(июль, 2-е выходные) Россия, Московская обл., Серпуховской р-н.
.............................
"Второй канал" возник по инициативе оргкомитета Грушинского фестиваля
в качестве дополнительного конкурса для работы в области некоммерческой и немассовой авторской песни.
В те времена (1996 — 2002 гг.) его полное название было — "Второй канал Грушинского фестиваля".
Если с точки зрения жанра АП как такового это был конкурс, привязанный к 1-й эстраде Грушинки,
то, что касается деятелей жанра АП и движения КСП, это была команда,
состоящая из членов жюри и организаторов, некоторые персоны которой
можно считать знаковыми и определяющими облик конкурса.
К сожалению, с 1996 года Грушинский фестиваль сильно изменился.
Не стало главного вдохновителя и покровителя "Канала" Бориса Скибы.
Среди оставшихся не видно тех, кто считал бы данный конкурс необходимой частью фестиваля.
Сама Грушинка в еще большей степени стала местом развлечения "для всех"
в то время как песенный ареал "Канала" можно обозначить
как "трудное чтение" или "кино не для всех".
Увы, наиболее агрессивные представители "всех" всё активнее пытаются заставить
"Канал" петь то, что нравится им, и делают это силовым путем.
Защиты же со стороны организаторов фестиваля ждать не приходится.
В этих условиях команда "Канала" приняла решение уйти с Грушинского фестиваля.
Так что, если конкурс и будет проводиться, работать на нем будут другие люди.
При этом и облик конкурса, и его задачи могут измениться до неузнаваемости.
Но, скорее всего, никакого "Канала" на Грушинке больше не будет:
никому из начальства он там не нужен, а эстрада пригодится для эстрадной песни.
Сейчас командой "Канала" образовано межрегиональное общественное объединение
"Второй канал авторской песни". Новый "Канал" сохранил состав жюри
и орггруппы старого и наследует все его наработки.
Так, лауреаты и прочие выдающиеся авторы и исполнители,
отмеченные "Каналом" в прошлом, сохраняют свои титулы и звания на новом "Канале".
Еще в "прошлой жизни" "Канала" были проведены два подмосковных фестиваля.
Теперь решено фестиваль в московском регионе сделать основным. При этом его облик сильно изменится.
Во-первых, он будет проводиться в одно и то же время ("после Грушинки в четверг") и,
по возможности, в одном и том же месте ежегодно, на официальной основе.
Во-вторых, его по праву можно будет назвать "фестивалем фестивалей".
Главная его задача — собрать все лучшие творческие силы жанра.
Они могут быть представлены творческими объединениями,
школами песни, клубами, регионами и отдельными людьми.
Ожидается, что в фестивале 2003 г. примут участие объединения "32 Августа",
"Азия" и др. Те из них, которые готовы представить обширные программы,
могут организовывать собственные сцены. На ближайшем фестивале своя сцена будет у "Августа".
Естественно, собственная сцена будет и у "Второго канала".
И для остальных — "3-я сцена". Скорее всего, ее "хозяйкой"
станет Ирина Батанина, ведущая "Лесную эстраду" на "Ильменах".
Условие жесткое: на эстрады выносится только лучшее.
Участникам, оправдавшим надежды организаторов,
на следующем фестивале будут предоставлены более широкие возможности.
Тем же, кто привез слабые программы,
траффик может быть сокращен — до достижения приемлемого уровня.
Но не сценой единой будет жив фестиваль. "В кустах" возникнет
не менее интересная жизнь. Во-первых, как и прежде,
там будут работать конкурсные площадки прослушивания "Канала" —
четыре штуки параллельно. Во-вторых, можно организовывать конференции (форумы),
школы, мастерские и лаборатории. Заявку на собственную
двухдневную творческую мастерскую уже подал Юрий Лорес.
Оргкомитет создаст ему все условия для проведения этой мастерской,
зарезервировав на "3-й сцене" для показа итогов работы.
Так что, если у кого-нибудь есть пожелания или идеи
собственных проектов на фестивале, нужно высказать их как можно скорее,
чтобы организаторы успели обсудить их и подготовиться.
Пожалуй, впервые интерес к фестивалю "Канала" выказали
"старейшины" жанра — А. Дулов, В. Вихорев, С. Никитин.
Сейчас невозможно представить, кто из них реально сможет приехать,
но сам их интерес представляется обнадеживающим.
Если говорить о других особенностях фестиваля "Второго канала",
необходимо отметить, что он сохраняет основные "законы"
своих предыдущих подмосковных слетов.
Во-первых, это строгое следование требованиям экологии и противопожарной безопасности.
Во-вторых, "сухой" закон. Конечно, отследить все возлияния внутри палаток невозможно,
но шатающихся в подпитии по территории фестиваля дежурные милиционеры будут провожать за ее пределы.
Не менее строгие меры воздействия ожидают тех, кто криками,
громким пением или разговором мешает другим, более тихим поющим,
а особенно — слушающим у сцены. Вообще фестиваль "Канала" следует
воспринимать не как обычный слет КСП, куда можно выехать,
как на пикник, с выпивкой, девочками и посильным песенным сопровождением.
Скорее это учреждение культуры вроде Большого театра, только без гардероба,
биноклей и шампанского в буфете. Но "мобилы" на поляне у сцены
должны быть выключены, а разговоры — вестись шепотом или в сторонке.
И "Мурку" никто не споет ни за три рубля, ни за миллион долларов.
Это в-третьих.
В-четвертых, не приветствуется какая-либо суета в "зрительном зале"
во время исполнения песни, например, хождение.
Вход-выход и иные транспортные операции должны производиться в промежутках,
пока номер объявляется, а исполнитель откашливается.
Возможно, здесь перечислены не все правила, но и эти,
и возможные другие вытекают из моделей поведения людей культурных,
интеллигентных, которые и являются основными производителями
и потребителями "думающей песни для думающих людей",
как сказал об авторской песне Булат Окуджава.
Владимир Ланцберг
———————————————————————————————