В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

28.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
  - Конференции научные (доклады, публикации и стенограммы конференций)
Авторы: 
Кравкль Евгений Николаевич

Источник:
Рукопись автора (мат-лы науч. конф. "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?") ноябрь 2013 г.
 

Театр авторской песни на Байкале


Из всех заявленных для обсуждения на конференции тем, по предложению организаторов, (привет Леониду Иосифовичу Левину!), могу высказаться по одной.

 

Назову её так: "Одна из форм публичного бытования (исполнения) авторской песни".

 

Можно назвать ещё определённее: "Специализированное театральное помещение, как идеальное пространство для жизни и развития авторской песни".

 

Название конференции "Авторская песня вчера, сегодня. Завтра?" по всеобъемлющей широте может сравниться разве что, с пресловутым гадательно-цыганским "Что было? Что есть? Что будет?" Чем, так сказать, карта перекроется, чем сердце успокоится?..

Мы все давно кажется, согласились с тем, что у нас в стране более-менее определённым может быть только настоящее время. При полной неизвестности будущего и с постоянно изменяющимся прошлым. Итак, что было? Хочу перечислить, в каких условиях у нас было принято публично исполнять авторскую песню.

Почти каждый автор дебютировал на посиделках в домашнем кругу, среди близких и друзей. С натяжкой это уже можно назвать "квартирником". Затем обычно наступало время, когда слушательский круг расширялся до пределов студенческой аудитории, "околокострового" пространства, поляны палаточного городка. Наконец, фестивальная аудитория, как самая массовая форма. Потом, после почти партизанского, "катакомбного" периода, во времена относительной свободы, случались выступления на разного рода концертных площадках. В клубах, филармониях, дворцах спорта, разного рода "актовых залах". С некоторых пор, авторскую песню можно услышать и, в так называемых, "арт-кафе", "бард-кафе". В некоторой разновидности общепита с концертной программой. Звучит иногда авторская песня в исполнении "стритовщиков" — уличных исполнителей, привлекающих таким образом случайных слушателей, старшего, в основном, поколения. У нас в Листвянке есть "стритовщик", который подходит с гитарой к отдельным компаниям, расположившихся на берегу Байкала выпить и закусить. За пару сотен рублей исполняет для них несколько романсов и кое-что из бардовской классики...

Отдельно надо выделить также, распространённый ныне, полноценный "квартирник" — это уже форма заранее анонсированного концерта не только для близких друзей, но и для всех желающих туда попасть. Для публики, то есть. Я не рассматриваю в этом очерке бытования авторской песни в записях, в книгах, в интернете. Хотя, это тоже одна из форм публичности.

У каждой названной формы исполнения имеются свои плюсы и минусы. Минусов везде достаточно много. Первые домашние выступления это всегда ограниченность, узость аудитории, её субъективность, чрезмерная дружелюбность, комплиментарность... Сопутствующая бытовуха тоже не способствует качественному росту...

Далее. Поляны и фестивали. Любые выступления на открытом воздухе всегда находятся в зависимости от природных стихий и неожиданных событий. Тут много зависит от опытности организаторов. Неизбежны накладки и помехи чисто технического характера. Обилие случайной "тусовочной" "не своей" публики, общая сумбурность. Я не буду подробно расшифровывать все эти тезисы – подробности фестивальной жизни всем известны.

Далее. Случайные, арендованные концертные помещения и площадки. Здесь, как правило, особые условия диктуют собственники этих клубов, залов и дворцов. От них исходит общая зависимость, сюда примешиваются неприятности, связанные с финансовыми моментами. Невозможность привыкнуть к залу, площадке, "обжить", так сказать, помещение, качественно настроиться и отрепетировать программу. Как результат – общий низкий уровень исполнения, срывы, досадные накладки и помехи. И неслучайно, поэтому, в среде обычной, широкой, непредвзятой публики, появляется стойкое убеждение – авторская песня это слабая, во всех отношениях, самодеятельность. И воспринимать её можно только с большой снисходительностью и натяжкой. Удивительно, что эти деятели ещё и деньги с публики берут! Вот и получается, что организаторы и арендодатели под давлением коммерческих условий аренды и сложившейся гонорарной системы, неуверенности в уровне местных авторов поневоле "зацикливаются" на известных "раскрученных" именах с опытными командами музыкантов и директоров, которые работают по законам шоу-бизнеса... А откуда взяться этой уверенности, если её даже проверить негде и некогда?

Про "бард-кафе" распространяться не буду. Моё убеждение – авторская песня не должна исполняться для улучшения пищеварительных процессов (а то ведь может случиться, что публика потребует ещё и пятки ей чесать для пущего комфорта).

И вот возникает такая форма, как специальное, только для нашего жанра приспособленное помещение – театр авторской песни.

Лично я пришёл к этой форме, к своему театру осознанно, хотя и очень непростым путём. Я – профессиональный театрал, актёр. Служил в различных театрах, организовывал театральную студию, редактировал газету. Освоил несколько профессий, жил и случайными заработками. Задерживаться на этом не буду, всё изложено довольно подробно в моей книжке иронической мемуаристики "Ветер Стих".

Начну с эпизода, когда я побывал в Москве на концертах в театре песни "Перекрёсток", созданном в конце 80-х Виктором Архиповичем Луферовым. Я побывал в этом необычном заведении, устроенном в подвале большого дома сталинской эпохи, уже в конце 90-х, даже выступал один раз. Поразило многое, атмосфера, интерьер, антураж, публика. Понравилось построение концертов и то, что "Перекрёсток" работал по принципу русского репертуарного театра, то есть, почти каждый вечер выступал новый автор или шла другая программа. Репертуарный театр с большим набором идущих спектаклей вообще одно из высших достижений мировой культуры. Но главное, чувствовался хороший отбор выступающих и некая ненавязчивая, но твёрдая режиссура вечеров, исходящая, видимо, от самого Луферова. Именно там я понял, чего мне не хватало для полного, так сказать, счастья. Страстно захотелось поучаствовать в чём-то подобном. Вдохновляла красивая деятельность Елены Антоновны Камбуровой. Она в те же годы вплотную подошла к строительству помещения для своего театра музыки и поэзии...

К тому моменту мной в Листвянке на Байкале уже был приобретён участок и построена маленькая избушка, совмещающая функции дома и бани. Здесь же была устроена дощатая сцена под ёлками для летних концертов в кругу друзей. По мере наработки авторского репертуара, я выстраивал свои программы и обкатывал их в разных аудиториях, в санаториях, домах отдыха, много выступал по школам. И вот в 2000-м году, при поддержке друзей я решился на строительство своими силами небольшого, специального помещения для авторской песни. Место для него нашлось прямо у меня на участке среди вековых елей, которые так не хотелось вырубать и устраивать вместо них какой-нибудь огород или хозяйство... Главная проблема, была, как всегда, в недостатке средств. Хотя мой друг и консультант поэт Пламеневский, незадолго до того построивший в Листвянке картинную галерею буквально из отходов пиломатериалов, убедил меня в реальности и доступности проекта.

Моя затея облегчилась тем, что вскоре нашёлся бескорыстный меценат из иркутских предпринимателей, к тому же, сам сочинявший песни, Сергей Шаманский. На первом этапе строительства он помог мне стройматериалами. В то время я ещё получал гонорары за музыку и песни, написанные мной для спектаклей иркутских театров. Почти все личные средства уходили на инструменты и материалы. Коллективной бардовской стройки, какую я предлагал местным авторам из Иркутска и Ангарска, правда, не получилось. Реальность, естественно, сложнее мультфильма про Чебурашку, у всех были свои проблемы. Так что, строил, в основном, своими руками по советам профессионального архитектора и поэта Владимира Пламеневского. Поддерживал начинание и мой родной Союз Театральных Деятелей России. Через год, летом 2001 года состоялось открытие, во многом недоделанного, правда, помещения. Небольшой, 6 на 12 метров, зал под шатровой крышей, на 50 пластиковых кресел. В нём имелась сцена-возвышение размером 2 на 2 метра. Ещё не было пристройки для будущей фотогалереи и буфета, а также топочной и утеплённой мансарды над залом. Уличный туалет был один общий. Да что там говорить, не было ещё даже приличного забора вокруг участка и подъездных путей к нему, но концерты я уже начал проводить, потихоньку доделывая и улучшая самодельное сооружение. Театр находится примерно в километре от берега Байкала, от основной туристической тропы, идущей по набережной. Много времени пришлось уделять установке хоть каких-то информационных щитков и указателей...

Первые два-три года назначенные концерты часто отменялись в связи с отсутствием зрителей. Туристический сезон у нас длится недолго, лето короткое, а город с его зрительской аудиторией находится не близко. Но, постепенно я наработал некоторые связи с гидами, турфирмами, санаторием и зрительские группы стали иногда появляться. Цены за свои выступления я назначал демократические и бОльшую часть заработка направлял на развитие театра. Так появилась благоустроенная площадка, буфет, фотогалерея, студия. Довольно часто мне совершенно бескорыстно помогали очень многие люди, любители и сочувствующие нашему жанру. Один знакомый подарил неплохую аппаратуру. Директор местного лесхоза выделял дрова и даже построил во дворе беседку. Друзья помогали, когда пошла в моей жизни чёрная полоса – сгорела избушка, надо было строить новое жильё, потом со мной случилась серьёзное несчастье – я стал инвалидом. Когда понемногу выкарабкался, продолжил работу. В благодарность за помощь, я все эти годы старался быть полезным обществу. Провёл десятки благотворительных концертов для ветеранов, инвалидов и детей. Проводил фестиваль актёров, поющих авторские песни, вёл кружок гитарной песни, участвовал в общественных экологических акциях...

В основном, сейчас я даю сольные концерты. Технически мне помогает моя жена, она здесь и администратор и буфетчица и координатор всего расписания. Программа концерта выстраивается мной очень тщательно, с учётом того, какая ожидается публика. А публика в зале бывает самая разная. Чаще всего, это обычные люди. Не специалисты в жанре, не знатоки, не завсегдатаи фестивалей. В лучшем случае, им известен Высоцкий, Визбор, Окуджава. В то же время, среди них могут быть и очень взыскательные слушатели, и даже настоящие критики. Такому составу публики непросто угодить, трудно соответствовать. В отсутствии широкой рекламы и информации, "сарафанное радио" может и помочь и разрушить наработанную зрительскую "тропу".

В концертах я исполняю только свои песни, поэтические и разговорные репризы. В особых случаях включаю два-три произведения из классики авторской песни, в основном, в связи с юбилеями или мемориальными датами известных авторов. Бывают тематические программы для школьников. Их по договорённости привозят к нам на школьных автобусах, порой из отдалённых сёл Иркутской области. Бывают программы, составленные по просьбе небольших организованных коллективов. Мы стараемся идти навстречу их пожеланиям. Случается, я исполняю русские народные песни для групп иностранных туристов. Бывает, в концертах пою что-то известное вместе с залом. Всё эти моменты более-менее известны многим исполнителям...

Для ясности картины нашего успеха или возможного провала я намеренно усложняю задачу. Концерты чаще всего проходят с антрактом и, зачастую, мы берём деньги за концерт только в антракте или после окончания. Это хороший индикатор – если не понравится, публика разойдётся в антракте, не заплатив за билет. Пока у нас такого не случалось.

Только в этом году, по прошествии 12 лет с момента открытия мы решились объявить, что концерт состоится в каждую субботу в любое время года. Прежде это было только летом. Удалось достаточно утеплить театр и есть уверенность, что хотя бы несколько человек зрителей к нам придут...

Бывают случаи, когда я уступаю микрофон своим гостям, но далеко не всем и не каждому, как бы обидно это не звучало... К сожалению, выручка в театре нестабильна и невелика. Она не покроет даже небольших расходов по приглашению известных артистов. Поэтому о коммерческих выступлениях звёзд мы не мечтаем. Поэтому в моём театре выступают, и то, довольно редко, только те, кому я доверяю, в чьём исполнительском и авторском уровне я уверен. Это делается в интересах зрителей, для популяризации жанра, а также помогает моим друзьям нарабатывать концертный опыт. Надо учиться выстраивать программу с учётом авторской индивидуальности. У исполнителя должно быть умение показать в концерте всю творческую палитру своей личности. Надо прорабатывать образные и смысловые "мостики" между песнями, чтобы не было примитивного унылого конферанса, чтобы не было неоправданных пауз, потери темпоритма концерта, чтобы была чёткая, связанная речь. Да что говорить о таких нюансах, когда порой приходится видеть, как исполнители забывают текст песни, неуклюже стараются пристроить себе шпаргалку, или пюпитр. О каком благоприятном зрительском впечатлении может идти речь, если у человека элементарно плохо с дикцией, с собственным аккомпанементом. До сих пор можно видеть исполнителей, "забывающих" называть имена авторов тех песен, которые приносят этим "забывчивым" аплодисменты и даже, порой, гонорары! А бывают и такие, которые исполняя песню, действительно не знают и не желают запоминать имени автора.

В организации театра авторской песни нет мелочей, всё надо детально продумывать. Важен интерьер, антураж, вся инфраструктура. Исходить надо из конкретных особенностей расположения, местного уклада, активности зрителей, наличия целевых аудиторий. Мой опыт связан с тем, что я долго искал образ именно этого театра, именно здесь, в непосредственной близости к Байкалу. Отсюда и темы многих моих песен и детали интерьера. В последнее время мы с женой сделали большой уклон в сторону экологического просвещения. Устроена постоянно действующая фотовыставка "Дикие звери и птицы Байкала", проводятся лекции-уроки моей жены – детской писательницы-эколога Софьи Бунтовской. Формируется фотогалерея с портретами классиков авторской песни, известных и местных авторов, постоянно улучшается прилегающая к театру территория. Всё это создаёт общий поэтический настрой у нашей публики. Мы добились того, что многие из наших зрителей приезжают на концерт снова и снова и доброжелательно встречают мои новые песни, стихи и книги.

В завершение, по просьбе организаторов конференции я отвечаю на несколько вопросов и даю несколько ценных практических советов для тех, кто всерьёз рассматривает перспективу строительства своего театра.

1. Итак, рассчитывать надо в основном, на собственные силы и финансирование.

2. Не тратить времени на поиски источников "халявы", а начинать продумывать простую конструкцию и строить. Современные материалы и технологии позволяют быстро и недорого построить небольшое помещение.

3. Не связываться с коммерческими структурами – это непреодолимая зависимость. Помощь можно брать только от меценатов, обязательно оговорив заранее, кто, чем и кому будет обязан в будущем.

4. Строить можно только на частной территории, на своей земле. Никакой аренды и временного статуса! Чтобы не было в будущем мучительно больно за потраченные усилия. Пусть это будет даже дачный участок, лишь бы он принадлежал тем, кто будет в театре работать.

5. Кооперироваться, с кем бы то ни было, стоит только в крайнем, особо надёжном случае – у каждого свой взгляд, а решение всегда должно быть только одно – хозяйское.

6. Не страдать гигантоманией – быть реалистом, огромных зрительских аудиторий в жанре не будет никогда.

7. Не всё сразу! Уйдёт, возможно, не один год, пока набьётся к вам зрительская тропа.

8. Постоянно думайте о будущих потенциальных любителях жанра. Выступайте в школах, работайте с детьми, с педагогической общественностью (ко мне, например, уже сейчас приходят на концерт взрослые люди, которые помнят, как я выступал у них в классе 10-15 лет назад!)

9. Театр это не ресторан и не общепит! Никаких столиков в зрительном зале. Пусть публики будет поменьше, но она будет поприличней! Держите территорию трезвой. Не пускайте пьяных. Не разрешайте выпивать на своей территории. В вашем буфете по заветам классика: "Нет, робяты-демократы! Только чай!" (Мы у себя в буфете держим свой фирменный, таёжный чай. Денег за него не берём. Кипяток, заварка, сахар, печенье – всё включено! Всё стоит наготове. Есть и кофе и молоко. Зрители сами наливают кому что надо. Ваша задача обеспечить чистые кружки и общую чистоту. Опыт показывает – чайный стол не разорителен, а очень удобен.

10. Не продавайте ничего, кроме своей авторской продукции, своих книг и дисков. Могут быть сувениры, но опять же, только авторские, самодельные. Тогда к вам не возникнет претензий в незаконной коммерции. Существует порядок лицензирования такой деятельности, но я в этом не специалист, ничего не могу посоветовать. Консультируйтесь у юристов, если почувствуете необходимость.

11. Не нарушайте авторских прав, исполняйте, в основном, только свой репертуар. Если хотите включить что-то в постоянный репертуар, по возможности спрашивайте разрешения у авторов. Если поёте чужое, обязательно называйте авторов, оговаривайте причину, по которой вы это исполняете. Не тиражируйте и не продавайте чужих дисков.

12. Многих смущает проблема официального статуса, который надо бы придать своему заведению. Статус может быть самым разным. Это не главное. У меня это "Творческая мастерская члена Союза Театральных Деятелей". Есть и другие творческие союзы, с ними можно контачить на дружеских взаимовыгодных условиях. Есть негосударственные некоммерческие общественные организации, другие структуры гражданского общества. Идите к ним, не прося ничего, а лишь предлагая сотрудничество, и тогда статус и защита для вашего театра найдётся.

13. Часто мне задают вопросы о коммерции, о билетах. Здесь надо помнить, что вы устраиваете не коммерческое предприятие, а автономное культурное учреждение на самофинансировании, без государственных дотаций. Это, кстати, мечта современной власти. Вы имеете право взять деньги, если граждане что-то жертвуют вам для поддержки такого уникального явления отечественной культуры, как авторская песня. В конце концов, ваши концерты это всего лишь разновидность "квартирников" на частной территории. Каждый, как говорится, сходит с ума по – своему! Не беспокойтесь, особое обогащение вам не светит, как и особое внимание разных финансовых органов.

14. Не злоупотребляйте рекламой! Порой, её отсутствие надёжнее приведёт к вам культурную публику. Лучше всегда ограничиваться сдержанной информацией.

15. Пока строите театр, не забывайте строить себя. Учитесь петь, играть на гитаре, говорить со сцены.

16. Сочиняйте и исполняйте только хорошие песни. Держите планку на уровне, хотя бы не ниже среднего, заданного десятилетиями развития авторской песни.

17. Если появятся, подобные моему, независимые театры, буду рад составить ассоциацию. Можно будет обмениваться выступлениями, как это делают все театры мира, когда коллектив едет на гастроли в другой театр, уступая тому свою сцену...

 

На другие вопросы могу ответить по электронке или по телефону. Мои контакты есть у организаторов конференции.

С уважением, Евгений Кравкль

Листвянка, ноябрь 2013 г.

 


 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024