В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

19.09.2011
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
  - История АП (исторические обзоры, воспоминания, мемуары)
  - Клубы, творческие объединения, театры, студии, школы АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
  - Творческие коллективы АП (дуэты, трио, квартеты, ансамбли)

Персоналии:
  - Аксенов Сергей
  - Баранов Виктор Алексеевич
  - Васильев Владимир Дмитриевич
  - Вишняков Владимир
  - Двухименный Эдуард
  - Жаркимбаева Гульзада Габдрашитовна ("Гулико")
  - Искаков Женис Шакибаевич
  - Искаков Мереке Шакибаевич
  - Искакова Гульсун
  - Ланкин Роман Николаевич
  - Мараков Леонид Геннадьевич ("Орфей")
  - Марченко Владимир Григорьевич ("Марчелло")
  - Нурмухаметова Раиса ("Раиса Нур")
  - Окуджава Булат Шалвович
  - Шемшученко Владимир Иванович
Авторы: 
Ножкина Вета

Источник:
Казахстанский журнал "Ветер странствий", №5 за 2011 год
http://veters.kz/2011-05/veta.html
 

ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ ДРУЗЕЙ (О фестивале "Астана" и клубах АП г.Караганда)

ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ ДРУЗЕЙ

 

Знаменательным событием для Казахстана уже тринадцатый год подряд является международный фестиваль авторской песни "Астана". Собирая участников конкурса песни, слушателей и почётных гостей, этот фестиваль занимает прочные позиции лидера фестивалей республики. Какие тенденции в авторской песне Казахстана наметились фестивалем 2011 года – об этом и хотелось поговорить...

Для разговора я задумала пригласить на страницы нашего журнала свидетелей этого праздника. Как известно, фестиваль – это праздник итогов, подведённых определённым периодом жизни. Поскольку фестиваль "Астана" проходит один раз в год, по традиции в последние выходные июля, значит, и итоги его отсчитываем от XII фестиваля. Съехались сюда авторы, исполнители, слушатели со всего Казахстана и российских городов – Челябинска, Омска, Новосибирска, Москвы и даже из Петропавловска-Камчатска. Дипломы победителей увезли – Омск (лауреат — Попов Максим – трижды лауреат в номинациях — автор, исполнитель, композитор), Караганда (лауреат — ансамбль "Марианна"), Алматы (дипломант Юрий Хайленко – автор, дипломант Николай Хан – исполнитель, дипломант Ирина Лобода – исполнитель).

Полный забот руководитель фестиваля Максат Сарсенбеков, как всегда озадаченно появлялся в нужные минуты в нужных местах. Сцена этого года была великолепна – оформление, звук – всё на высоте. Суетилась художественный руководитель фестиваля – Гульзада Жаркимбаева, это на ней была организация программ от городов и тематические концерты. Мы – алматинская команда "Острова песни" — были заранее предупреждены о своём тематическом часе, и благодаря Гульзаде выступление наше состоялось вовремя, и мы смогли донести до слушателей почти всё задуманное – программу "Летопись "Острова песни" — авторы Алма-Аты 80-х".

Важно исполняли свои обязанности приглашенные члены жюри – Владимир Васильев (Харьков), Роман Ланкин (Томск), завсегдатаи фестиваля — Андрей Козловский и Раиса Нур (Москва), талисман фестиваля Женис Искаков (Омск), почётный гость фестиваля Владимир Юн (Алматы) и воспитанник фестиваля "Астана" — Эдуард Двухименный (Алматы).

Как идёт подбор кандидатур членов жюри фестиваля, выработана ли оргкомитетом фестиваля единая политика для работы жюри, как оргкомитет фестиваля использует итоги работы жюри — в чём они могут пригодиться для АП KZ? Эти вопросы повисли в воздухе, так как в суете организаторам некогда было ответить на них.

Карагандинский ансамбль "Марианна" стал лауреатом фестиваля. Хотелось бы узнать – в чём причина успеха ансамбля, как вообще обстоят дела с авторской песней в Караганде, как клубу удаётся поддерживать традиции многоголосья, да и подробности жизни клубной не помешали бы, ведь существуют они ни много — ни мало уже почти 30 лет, а ещё интересно – как сложилась судьба уехавших их Караганды бардов – Виктора Баранова, Владимира Шемшученко, Мереке Искакова, Владимира Марченко и др. На фестивале мы перекинулись лишь парой фраз – не до поднятия серьёзных тем, некогда: один концерт сменяется другим – и так с утра до поздней ночи. Набросали устный план намерений с руководителем ансамбля – Нурханом Жумабековым, с руководителем клуба "Марианна" — Ольгой Пынка, с руководителем ещё одного карагандинского клуба Владимиром Вишняковым...

Ольга ПЫНКА (Зиборова), президент клуба "Марианна": — ...Мне ближе определение "хранительница очага и традиций". История бардовской (авторской, самодеятельной, туристской — как ее только не называли) песни в Караганде (и области) насчитывает уже более полувековую историю. В 50-60-х годах творческая студенческо-туристо-альпинистская молодежь стала объединяться, сочинять и петь свои песни и песни других авторов. В составе ансамбля, ставшего лауреатом в г.Рязани были В.Баранов, Г.Айгистов и сестры Рыбаковы. Кроме них известными личностями были К.Агельменев, П.Ломакин, С.Сошников, В.Юн, В.Савин (Санчо), В.Марченко (Марчелло). Самым активным был, конечно, (и остается! – хотя живёт уже много лет в Санкт-Петербурге – прим.авт.) Виктор Баранов — отец родной.

Как клуб, "Марианна" появился благодаря Татьяне Митрофановой — методисту ДК — услышавшей о бардовском движении, поехавшей на соответствующий семинар в Москву, где ей и рассказали, что у вас-то в Караганде (о-го-го!) есть очень известная в этих кругах личность — В.Баранов. По приезду домой, Татьяна разыскала Витю, был брошен клич и... в 1984 г. родился клуб, названный в честь самого большого угольного пласта, залегающего под Карагандой. Баранов сказал:"Угольный пласт "Марианна" есть, теперь будет и песенный!". Так все и случилось.

Меня в клуб позвал Баранов. С ним мы познакомились годом раньше на туристском слете, где он был в жюри конкурсной программы, а я, соответственно, в качестве конкурсанта-исполнителя. Ну, а после того, как я проникновенно и с азартом, глядя прямо ему в глаза, спела "Ты — мое дыхание" А.Якушевой, нам ничего не осталось, как стать друзьями.

Друзьями, практически родственниками, стали многие из тех, кто приезжал тогда в ДК "Молодежный" в Пришахтинске (это достаточно отдаленный район города — другой конец географии. И ведь ездили же!). К слову о родственниках: на мой взгляд "Марианна" (в разные времена и в разных ее составах) тем жива и сильна, что, несмотря на временные трудности и разногласия, старается держаться "семьей", перенося свои интересы из сферы творческой в житейскую. Семьи, рожденные в клубе (или с его помощью), уже вырастили детей, которые в свою очередь дружат между собой и поют НАШИ песни.

Еще в нашем клубе есть такая тенденция (которая с одной стороны радует, а с другой — огорчает до невозможности) — это творческий рост наших друзей и ... их последующий отъезд. Причины — самые разные — начиная от семейных обстоятельств и до....всяких прочих: житейских и творческих:: Виктор Баранов, Владимир Марченко, Катя и Михаил Гейер (Гершкович), Владимир Шемшученко, Леонид Мараков (светлая ему память), Виктор Поплавский, Николай Старченков, Дана Барменова, Лариса и Саша Ежковы, Гульзада Жаркимбаева, Сергей Аксенов, Евгений Сухотерин, Денис Цветков, Женис и Мереке Искаковы, Лена Максименко (Артемьева) и др. Эти отъезды — основная причина того, что у клуба были периоды спада активности и существования клуба как такового. Представляете, как пустел клуб? Но оставались люди, которые продолжали встречаться, петь, ездить по фестивалям, и даже организовывать концерты.

Проходило время и "Марианна" в очередной раз возраждалась, сохраняя свое имя и традиции бережного отношения к бардовской песне (у нас, к счастью, были в этом плане хорошие учителя, привившие вкус к хорошей песне) и, конечно же(!), нашу любовь к хоровому пению.

Ни для кого не секрет, что бардовская песня — это увлечение и образ жизни людей, имеющих профессии, далекие от музыкальных и литературных. Мы — любители и ценители, а профессиональные музыканты (или имеющие хотя бы какое-то музыкальное образование) в нашем жанре — редкость. Другое дело, что для некоторых это увлечение со временем становится профессией. Большая удача "Марианны" в том, что на нашем пути нам в разное время повстречались (казалось бы случайно) два хормейстера: в самом начале "Марианны" Катя Гейер и, буквально полгода назад, Нурия. Это те люди, которые старались и стараются сегодня привить нам, у которых все музыкальное образование испорчено бардовской песней (шучу), хоть какие-то азы и навыки хорового пения, чувствовать дыхание и локоть друг друга. А это, поверьте, остается на долгие годы.

На сегодняшний день мы "доросли" до звания "Народный коллектив", хотя еще работать и работать...... Очень хочется иметь свое помещение, а не просто место для репетиций, хочется работать с молодежью — делиться тем, чем сами богаты — нашими песнями.

А по поводу того, что бардовская песня меняется, или уходит в прошлое..... Долго вести речи об этом, или о том, как же все-таки следует правильно называть жанр, вот как-то не в наших правилах. Уж так сложилось. Вот что по этому поводу сказал А.Козловский: — Все остальные только теории двигают, спорят, истину рожают, а Марианна — поет. Ей все эти споры по фигу. Грубовато, но по сути верно.

Ну, а если по существу вопроса, то:

— даже мир не стоит на месте — это раз.

— каждый внутри жанра может найти то, что ему ближе — это два.

— если у молодежи не будет достойных примеров и учителей (как у нас в свое время, и как Тагир Айтбагинов в Астане сейчас), откуда молодежь сможет понять, что такое настоящая хорошая "бардовская песня" — это три.

— нужно давать больше информации и (главное!) стараться проводить больше концертов, встреч, идти в школы, в ВУЗы — это четыре.

Ольга предложила очень много интересного материала, которого хватило бы на ещё одну статью. Отдельная история – забавные рассказы клубовцев...Все материалы в полном объёме мы выложим на нашем сайте www.akbard.kz . Но всё это стало свидетельством того, что победа на фестивале в Астане была для клуба не случайной, а планомерным итогом работы коллектива, которым в настоящее время вдохновенно дирижирует Нурхан Жумабеков, говорящий о своём творчестве шутливо: — В народе Жума...Страшно люблю Маму и Папу, Гульзаду Жаркимбаеву, Мереке Искакова, Дашку Баранову, о, Крутову люблю (!) девчонок наших люблю!!! Имею пристрастие к кумысу, курту и мясу... Обожаю Солнце, воду и воздух (или наоборот?)! Имею палатку, рюкзак, плавки, лыжи беговые... В перспективе коньки, горные лыжи и парашют!!! P.S. Имею недостатки!!!

Ну, а если серьёзно — авторской песней "заболел" во взрослом возрасте, благодаря общению и дружбе с Гульзадой Жаркимбаевой. Автор. А на данном отрезке времени — динамо-моторчик и "толкатель "клуба "Марианна" в официально-документальных кругах.

Клубу есть чем делиться – песнями. Пусть этот багаж даст им ещё немало успехов в том числе на "больших" фестивалях!

 

Накануне отъезда с фестиваля Владимир Вишняков скромно протянул мне сборник своих стихотворений, который я прочла с удовольствием – нетривиальные стихи, размеренные, и в них достаточно поэтической образности:

Улыбнись, прощаясь мысленно

С рыжегривою печальницей.

Оглянись – полётом быстрых ног

День серебряный кончается...(Улыбнись...)

 

Мысли мои пахнут дождём,

Пасмурным небом и светлою прядью.

Я и погода – в октаву поём:

Дождь – за окном, я – над тетрадью... (Мысли мои...)

 

— Владимир, ты уже не первый год являешься ведущим концертных программ фестиваля "Астана" и на твоих глазах происходит взросление фестиваля. Какие песенные тенденции ты можешь отметить? Что по твоему мнению происходит с бардовской песней?

Владимир ВИШНЯКОВ, руководитель карагандинского клуба "Пятница": — Наш жанр всегда отличался особой интонацией и содержанием. Я имею в виду песни тех, кто стоял у истоков жанра. Окуджава, прежде всего — поэт. Он сам признавался в том, что аккомпанемент лишь помогает ему доносить до слушателей содержание стихов. Думаю, что эта подача (песенная) значительно увеличивает аудиторию слушателей и поклонников бардовской песни. Важно отметить, что мелодии писались и на опубликованные стихи известных поэтов. Самым значимым из них в нашем жанре лично я считаю Юрия Левитанского. Не помню, кто из мэтров сказал: "Бардовская песня – это продолжение разговора". Когда мы ("Пятница") представляем песню "Не поговорили" на стихи Левитанского, то выражаем надежду на возрождение утраченного искусства беседы.И вновь хочу здесь обратить внимание на интонацию и содержание. Прошедший в Астане фестиваль меня порадовал тем, что звучало много песен, которые уже стали классикой жанра. Еще два-три года назад представляя "Пятницу" на фестивале, организаторы говорили, что "в их репертуаре преобладает классическая бардовская песня". Года четыре назад на фестивале после основной программы были "тематические" костры: у одного костра – туристическая песня, у другого – авторская, у нашего была классика. Так тогда решили организаторы. Интонация и содержание фестиваля меняются сейчас определенно. У меня ощущение, что все, кто выходит на сцену, одной из задач для себя считают повеселить публику, дать эдакого "драйвеца". В том числе – члены жюри. Четыре года назад драматическую песню "После дождичка" Б. Окуджавы, нам советовали давать полегче. Более того, было сказано, что якобы и сам Окуджава относился к теме войны легче, "веселее"...В бардовскую песню пришли ритмы и интонации из рок-н-рола, блюза, джаза. Наверное, это неизбежно. В то же время, я думаю, что тяга к классической форме у отдельной части аудитории сохранится, но доля этой публики в общей массе, наверное, уменьшится.

— Три первых места фестиваля получил Максим Попов. Как ты думаешь, почему так произошло, достойных больше не было?

— Насчет трех призов в одни руки, по меньшей мере, странно. Я слушал тех, кто вышел во второй тур и думаю, что, например, в номинации "композиторы" были конкуренты сильнее лауреата. Моё мнение разделяют и другие "старожилы" фестиваля. Мне думается, причина не в том, что лучшего, чем трижды лауреат в конкурсе не было. Но я – не член жюри и не хозяин фестиваля.

— Расскажи подробнее о своём клубе "Пятница".

— Нам пятый год. Мы именуемся квартетом, так как на данный момент это "закрытый" по форме клуб бардовской песни. Так сложилось. Вначале я хотел и попробовал поднять упавшее знамя "Марианны", так как из прежних лидеров никого не осталось. Но в чужой монастырь со своим уставом – дело гиблое. Я четко озвучил свою программу : регулярные (два раза в неделю) репетиции без опозданий, а перед концертами три-четыре раза в неделю; планы: по репертуару, продвижению, концертам и т.д. В итоге нас осталось четверо из десяти человек и это уже никакого отношения к "Марианне" не имело. Зато теперь оживилась "Марианна", нашлись новые лидеры и я рад их успеху.

"Пятница" периодически выступает на корпоративных мероприятиях, юбилеях, в одном из клубов Караганды. На осень – зиму готовим сольный концерт в Караганде. Мы первые, кто перестал ходить с протянутой рукой и начал понемногу зарабатывать. Наши концерты всегда имеют должную "упаковку": билеты и афиши в цвете, баннер, реклама в отдельных СМИ, сценический образ. У нас своя репетиционная база, звуковое оборудование, печатное оборудование, студия звукозаписи. Не так быстро, как хотелось бы, но работаем и над альбомом "Пятницы". Цель – выйти с творческим багажом "Пятницы" за пределы региона и республик. Но это – отдельная тема...

 

Конец августа...Алматинские барды готовятся сразу к трём мероприятиям, которые пройдут в одни и те же даты: фестиваль "Звёздное небо", "Горное эхо" и Слёт Алматауский блюз"...Какую пользу принесут эти фестивали авторской-бардовской песне, какой результат они пророчат, что важно для этих фестивалей – творчество, бизнес, амбиции или песня...Опять накапливается масса вопросов, которые, возможно, повиснут в воздухе без ответов, а быть может, мы ещё и об этом поговорим.

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017