В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
08.11.2014 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Камбурова Елена Антоновна |
Авторы:
Камбурова Елена Источник: Камбурова, Е. Попсовая интонация заразила молодое поколение певцов / Е. Камбурова; беседовала Е. Коновалова // Вечерний Красноярск. – 2010. – 31 март. |
|
Попсовая интонация заразила молодое поколение певцов |
С кем еще можно от души поговорить о поэзии, как с актрисой и певицей Еленой Камбуровой? Уже почти двадцать лет она возглавляет свой Театр музыки и поэзии. Театр, где звучит действительно высоко поэтическое слово. И судя по тому, что публики в ее театре не убывает, потребность в поэзии в обществе сохраняется до сих пор, несмотря ни на какие социальные перемены.
– Прежде всего, позвольте поздравить вас с недавним праздником, Елена Антоновна, – с Днем театра! И с наградой "Гвоздь сезона", которую получил спектакль вашего театра "Времена... Года...".
– Спасибо. (Улыбается.) За этот спектакль мы получили несколько премий – и "Музыкальное сердце", и "Хрустальную Турандот". Олег Синкин – музыкальный руководитель и идеолог постановки, ее режиссер – Иван Поповски. Премии за спектакль нам важны тем, что помогают завоевать интерес и внимание в театральной среде. Зрители, слава богу, у нас есть.
– В театральных кругах ваш театр – необычное явление. Многие даже не знают, к чему его отнести – к музыке ли или все-таки больше к театру?
– Ну как сказать?.. У нас и серьезные спектакли идут – например, "Антигона" Софокла, которую мы с партнером играем уже несколько лет. Для нас важно, чтобы звучала музыка, чтобы звучало слово – разное. И джазовые вечера у нас проходят, и программы авторской песни, этнической музыки. И, конечно же, поэтические вечера.
– Как вы думаете, почему режиссеры теперь так редко обращаются к поэтическому материалу?
– Ни для кого не секрет, что в наше прагматичное время поэзия существует островочками. Она разлита в мире, поэзия для меня шире, чем только стихи. Но былого интереса к ней в общественном сознании нет. Она уже не живет так, как во времена моего студенчества, когда я только начинала выходить на сцену – в те годы мы могли по три-четыре часа слушать поэтов, постоянно доставали откуда-то поэтические книги, много читали. Сейчас другое время. И просто чудо, что у нас в театре существуют поэтические вечера – что они востребованы, что это еще живо. Стихи читают Рафаэль Клейнер и Антонина Кузнецова, недавно у нас читали известные актеры Сергей Юрский и Алла Демидова.
– Помнится, несколько десятилетий назад чтецкое искусство было важной составляющей жизни – стихи читали на радио, издавали записи...
– Вопрос, куда направлено общественное сознание. Сейчас оно направлено в совершенно противоположную сторону, что абсолютно неправильно для общества. Потому что от того, как мыслит большая часть людей, очень зависит и структура, и даже мысли самого государства. Но парадоксы случаются – государственные деятели советской эпохи не мыслили поэтическими образами, однако поэзия жила. Словно что-то направляло Россию в ее сторону, наверное, такова была судьба нашей страны – показать, на что способна поэзия, как воспитать ее в поколении. Но, вы знаете, потенциальных читателей поэтических произведений и слушателей поэтических вечеров или таких концертов, как у меня, и по сей день огромное количество, только надо бы их направлять. А этим никто не занимается. Зато занимаются разрушением русского языка, в прямом смысле слова.
– Вы имеет в виду реформы, которые упрощают язык?
– И их в том числе – все это ужасно. Мы и так уже потеряли былой литературный язык, зачем же еще больше ухудшать положение? Ладно бы, если бы речь шла о каких-то плохо звучащих сочетаниях букв, но ведь это не так. Тогда зачем упрощать язык, ради кого и чего? Не понимаю, это еще одно абсурдное явление времени.
– Ясно, что для вас поэзия необходимость, жизненная потребность. Но ведь для большинства людей это скорее роскошь, малодоступная и непонятная?
– Я считаю, что для любого нормального человека поэзия не роскошь, а необходимость. И при этом совсем не важно, какой он профессии, каким делом занимается. Просто в его душе живет поэтическое состояние, и оно делает жизнь такого человека гораздо богаче. Я имею в виду не только стихи. Это ожидание весны, любование почками, настоящая радость, как от первой любви, когда снова появляются первые листочки на деревьях, первые цветы – вот оно, поэтическое чутье. И такой внутренний взор в человеке надо воспитывать. Хотя бывает, что люди рождаются с пониманием красоты – красоты природы, красоты человеческого поступка. Потому что красота и поэзия – единое целое. Разумеется, с этим не имеет ничего общего красота манекенщиц. Если Господь дал им прекрасные фигуры, но в них нет какой-то душевной вибрации, вряд ли это может вызвать настоящее восхищение. У меня, во всяком случае. И вообще не представляю себе жизнь без поэтического взгляда на мир, когда все вокруг чересчур прагматично.
– От поэта Веры Павловой я слышала, что сейчас все больше людей в России приходят на поэтические чтения. Но, по ее мнению, когда послушать поэтов собираются стадионы, в стране явно нездоровая ситуация.
– Думаю, она очень правильно это сформулировала. Кстати, я уже от нескольких людей такое слышала. Недавно Алла Демидова сказала: "Я чувствую, что опять приходит время поэзии, она идет вширь". Может, у них чутья больше. (Улыбается.)
– Творчество современных поэтов вам интересно?
– Как бы вам ответить... Та же Вера Павлова очень талантливый человек. Но что-то из опубликованного ею я никак не могу понять – не принимаю, не выношу каких-то слов. Или Борис Рыжий – не могу сказать, что его стихи мне близки, это не мое. Но, может, я чего-то не понимаю? Надо еще послушать. Знаете, я всегда исхожу из принципа: а захотела бы я сама с такими стихами выйти на сцену? И что касается стихов современных поэтов, нечасто могу ответить на этот вопрос утвердительно.
Мне нравятся стихи, которые берут эстафету не только от века девятнадцатого, но и от поэзии более поздних времен, времен моих современников – Окуджавы, Самойлова, Левитанского. В том смысле, что в них ясная мысль и очень ясно все изложено. Например, это стихи Раисы Ипатовой, которые есть в моем репертуаре.
– Абстракция вам не близка?
– Абстракция в живописи переходит для меня в дизайн и перестает быть живописью, она не дышит. И особенно мне сложно воспринимать абстракцию в поэзии. Скажем, в рок-поэзии, где последующая строчка не знает, о чем говорят предшествующие. Или я не могу этого разобрать, думаю: ну что же они хотели сказать? Поэтому мне очень импонирует пушкинская ясность стиха. "Где просто, там ангелов до ста" – принцип Серафима Саровского мне с годами становится все ближе и ближе. Даже у великих поэтов есть стихи, где все ясно и прозрачно, мысль выражена четко. А есть какие-то лабиринты, в которых разбираешься в лучшем случае с пятого раза.
В этом смысле для меня еще очень важно следовать Жаку Брелю, который писал, что поэзия у нас в душе. Но когда я выхожу на сцену, необходимо учитывать, что многие меня слышат в первый и в последний раз, и не все мои слушатели – тонкие ценители поэзии. Меня и так все время упрекали в сложности. Просто когда я начинала, это очень сильно отличалось от эстрады того времени, выбивалось. И сейчас отличается, хотя я не вижу в своем репертуаре ничего сложного.
– А в каких случаях вы можете отказать кому-то на просьбу выступить у вас в театре?
– Мне трудно определить это словами. Просто у нас в театре особый климат, своя атмосфера. И нам предлагают концертные программы очень талантливые люди. Например, какое-то время у нас выступала Ирина Евдокимова – потрясающе одаренный человек. Но одно дело – в спектаклях, где она под присмотром режиссера, и совсем другое ее сольные концерты. Ее манера общаться со зрителями, манера пропевать, то, как она одета, выбор репертуара – мировые шлягеры, вторая Патрисия Каас. Но в нашем театре не нужна Патрисия Каас, она уместна в каких-то других местах. Или просто она должна быть другой. Мне приносят очень много записей, и я с первой же фразы очень часто слышу, что это не для нашего театра. Слышу попсовую интонацию, которая заразила все молодое поколение певцов. У меня было много неприятностей в самом начале биографии именно потому, что моя интонация не подходила прежним чиновникам от культуры. Все вокруг было мажорное, в том числе и на эстраде. А я выходила и пела так называемые гражданские песни, для меня они просто общечеловеческие, в своей манере, в своей интонации. Интонация – это все.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |