В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
23.01.2013 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Азаров Анатолий Яковлевич - Визбор Татьяна Юрьевна - Визбор Юрий Иосифович - Крамаренко Андрей Георгиевич - Тихонова (Визбор) Нина Филимоновна - Якушева (Кусургашева) Ада Адамовна |
Авторы:
Горюк Олеся Источник: "ЧР-Менеджер" http://mediazavod.ru/articles/130278 |
|
Татьяна Визбор дала нашему корреспонденту интервью по скайпу |
Дочь знаменитого барда Юрия Визбора Татьяна считает, что каждое новое поколение находит свою интонацию для его песен. Приехать на творческий вечер "Наш Визбор", проходивший в челябинском ДК железнодорожников в конце октября 2012, у Татьяны Визбор не получилось: прошло совсем немного времени с тех пор, как ушла из жизни ее мама Ада Якушева. Андрей Крамаренко дал сольный концерт, но бросить челябинских слушателей Татьяна Юрьевна, планировавшая выступить с Крамаренко в паре, не могла. Связалась с организаторами концерта и в режиме видеосвязи рассказала несколько интересных историй из жизни своих знаменитых родителей и даже попробовала ответить на вопросы. Через некоторое время после концерта я отправила Татьяне предложение об интервью по скайпу. К моей огромной радости, она откликнулась. На концерте был момент, заставивший меня буквально подпрыгнуть на стуле. Андрей Крамаренко рассказал, что Юрий Визбор пел не только свои песни. Чужих — около четырехсот. Среди авторов — Окуджава, Вертинский, Клячкин, Ким и... челябинский автор Михаил Левин! Андрей Крамаренко вслед за Визбором спел его песню "Эй, баба-риба". Мне было очень радостно это слышать, поскольку имя Левина связано с историей нашей газеты. Летом 1977 года он послал группу из пятерых курсантов на вершину, которую решил назвать именем нашей газеты — "Челябинский рабочий". Летом 2008-го, в год столетия нашей газеты, Михаил Семенович организовал альпинистские сборы в Киргизии, где было совершено повторное восхождение на гору. Я рассказала ему, что "Бабу-рибу" спели на концерте. "Передай Татьяне, — ответил Михаил Семенович, — что на Неглинной в сентябре 1961 года я возил ее в коляске по большому коридору и ждал, когда уснет, чтобы поделиться с Адой песнями, привезенными с Кавказа".
— Много разных неожиданных вещей узнаю о своих родителях, и в частности, о себе. После маминой кончины мне пришло письмо из Нюрнберга от Павла Михайловича Лившица. В 1960-х он учился в МАИ, где мама вела кружок самодеятельного творчества. Среди кружковцев был, например, Леон Измайлов. Они делали концерты, занимались художественной самодеятельностью. И вот на репетиции одного из концертов Лившиц, конферансье, вместе со мной выходил на сцену и объявлял номера. Три часа я просидела у него на шее. Мама мне рассказывала, что Галич очень меня любил: на фестивалях мы с ним уединялись и "крутили собакам хвосты". У многих я прыгала на коленках и сидела на шее, и очень этим горжусь.
Детство было счастливое?
— Естественно, как любое детство. Только там можешь испытывать абсолютное счастье. В других возрастах этого, к сожалению, не происходит.
Как происходило ваше общение после того, как отец ушел из семьи?
— Я не заметила момента, когда папа и мама расстались. Мне никто не запрещал с ним видеться. Более того, когда мы с мамой переехали в однокомнатную квартиру и у нас были стесненные условия, отец забрал меня к себе. Три года я жила с Женей Ураловой (второй женой Юрия Визбора, актрисой, сыгравшей главную роль в фильме "Июльский дождь" — Авт.) и сестрой Анной. Мы очень хорошо жили. Потом я обратно перебралась к маме, получившей трехкомнатную квартиру. У нас в семье никогда не было запретов, споров из-за алиментов и тому подобного.
Часто ли папа давал вам ценные советы?
— Он писал мне в пионерский лагерь и в Пятигорск, где я была на практике. Конечно, когда ты в пионерском лагере и тебе 14-15 лет, или когда ты студентка на практике и у вас там гульба, не до советов. Тем более, отец никогда не занудствовал, не читал моралей, не говорил "ты должна". Переосмысление произошло, когда я готовила его письма для печати: там реально много советов.
Ваша книга о Юрии Визборе "Здравствуй, здравствуй, я вернулся!", где были опубликованы эти письма, замечательна. Купить ее невозможно, но, к счастью, есть отсканированный экземпляр на просторах Интернета. Расскажите, как она писалась.
— Я тогда сидела с двумя детьми, которые были крайне малы. Мы жили на улице Чехова в однокомнатной квартире вчетвером. Любой незнакомец, зашедший в нашу квартиру, мог подумать, что люди приходят сюда поспать или поиграть на инструментах. У нас были гитары, балалайки, баяны. Стояли кровати. Я шесть лет сидела дома, не работала, занималась детьми. Моя ближайшая подруга Ира Петровская, "ведущий телекритик страны", как мы ее в шутку называем, однажды мне сказала: "Никто не знает о документальных работах твоего отца, а ведь это его основная профессия". Он всегда считал, что его основная профессия — журналистика, а конкретно — документальное кино. Я стала собирать материал, не выходя из квартиры. Мне для этого нужны были телефон и люди, работавшие с отцом в творческом объединении "Экран". Я их всех к себе приглашала и брала интервью. Это меня возвратило к журналистике.
А приходилось ли вам брать интервью у отца?
— Приходилось один раз, и это было чудовищно. Хотя нет, два раза. Второе интервью для журнала "Крылья" до сих пор не опубликовано. Это было уже совсем перед его уходом, летом 1984 года. А до этого я была на практике, два года работала в молодежной редакции Центрального телевидения, учась на дневном отделении факультета журналистики МГУ. Там была программа "Адреса молодых". Режиссер Олег Коровяков предложил мне снять сюжет по папиной песне-репортажу "Памяти Павла Шклярука". Павел Шклярук — молодой курсант, пилот, который погиб, уводя машину от города. —Мною был предложен самый простой ход: в кадре сидит папа и рассказывает о курсанте, с которым в силу обстоятельств не был и не мог быть знаком. Я даже не сочла нужным подготовиться. Отец сразу же это понял и поймал меня во все журналистские ловушки. Например, я задаю вопрос, на который можно ответить "да" или "нет". Он так и отвечает. Съемки проходили в нашей однокомнатной квартире на улице Чехова. В перерыве мы с ним выходили в ванную, я спрашивала: "Что происходит?", он отвечал: "А ты готовилась?"
Из книги следует, что Юрий Визбор вел дневники.
— Все дело в том, что почерк отца не разобрал бы ни один врач! Мы — я, моя крайняя мачеха Нина Филимоновна, Анатолий Азаров и Ролан Шипов — визбороведы, как они себя называют, разбирали дневниковые записи по буквам. К настоящему моменту дневники расшифрованы именно в той степени, в какой можно их публиковать.
Не знала, что в книге "Здравствуй, здравствуй..." вы были стеснены темой "Визбор — документалист". Нет желания написать обо всем?
— Мне говорили: "Ты должна, ты можешь!" Но для этого нужно забыть семью, родившегося внука, работу, фестивали и концерты. Сидеть где-то в глухом бункере, чтобы тебя не отвлекали друзья по фейсбуку, скайпу и почте. Я рада, что нашелся человек, написавший очень тонкую, глубокую книгу, — она появится летом в серии ЖЗЛ. Это Анатолий Кулагин, филолог, профессор Коломенского пединститута. Я бы так точно не написала: ведь кроме баек и рассказов, на которые способна, в его книге есть осмысление поэзии. Впервые книга понравилась нам всем — и Нине Филимоновне, и Жене Ураловой, и маме. Летом мы привозили ей в больницу этот объемный труд в 200 страниц, и она всю книгу вычитала.
Был ли Юрий Иосифович меломаном?
— Музыку слушал постоянно. Как приходил, включал магнитофон, или ловил западные радиоволны. Исключительно от него я узнала Жабима, Стиви Уандера, Элтона Джона, Битлз, рок-оперу "Иисус Христос — суперзвезда". Польских исполнителей — "Червоны гитары", "Нотоцо", "Филиппинки". Он слушал оперу, авторскую песню в любом проявлении, не чужд был очень хорошей эстрады. Несколько замечательных песен написал вместе с композитором Павлом Аедоницким — они вошли в репертуар Иосифа Кобзона и Льва Лещенко.
С огромным удовольствием послушала видеозаписи, где поют ваши дети Варвара и Юрий, — "Ты мое дыхание" и "Мадагаскар". Это взгляд на авторскую песню людей из XXI века.
— И прекрасно, потому что каждому поколению нужно новое звучание. Отец писал и в блюзовой, и в джазовой манере — сейчас это стало возможно озвучить. Ребята выбрали актерскую стезю, и это их право. Юра закончил курс Кирилла Серебренникова, работает в театре "Седьмая студия", возникшем на базе курса. Он является его музыкальным руководителем, пишет музыку к спектаклям, а не так давно написал оперу "Охота на снарка". — Варе посчастливилось встретиться с Терезой Дуровой, и сейчас она работает в детском театре на Серпуховке под ее руководством.
Беседу по скайпу вела Олеся Горюк — (mediaзавод Южного Урала)
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |