В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

19.04.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Высоцкий Владимир Семенович
Авторы: 
Чубуков Всеволод

Источник:
газета "Культура" №3 (7260), 25-31 января 2001 г.
 

Высоцкий. Жизнь до Таганки

Сегодня – день рождения Владимира Высоцкого

 

Диплом об окончании Школы-студии МХАТа Владимир Высоцкий получил 20 июля 1960 года, но на сцену Театра драмы и комедии на Таганке впервые вышел 14 октября 1964 года. Период между этими датами был, пожалуй, одним из самых сложных в его жизни. Играл в нескольких театрах, уходил, возвращался, познал безработицу и невостребованность. После окончания Школы-студии Высоцкого к себе приглашали Н.П.Охлопков – в Театр им. Вл.Маяковского, Р.А.Быков – в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. Владимир дал согласие Б.И.Равенских, только что перешедшему из Малого театра в Драматический театр им. А.С.Пушкина. В августе 1960 года театр этот был на гастролях в Риге. Для знакомства с труппой туда же отправился и Высоцкий. Равенских обещал ему, что примет в театр и его жену Изу, однако, к сожалению, обещания своего не сдержал. После возвращения в Москву, с открытием театрального сезона, Высоцкий сразу же был введен в комедию о молодежи "Трехминутный разговор" В.Левидовой. Дебют молодого актера, судя по программкам и другим документам того времени, состоялся 9 сентября в эпизодической роли шофера Кости. Сегодня уже никто не помнит, как он выглядел на сцене. Соответствующие архивные документы не сохранились. Затем последовали новые роли. 15 сентября – бессловесный фотокорреспондент в комедии А. де Бенедетти "Доброй ночи, Патриция!", 17 сентября – красноармеец Ляшенко в сатирической композиции по Б.Горбатову "Дорога жизни", 27 сентября – немое присутствие на сцене в комедии по А.Толстому "Изгнание блудного беса", 7 октября – игрок в представлении по мотивам древнеиндийской пьесы Шудраки "Белый лотос" (вновь без слов), 15 октября – эпизодическая роль начальника отдела кадров в пьесе И.Дворецкого "Трасса" и 21 октября – Леший в сказке по С.Аксакову "Аленький цветочек". Артист театра того времени С.Бубнов вспоминал об этой роли: "Высоцкий играл с присущими ему элементами хулиганства, показал себя великолепным характерным актером". 24 февраля 1961 года Владимир дебютировал в комедии Ярослава Дитла "Свиные хвостики". И вновь в эпизоде. С таким репертуаром и ролями он проработал в театре чуть более года, не выдержал и покинул его. Стал безработным. Пришлось искать хоть какие-то роли, соглашаться на массовки в кинокартинах. В некоторые попасть удавалось ("Карьера Димы Горина", "713-й просит посадку", "Увольнение на берег"), в другие – нет ("Иваново детство"). А в иных эпизод с его участием в итоге вырезался ("Грешница"). В феврале 1962 года известный тогда писатель-сатирик Владимир Поляков пытался при Москонцерте возродить музыкальный пародийный театр "Кривое зеркало", организовав Московский новый театр миниатюр. По настоянию своих актеров он подписал приказ о зачислении в труппу Владимира Высоцкого и Рудольфа Рудина. Со спектаклями "Путешествие вокруг смеха" и "О времена, о нравы!" театр отправился на гастроли по Уралу и Сибири. Казалось, Высоцкому улыбнулась удача, но, увы, ненадолго. Через месяц с небольшим тот же Поляков отчислил Высоцкого из театра "за полное отсутствие чувства юмора". Владимир пытался попасть в "Современник". Однажды сыграл роль Глухаря в спектакле "Два цвета" по пьесе А.Зака и И.Кузнецова. Играл превосходно, жил в этой роли с таким блеском, с таким искрометным юмором, присущим ему, вспоминал Олег Стриженов, что невозможно было представить, что это ввод или дебют. Друзья-актеры, переживавшие за Володю, поторопились, поздравив его с зачислением в труппу. Но худсовет решил иначе, вынеся свой вердикт, на основании которого Высоцкого в театр не приняли. В мае 1962 года Высоцкий возвратился в Театр им. Пушкина. Быстро вошел в три прежних спектакля и в новый – "Дневник женщины" по пьесе К.Финна, в котором сыграл роль Журина. В этом представлении под гитару он исполнял песню – правда, не свою. Проработав два месяца, Высоцкий вновь был вынужден из театра уйти. Начались новые скитания по городам и весям: снимался в кинофильмах "Штрафной удар", "Живые и мертвые", выступал перед слушателями со стихами Маяковского, благо наизусть знал почти всю его поэзию, а также с первыми своими песнями, руководил кружком художественной самодеятельности, играл в спектаклях экспериментальной студии молодых актеров. Однако все эти заработки были случайными и нерегулярными, а ведь к этому времени у него уже была новая семья и первенец Аркадий. В мае 1964 года Высоцкий еще раз возвратился в Пушкинский театр. Снова проработал лишь месяц, девять раз сыграв в "Дневнике женщины", исполнив в нем три роли: Журина, шофера Сашу и Федько. В общей сложности за 15 месяцев работы в Театре им.Пушкина Владимир Высоцкий выходил на сцену 251 раз. Еще раз повторюсь, что это были бессловесные массовки или очень незначительные роли. Только в двух спектаклях – "Аленьком цветочке", сыгранном им больше всех других – 63 раза, и в "Дневнике женщины" – 11 раз, роли Высоцкого были значительными хотя бы по объему. С главным режиссером отношения у него не складывались по самым разным причинам. Не раз Высоцкому предназначалась роль, он репетировал, но потом вдруг Равенских отдавал ее другому актеру, а иной раз режиссер от персонажа, уготованного Высоцкому, вообще отказывался ввиду того, что эта роль, как он говорил, "не имела развития". Бывали у него и срывы, и "бунты", выражавшиеся в уходе от действительности с помощью спиртного. Тогда в театре играли Б.Чирков, О.Викланд, Л.Скопина, А.Шатов, Е.Руднева, В.Раутбарт... Но лишь только Фаина Раневская в каждом таком случае как могла заступалась за Высоцкого. Даже вместе с ним ходила к главному режиссеру. Полагаю, что в те годы именно она-то и разглядела в этом "безудержно необузданном" актере огромный талант и поверила в его будущее. В 1964 году в него поверил и Юрий Любимов. С октября Высоцкий уже играл в его театре в двух спектаклях – "Герое нашего времени" и "Добром человеке из Сезуана". Что было дальше, всем известно: актер нашел свой театр и своего режиссера, а режиссер – своего актера.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024