В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
22.04.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Долина Вероника Аркадьевна |
Авторы:
Лемыш Анатолий |
|
Вероника Долина: двадцать лет спустя |
Двадцать лет назад, осенью 1977 года я скитался по Москве, выступая с маленькими концертами перед столичным андеграундом. О, эти давние московские посиделки, с полуигрой в таинственность и свободу, с водочным надрывом и песнями за полночь! В одной из таких насквозь прокуренных квартирок устроители концертов собрали молодых московских бардов. Их добросовестный эпатаж воспринимался на "ура", но, впрочем был ожидаем и предсказуем. Вскоре гитара перешла к маленькой, худенькой, смуглой девушке, почти школьнице.
"Мой сын безбожно на отца похож. Он так же светлоглаз и белокож. Я часто, глядя на него, не верю, Что это сын мой, что ему я мать..." —
почти шепотом запела она, и в комнате словно проскочила искра. "Кто это?" — спросил я хозяина квартиры. "Вероника Долина".
"А женщина останется одна, И назовется "бывшая жена", И вот ведь штука, родит мне внука, Который тоже будет на него похож".
...Таких простых, искренних и неожиданно совершенных песен мы давно не слыхали. Уезжая, я уговорил хозяина отдать мне пленку, записанную в ту ночь, с песнями этого удивительного юного существа — Вероники Долиной.
В Киеве друзья вполне разделили мой восторг, и когда через пару месяцев киевский клуб авторской песни организовал свой фестиваль, Вероника получила на него персональное приглашение. Это был ее первый выезд с песнями в другие города, и вообще чуть ли не первый выход на большую публику.
Было когда-то такое словцо: "курировать". Оно означало нечто среднее между "выкуривать" и "кастрировать". Неудобных и неуправляемых поэтов-бардов курировал, естественно, комсомол. Это внешне. И другие органы — по своим каналам. Жесткий регламент, просмотр и "литовка" тестов — все было направлено на кастрацию опасного тогда жанра.
...После трех конкурсных песен, спетых юной дебютанткой, публика взвыла, и, бисируя, никак не соглашалась ее отпустить. Вероника снова взяла гитару:
"Когда б мы жили без затей, Я нарожала бы детей, От всех, кого любила, Всех видов и мастей" —
запела она совсем свежую, месяц назад написанную песенку.
На заседании жюри разгорелась нешуточная схватка. Председатель его, композитор Костин, поддержанный всеми "нашими", предложил дать Веронике Гран-при. Кураторы из комсомола, почувствовав в этой тростиночке пугающую их внутреннюю свободу, были категорически против:
"— Да что это такое она пишет:
"Сестра-простушка учит прясть, Сестра-воровка учит красть, Сестра-монашка их научит Молиться, чтобы не пропасть..."
Вы что — поддерживаете эту пошлость и аполитичность? Снять ее с конкурса — за нарушение регламента! Или у всех вас будут крупные неприятности! Вы положите партбилеты!"
Ночью у меня дома собрался небольшой совет. У нас партбилетов не было. И мы придумали план.
На следующий день, на концерте лауреатов, "кураторы" еще круче прикрутили кислород. Решение жюри о том, что за нарушение условий фестиваля Вероника Долина снимается с конкурса, зал встретил свистом и топотом. Костин, объявлявший решение, тонко улыбнулся: "Мы понимаем реакцию зала как одобрение действий жюри..." Зал тоже тонко улыбнулся. Пружина была взведена.
Где-то ближе к концу концерта Игорь Лучинкин, певец и актер из Одессы, получал приз за лучшую военную песню. Допевая эту песню, он отступал от микрофона, отступал в глубину сцены, и, вызванный на овации, вдруг появился с огромным букетом цветов. "Я хочу вручить эти цветы от себя и от своих друзей-бардов — Веронике Долиной!"
Что тут поднялось в зале! Букет поплыл над головами к Веронике, сидевшей в 7-м ряду. Вероника встала, взяла букет, раскланялась, но буря не утихала. "На сце-ну!" — скандировал зал. Кто-то вынес ее гитару, "случайно" оказавшуюся за кулисами. "Кураторы" в своей ложе сидели зеленые. Но сделать не могли ничего. Зал обезумел. Все догадывались, что происходит.
Долина вышла на сцену, отпела свои песни — тихо, спокойно, как бы не замечая ажиотажа, и всем стало ясно, что над страной взошла новая песенная звезда.
У нас, конечно, были неприятности. Но это тема других воспоминаний.
Песни Вероники Долиной разлетелись по Союзу с потрясающей скоростью. Без всяких "раскруток" и прочих ухищрений нынешнего шоу-бизнеса. У них было удивительное свойство: западать в душу и тревожить ее. При фантастической, еретической простоте, при мелодии в три аккорда в них была некая магическая глубина, в которую хотелось опасливо заглядывать еще и еще.
"А хочешь, я выучусь шить, А может, и вышивать, А хочешь, я выучусь жить, И будем жить-поживать. Я скоро выучусь прясть, Чесать и сматывать шерсть, А детей у нас будет пять, А может быть, даже шесть."
У нее выработалась маска хрупкой полудевочки-полуженщины, витающей в облаках, не от мира сего. Когда она выходила на сцену, тоненькая, беззащитная, словно только что оставившая за кулисами своих кукол, нянь и бабушек, и пела песни о любви, рассыпая горсти поэтических бриллиантов — залы немели. И это было больше, чем овации.
"И будет трава расти, А в доме топиться печь. И, Господи мне прости, Я, может быть, брошу петь..."
Вот это простое: "Я, может быть, брошу петь" читалось почти как предсказание — самоубийства, что ли — и звучало сильней громогласных надрывов ее менее талантливых коллег.
Вероника в творчестве сразу оставила далеко позади своих сверстников, и в совсем юном возрасте заставила потесниться признанных мэтров жанра авторской песни. В поэзии так ярко начинала, пожалуй, только Ахмадулина.
"Мне другую ночь не спится: Ох, тяжелые дела! То ли кошка, то ли птица, То ли женщина была. То она в огонь глядела, То, забившись в уголок, После плакала и пела, Или билась в потолок..."
И, что совершенно удивительно, ее судьба вполне совпадала с напророченной в собственных песнях. Четверо детей. Помните? — "От всех, кого любила, Всех видов и мастей..."
Шли годы. Долина стала одним из самых популярных авторов в жанре бардовской песни. С началом перестройки стали появляться ее пластинки, книги стихов, затем компакт-диски. Она объездила Америку и Германию, Израиль и десятки других стран. Много раз бывала она и в Киеве, и на концертах, по старой памяти, мне доводилось представлять ее киевской публике.
Но чем дальше, тем явственней было для меня несоответствие между нынешней Долиной и ее старым, неизменным образом хрупкой девчоночки. Манеры, что пленяли лет пятнадцать назад, сегодня казались вычурными и нарочитыми.
Я заметил, что и публика на ее концертах сменилась. Новое поколение, не знавшее прежней Долиной, воспринимало ее скорее как некую экзотику на фоне совершенно иной музыкальной культуры.
В 1995 году в разговоре с Булатом Окуджавой мы с Ириной Карпинос спросили его о Долиной. Мастер, некогда благоволивший к Веронике, отозвался о ней довольно резко.
С опасениями шел я и на недавний концерт Вероники. Боялся очередного разочарования в чуде.
К сожалению, разочарование имело место. Когда она пела старые свои песни — все было при ней: и прекрасные, утонченные, пронзительные стихи, и мгновенно запоминающаяся мелодия, и обаяние, и тайна. В новых ее произведениях, составивших все второе отделение концерта, не было главного: жизни. Это было нечто, обладавшее формальными признаками принадлежности к долинскому творчеству, но без обаяния, без тайны. Когда-то она писала:
"Но дремлет точка болевая, Ее еще зовут душа"
Этой болевой точки не было. Осталось нечто самодостаточное. Имитация самой себя. С отсутствием былой энергетики и с никакими мелодиями.
Вероника, привыкшая к безоговорочному почитанию, видимо, была своими новыми произведениями вполне довольна.
Удивительно, как сильно должен внутренне измениться человек, поглощенный необходимостью постоянно выдавать песенно-поэтическую продукцию, чтобы настолько быть в разладе со своим собственным талантом.
Впрочем, мне бы не хотелось совсем отвергать нынешнее творчество Долиной. Будем надеяться, что это только болезненный переход из одного периода в другой. Ведь те, кто когда-то стоял на одной с ней сцене, ее собратья по авторской песне, в подавляющем большинстве вообще повесили гитару на гвоздь, не в состоянии найти себя в новых условиях. Может, этот их уход со сцены честнее перед зрителями и самим собой, но уж слишком однозначен и безысходен. У Долиной все-таки остается надежда на новый взлет, тем более, что в России, перекормленной попсой, наблюдается возрождение интереса к жанру поэтической песни, к русскому городскому романсу, одним из ярчайших представителей которого стала Вероника Долина.
1997 г.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |