В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.03.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Шемшученко Владимир

Источник:
Пресс-Волга, 28.07.2008
http://press-volga.ru/2008-07-28/6
 

Конфликт между "добром и баблом"

Своим видением того, что уже третий год творится с Грушинским фестивалем, делится член жюри праздника, прошедшего на Федоровских лугах, один из лучших поэтов и бардов России Владимир Шемшученко.

 

Через тернии к песням

 

О ситуации вокруг Грушинского фестиваля написано уже много, и все-таки, думаю, надо вернуться к этой теме, поскольку конфликт, возникший между организовавшим и в течение сорока лет проводившим фестиваль Самарским клубом авторской песни имени Валерия Грушина и жигулевской фирмой "Мета" наиболее выпукло отражает положение вещей во всей нашей культуре и обществе.

 

В позапрошлом году коммерческая фирма "Мета" взяла в аренду участок земли в районе Мастрюковских озер, на котором Клуб Валерия Грушина провел 33 фестиваля, и выдвинула неприемлемые для клуба условия проведения 34-го фестиваля. В результате вложивший в благоустройство фестивальной поляны и придание фестивалю международного статуса огромные материальные и интеллектуальные ресурсы клуб был вытеснен арендатором (до сих пор не оформившим право аренды в органах государственной регистрации) на Федоровские луга в районе Тольятти. По сути дела, клуб с нуля вынужден был проводить традиционный 34-й фестиваль памяти Валерия Грушина. Память для тех, кто лично знал Валерия, положившего жизнь за други своя, была и осталась священной.

 

Фирма "Мета" и примкнувшее к ней творческое объединение "Самарские барды" тоже провели свой фестиваль, с тем же названием и с тем же сценарием, заявив о своем эксклюзивном праве на использование названия и особо значимых фестивальных атрибутов. Заслуживает внимания обнародованная этой фирмой "Концепция развития лесной зоны Мастрюковских озер Самарской области", в которой зафиксировано стремление к "переходу от стихийного нерегулируемого посещения и эксплуатации туристами лесного участка к организованному размещению отдыхающих и привлечению региональных инвестиций для развития постоянно действующей зоны отдыха и оздоровления населения с созданием новых рабочих мест". Я вынужден здесь с сожалением констатировать, что наличие двух фестивалей с одноименным названием, проходящих в одно и то же время, нанесло огромный ущерб бардовскому движению и посеяло смятение в душах любителей авторской песни.

 

В основу концепции по освоению лесного участка коммерсантами положен ежегодный Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, названный ими "интересным историческим прошлым", на который стремятся попасть сотни тысяч людей со всей России, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Но больше всего в этой концепции меня поразило исследование финансового положения подобного деяния: "Анализ ситуации на российском и мировом рынках отдыха и развлечений, накопленный практический опыт в подготовке и проведении Грушинского фестиваля позволяет сделать вывод о высоком потенциале данного проекта, который в силу своей уникальности и специфичности в настоящее время не имеет прямых конкурентных решений и имеет шанс стать достопримечательностью России. Проект окупаем". Как мне кажется, под этими сухими строчками бесславно почили все благие и "высокодуховные" намерения новоиспеченных организаторов, а их "практический опыт" по сути своей не что иное, как калька с многолетнего сценария, права на который принадлежат руководителю Клуба имени Валерия Грушина Борису Кейльману и его друзьям. Всю эту печальную ситуацию можно свести, по меткому выражению одного из участников фестиваля, к конфликту между "добром и баблом".

 

Но надо отдавать себе отчет в том, что коммерсанты из "Меты", вложившие немалые средства в проведение фестиваля, заинтересованы в получении прибыли, и как сейчас говорят — ничего личного. Но все же, все же — компания "Самарские авиалинии" возит гостей фестиваля бесплатно, и московский бизнесмен Руслан Ширяев, который просто любит песню, каждый год залезает в свой карман и долгие годы помогает фестивалю. В Самаре этот конфликт еще не пришел к своему логическому концу, а подобные Грушинскому, но менее масштабные фестивали авторской песни в Магнитогорске и у нас в окрестностях Петербурга уже захвачены коммерсантами. В Сосновом бору под Питером на месте проведения ежегодного фестиваля возникла турбаза. Все подъездные дороги к фестивальной поляне были перекопаны. Осталась лишь одна, ведущая на турбазу. Добро пожаловать!

 

То же самое произошло с Кронштадтским фестивалем: форт "Константин" был выкуплен некими людьми, и фестиваль переместился в яхт-клуб. Но в прошлом году место, где стояли палатки, было (для "благоустройства") засыпано гравием. В этом году фестиваль будет уже на новом месте, которое в будущем году, скорее всего, кто-нибудь выкупит или возьмет в аренду. Рынок всех расставляет по местам, которые сам же и определяет. И ни у кого не должно возникать иллюзий насчет того, что земля принадлежит народу, предуготованному на заклание. Но жизнь продолжается, и, как сказал один неглупый человек, она "такова, какова она есть, и больше никакова".

 

И тем не менее 35-й юбилейный фестиваль памяти Валерия Грушина в урочное время состоялся. После долгих и бесплодных попыток договориться и при деятельном участии руководства Самарской области был заключен "пакт о ненападении" и объявлено, что праздник все-таки один, но проходит он на двух фестивальных площадках. При этом творческие итоги фестиваля сторонами признаются.

 

Фестиваль — всем миром

 

Клуб Валерия Грушина, обосновавшийся на Федоровских лугах, объявил свой фестиваль народным и провел его под девизом "Всем миром". При подготовке фестиваля пришлось вытаскивать из подъездных дорог изготовленные промышленным способом металлические штыри с приваренными к ним дюбелями, напоровшись на которые прекратили свое существование многие автомобильные шины. Много трудов было положено на реанимацию артезианской скважины стоимостью триста тысяч рублей, которую некие злоумышленники засыпали строительным мусором и залили мазутом, а также пришлось восстанавливать светозвуковую мачту на горе, крепежные болты которой были срезаны автогеном, а само сооружение неизвестно куда и кем увезено. По этим фактам были возбуждены уголовные дела, которые сейчас находятся в производстве.

 

Все фестивальные службы работали бесплатно, уборкой мусора занимались международные волонтерские организации, ответственные за художественную часть программы руководили работой фестивальных площадок. Фестивальная жизнь шла своим чередом.

 

Организаторы провели серию концертов, посвященных памяти Владимира Высоцкого, для участия в которых был приглашен его сын Никита, с волнением говоривший о том, что отцу не довелось приехать на этот прекрасный фестиваль, но здесь и сейчас в лице своего сына Высоцкий все равно находится среди тех, кто любит и поет его песни.

 

Приехала на Федоровские луга, травы которых еще помнят голос Юрия Визбора, вдова великого барда Нина Визбор. О ситуации с захватом фестиваля она сказала следующее: "Я приехала сюда с единственной целью — поддержать Бориса Кейльмана и друзей Юрия Иосифовича. Фестиваль не разделился — он очистился. Здесь находятся те, кто любит песню, и песню здесь слышно. Раньше многотысячная толпа всегда приводила меня в ужас. А здесь тихо. Люди поют песни, которые так любил Юра. Вы уж постарайтесь, чтобы сюда не пришли те, кто к песне отношения не имеет".

 

На прошлом фестивале оргкомитет принял решение уделить должное внимание поэзии как первооснове жанра авторской песни. С этой целью на праздник был приглашен Евгений Евтушенко, который приглашение организаторов принял. Он, в частности, сказал: "Я на фестивале в первый раз. Меня отговаривали ехать на Федоровские луга, говорили, что здесь у вас все в запустении, а в Мастрюках все цветет и пахнет. Но я никогда не полагался на чужое мнение. Я поверил своей поэтической интуиции, и она меня не подвела. У вас ничего не заорганизовано. Поэзия не терпит несвободы. Естественно, что здесь много любительства, но любительство это хорошего толка. В то время, когда с экранов телевизоров на людей обрушивают Ниагары пошлости, авторская песня пока этот удар держит. Без живого поэтического слова деградация народа станет скорой и необратимой. Поэзия на фестивале должна звучать во весь голос!"

 

Евгений Александрович принял участие в подведении итогов поэтических мастерских, где прозвучали стихи участников поэтических семинаров и их руководителей. Среди стихов, отмеченных им, были и мои. Евгений Евтушенко выразил намерение включить их в антологию поэзии, составителем которой он является. Сейчас готовится к выходу уже четвертый том этого фундаментального труда. А после этого поэт сам поднялся на сцену и с большим успехом читал стихи о Родине, о любви, о жизни. А потом были песни на его стихи, много песен.

 

Завершил праздник традиционный концерт на импровизированной гитаре. Зажглась тысячами огоньков знаменитая Гора. Убежало в лес пугливое эхо.

 

"Раз, два, три! Гора, гори! До утра! Гори, гора!" — запел почти пятидесятитысячный хор. А где-то там за пятнадцать километров отсюда зажглась другая Гора — на Мастрюковских озерах. И другие люди тоже запели что-то свое, сокровенное. Дай им Бог!

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024