Там я в парике: у Риты челка прямая, а у меня волосы вьющиеся. На мне ее шапочка. Пуховики же у всех одинаковые. Кстати, киношникам я дешевле обходилась: мне шло семь пятьдесят в день, а Кошелевой в два раза больше.
Ничего сложного на съемках не происходило — была хорошая игра актеров в якобы сложных ситуациях. Говорухин организовал артистам тренировочное восхождение. На следующий день в "Итколе" вижу: Саша Фадеев, Гена Воропаев и Володя Высоцкий как-то странно спускаются по лестнице, задом наперед.
— Эй, что с вами?
— Что-что! На Когутайчики сходили! Ноги не гнутся...
Впервые увидев Владимира Высоцкого в "Итколе" на банкете, я удивилась: он совсем не пил. Он не пил на протяжении всей съемки, мы с Ларисой Лужиной вечно ему соки покупали. У него постоянно болело горло. Врач Алла Величко, моя подруга, работала в альплагере "Эльбрус". По вечерам Величко приезжала в киногруппу и занималась Володиным горлом, то есть была как бы его персональным врачом. Из-за болезни горла Высоцкому запрещали петь. А он пел. Напишет что-то новенькое — ему не терпится показать. Когда пошел цикл альпинистских песен — тем более. Послушать его приходили, приезжали из многих лагерей. Погода стояла хорошая. Мы выходили на улицу, Володя брал гитару и пел.
Он на съемках бывал эпизодически — все время летал в Москву и обратно. Однажды прилетел и говорит:
— Так, ужинаем в Тырныаузе!
Тырныауз — небольшой городишко в Баксанском ущелье на пути в Нальчик — от нас в часе езды. Володя выхлопотал автобус, и компания, человек восемь, поехала. В ресторане он каждому заказал цыпленка табака. В "Итколе" мы привыкли, что цыпленок — это... цыпленок, а тут такого подали, что я не знала, как его доесть. Высоцкий расплатился за всех.
...Песни Высоцкого из "Вертикали" вовсю пелись еще до выхода фильма на экраны. Поэтому фильм ждали. А в те годы демонстрация новых картин начиналась с пригородов. Я, вернувшись с Кавказа, была в походе по Ленобласти, когда среди туристов прошел слух, что в клубе деревни, что километров за пятнадцать от нашей стоянки, будут показывать "Вертикаль". И мы с ребятами, как угорелые, понеслись туда. Мне и самой-то было интересно посмотреть, что получилось. Весь сеанс меня тыкали в бок:
— Ну где, где ты — покажи!..
Однажды он обозвал меня дуррой
...Когда Таганка приехала на гастроли в Ленинград, меня пригласили в комитет комсомола ЦНИИ приборов и автоматики, где я проходила практику (а потом работала радиоинженером).
— Ты в самом деле знакома с Высоцким? — спросил секретарь комитета Михаил Бояринов .— Уговори его выступить у нас...
— Попробую.
В ДК Первой пятилетки поехала я не одна, с друзьями, но с Володей мы говорили tete-a-tete.
— Володь, а я пришла тебя попросить...
— Тебе, Света, отказать не могу, но и без согласия Любимова тоже не могу. Любимов запретил мне выступать. Идем к нему! — и потащил меня за руку к своему главрежу.
— Юрий Петрович, вот она, моя скалолазка. Та самая, — удивил меня своим откровением.
Любимов удивил еще больше:
— А-а, наслышан о вас! — И Володе: — Небось, выступить просит?
Высоцкий кивнул.
— Я не возражаю. Но только в день "Антимиров". Чтоб не устал...
"Антимиры" — спектакль короткий, идет часа полтора. Так мы и договорились...
...Высоцкий пел час — час двадцать, без перерыва. Делал пространные комментарии к песням, рассказал о съемках "Вертикали", сказал, что сюда приехал по моей просьбе. Спел "Скалолазку", но о том, что она посвящена мне, не говорил. Долго отвечал на вопросы. Пока не почувствовал: все, пора заканчивать, иначе можно опоздать на спектакль.
В институте долго потом во время обеденных перерывов гоняли по местному радио полную запись концерта. Каждый день! В меня стали тыкать пальцами — как в персонаж Володиного рассказа. Мне это надоело, и я потребовала от институтского радиста, чтобы он "все лишнее" вырезал, оставил только песни. Что он и сделал. Но, возможно, еще гуляют по стране полные фонограммы того концерта, где Володя замолвил словечко и обо мне.
Я видела почти все спектакли Таганки, кроме "Пугачева", и не по одному разу. Была и на тех "Павших и живых" в ДК Первой пятилетки, когда на сцену из зала поднялся пожилой человек. Я еще подумала: вставка это или нет? Высоцкий играл Гитлера. Старик решительно двинулся в его сторону. Не знаю, что он хотел с ним сделать. Володя растерялся, на два шага отступил. И вдруг как заорет голосом фюрера: "Убрать!" И "эсесовцы" потащили бедолагу за кулисы.
После спектакля мы с подружкой Ларисой Нагаевой прошли за кулисы. Навстречу — Золотухин. Володя задолго до этого нас познакомил.
— А, скалолазочка! Иди, иди успокой своего, орет как ненормальный!
Я постучалась в гримерку. Володя сидит бледный весь. Я уже, конечно, поняла, что произошло на сцене, но решила слукавить:
— Володь, какую вы интересную вставку сделали!
— Дура! — не сдержался он.
Таким я его видела впервые...
Высоцкий бывал у меня — в "распутинском" доме на Гороховой (тогда улица Дзержинского), 64. Распутин за полвека до того жил этажом выше. Я говорила Володе об этом, но он особого интереса не проявил.
Приезжал обычно без гитары. Мою семиструнку перестраивал — спичку под струну подкладывал. Брал пару аккордов и спрашивал:
— Света, а магнитофона у тебя нету?
— Нет, Володя, мне не на что его купить.
— Вот и хорошо! — сказал он и тут же уточнил: — Хорошо не то, что магнитофона и денег нет, а то, что я смогу просто тебе попеть, без записи.
Он пел, а из соседней квартиры стучали в стенку:
— Выключите магнитофон!
В другой раз в той квартире пел Женя Клячкин, кому-то там приходившийся сослуживцем, и мы в свою очередь барабанили в перегородку:
— Выключите магнитофон!..
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |