В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

09.05.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Щербаков Михаил Константинович
Авторы: 
Супрун Александр

Источник:
http://timokhines.narod.ru/SUPRUN/scherbakov.html
http://timokhines.narod.ru/SUPRUN/scherbakov.html
 

Михаил Щербаков: "Живу, отдыхая..."

Заметки о концерте М. Щербакова 5 апреля 2002 года во Дворце студентов Днепропетровского национального университета.

 

Полторы недели жизни Вашего корреспондента ознаменовались посещением совершенно разных, но одинаковых по накалу страстей мероприятий. В первую очередь, это концерт блистательной Елены Камбуровой (см. статью выше — прим. автора) и два Международных музыкальных фестиваля — "Звезды баяна в Запорожье" и "Музыка авангарда и барокко". При таком жестком раскладе событий новую эмоциональную "встряску" мог принести только концерт авторской песни. Так как Елену Камбурову с ее необыкновенной артистичностью, пластичностью, нарочитой строгостью в подаче материала и незаурядными вокальными данными, даже близко нельзя соотнести с представителями любимого мною жанра, искомые впечатления пришлось искать на стороне, в соседнем Днепропетровске. (Для справки: расстояние между городами примерно 80 км). Наши друзья из клуба "Вагант" при ДНУ сделали очередную попытку столкнуть с мели неповоротливую лодчонку с до боли знакомой аббревиатурой "Корабль имени "КСП". Причем, ту ее часть, которая отвечает за наше с Вами духовное богатство — прокат или приглашение ведущих авторов жанра. На сей раз "ведущим" оказался москвич Михаил Щербаков.

 

Десятилетнее "отсутствие присутствия" автора в Днепропетровске (здесь напрашивается аналогия с визитом Е. Камбуровой в Запорожье) никак не изменило отношение к нему публики. Все эти годы почитатели таланта автора за следили за его творчеством "из засады" (читай: обделенной вниманием Украины) посредством прослушивания аудиокассет и СД. Желая упредить живой интерес зрительного зала к новым и старым песням, Щербаков вышел на сцену не только с гитарой, но и с увесистой папкой со стихами и песнями. Заполненный на 2/3 зал, 20 минут ожидавший появления Михаила, наконец затих.

 

Здесь позволю себе небольшое РиЛическое отступление. Меня давно мучают вопросы: "Откуда растут ноги" у предмета под названием "авторская песня"? Где стержень, привлекающий внимание? Почему "авторская" и именно сегодня?" Жанр, объединяющий абсолютных дилетантов во всех сферах, связанных со сценой и словом, по-прежнему остается востребованным. При этом попытки лепить некий образ "из того, что было", не особо утруждая себя знаниями предмета в области музыки, поэзии, да и просто культуры речи, остаются там, в глубоких традициях "совка". Это противоречие, когда хочешь сказать "люблю", а понимаешь — не за что. Хочешь уцепиться за образ, за новинку, соломинку, но видишь, что нет шансов. Что на это скажет виртуальный оппонент?

 

— Зритель в зале?

 

— В зале!

 

— Интерес есть?

 

— Есть!

 

— Чего же тебе надобно, старче?

 

— Да просто элементарного: уважения! Того самого, которое требует к себе "зарвавшийся" столичный зритель.

 

Неубедительное начало концерта, когда речь оратора постоянно спотыкалась через бесконечные "Э-э-э" и "М-м-м..." было нивелировано предложением Щербакова пообщаться посредством записок. С этого момента концерт перешел в разряд вечера вопросов и ответов. Конверты сплошным потоком потекли к сцене, летели с балконов в виде самолетиков, нарушая спокойствие "жителей" первых рядов. При этом пострадавшие от "бомбардировок" второго этажа отпускали резкие реплики в направлении предполагаемых стрельцов: "Ой! Ну, вы даете, чуть не убили!"

 

Первый более-менее интересный вопрос к Щербакову порадовал зрительный зал: "Бард – это "что"?. Последовал вполне остроумный ответ: "Бард – это "кто"!" Следующий вопрос явно привлек мое внимание.

 

— Михаил, а чем Вы, собственно, занимаетесь по жизни?

 

— Да ничем таким полезным не занимаюсь. Пытаюсь отдыхать, а заодно сочиняю стихи и песни.

 

Свою идеологию автор тут же продемонстрировал. Разложив листочки с текстами песен на журнальном столике, почти не отрывая от них глаз, автор приступил к производству творческого продукта. Публика, видя, что общение происходит в явно не корректной форме, тут же выразила свой протест. В рядах этой самой публики были замечены матерые днепропетровские КВНщики, СТЭМовцы и Что?Где?Когда?шники. Народ интеллигентный, умный и тактичный. Гость "отделался" ехидной записочкой: "Простите, во время исполнения песен Вы "читаете с листа" или "играете по нотам"?" Щербаков, похоже, "не въехал" в суть вопроса и попытался принять его за "чистую монету". Ничего лучшего в ответ, чем "тут помню, а тут не помню" мы так и не услышали. Глупые провинциалы, знаете ли ...

 

Музыкальная честь и часть вечера прошли более гладко, хотя я, наблюдая за игрой автора, всякий раз удивлялся, как при такой постановке правой руки исполнителю удается извлекать хоть какие-то звуки?! Видимо, удается. При этом Щербаков обладает необходимой суммой музыкальных знаний, используя кадансовые обороты и древнегреческие лады – дорийский и лидийский. По мнению Гераклида Понтийского "дарийский лад отличается характером мужественным, величественным, не веселым и не радостным, но мрачным и могучим, однообразным и однородным". Лучше, пожалуй, не скажешь. Вышеозначенные характеристики вполне соответствуют музыкальной сфере автора. Думаю, не случайно значительная часть его творчества посвящена истории, а греческие лады составляют основу гармонии такой песни, как "Во славу Греции". Интересно, на мой взгляд, прозвучали циклы песен "Московский зоопарк" ("Горный озон...") и "Аквариумная жизнь" ("Рыба", "Жизнь прекрасна!").

 

Особняком в концерте стоит песня "Памяти всех", в которой М. Щербаков весьма неожиданно выступил в роли поэта, написав стихи на музыку Нины Ротта, а также оригинальная зарисовка о похождениях вора Быстрова. Лирический герой автора в течение трех минут совершал перед оживленной публикой свои неблаговидные поступки, за что автор получил заслуженную порцию аплодисментов. Еще понравилась "Волхонка", в которой обозначены так называемые московские топонимы. Удивило только, что человек, профессионально занимающийся литературным трудом, в слове "топоним" делает ударение на "о". В этот момент я почувствовал себя несколько неловко: неужели на "о"? Открываю три словаря: "топонИм" и "топонИмика"! "Какая бестактность придираться к "светилу" по пустякам!" — скажет кое-кто. А я отвечу так: "Это Вам не мелочь по карманам тырить!" За время предвыборной компании стойкая аллергия на всякого рода "бЮллетни" и "выборА" лично у меня накопилась изрядная. "Ария московского гостя" хороша, но и публику уважать необходимо, иначе, зачем вся эта комедия? "Легкий налет небрежности во всем" – это что, неуважение к себе, к профессии, к зрительному залу или к гонорару? "А-а, Вы мне заплатили на полрубля меньше? Тогда я Вам "насыплю" песен только "полведра". Не хотите? Это Ваши пробелы и проблемы!"

 

Впрочем, вспомним, что господин Щербаков в основном "отдыхает". Видимо и на таких важных для нас вещах, как нормальный великий русский язык. Странно, что своими учителями уважаемый автор называет Булата Окуджаву, Юлия Кима, Новеллу Матвееву, в прозе его кумирами являются Толстой, Гоголь и Чехов, ну а в поэзии – традиционный набор из Пушкина и Лермонтова (прошу не думать, что я "ерничаю" по поводу А.С. и М.Ю. – прим. автора). На вопрос: "Как Вы относитесь к Шекспиру?" последовал странный и вместе с тем интересный ответ: "Шекспир слишком гениален. Нельзя так! Не стоит напрягать читателя и зрителя своей головной болью ..."

 

И все же М. Щербаков – личность на небосклоне АП. Иначе почему его песни привлекают слушателей? Он не просто самобытен – его стиль нельзя идентифицировать с подачей других авторов. Наверное, именно здесь кроется феномен почти заполненного зрительного зала, кассет и СД, "гуляющих" на просторах бывшего Союза. Завершили концерт две прекрасных песни "Пешком с Востока..." и "Не нарушать бы...", которые окончательно уравновесили отношения зала и оратора.

 

С уважением,

Александр СУПРУН.

 

Программа концерта Михаила ЩЕРБАКОВА.

 

1. ?

2. "Мало ли чем представлялся..."

3. "Во славу Греции..."

4. "Горный озон"

5. "То ли дело Крым, Кавказ"

6. "Ближе к селенью..."

7. "Помнишь, как оно бывало..."

8. "Рыба"

9. "Жизнь прекрасна!"

10."Если придешь ты пешком..."

11."Москва — Сухуми"

12."Волхонка"

13."Пропаду ни за что..."

14."Памяти всех", музыка Нины Ротта.

15."Ах, почему..."

16."Быстров"

17."Долго ли город..."

18."Пешком с Востока..."

19."Не нарушать бы..."

 

P.S.: Если у Вас есть мнение отличное от моего, Вы можете высказать его в "Гостевой книге" или направить мне по адресу suprun@tes.marka.net.ua для размещения и обсуждения в рассылке новостей "Авторская песня в Украине от Александра Супруна"

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024