В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.04.2015
Материал относится к разделам:
  - Авторская песня в регионах
Авторы: 
Соляр Владимир Ильич

Источник:
vozrozdenie.com
http://www.vozrozdenie.com/неформат/авторская-песня/бардовская-культура-в-латвии
 

Бардовская культура в Латвии


Бардовскую песню, бардовскую поэзию, бардовское движение и бардовскую культуру в Латвии, (и в Балтии, в целом) можно по праву отнести к одной из наиболее ярких страниц в общекультурном процессе развития национальных культур, продвигаемых сегодня (как с недавнего времени принято говорить), русскоязычным меньшинством.

 

Горько осознавать тот факт, что некоторые правые силы в обществе в средствах массовой информации и в кабинетах власти пытаются выставить русскоязычное население Прибалтийских государств в невыгодном свете, отождествляя его с маргиналами и люмпенами, хотя этот народ, находясь в состоянии удаленности, но не отчужденности, от своих национальных культур, от своих этнических корней, зачастую лишенный доступа к государственным СМИ, продолжает создавать, развивать и подпитывать русскую культуру своим творчеством.

 

Есть у бардов и исключительно свои, хорошо испытанные методы общения со слушателем: они выезжают на природу, устраивая свои фестивали за городом или в небольших, уютных городках Латвии, где благодаря спонсорской помощи и поддержке самоуправлений регионов у них появляется возможность поделиться своими мыслями с русскоговорящим населением... Однако выход на широкую аудиторию и на государственные теле-и радиоканалы остается для латвийских бардов только заоблачной мечтой... И все же эти последние романтики эпохи, эти люди с обостренным чувством совести, этот цвет латвийской интеллигенции, в ряду которых: учителя, врачи, научные сотрудники, изобретатели, предприниматели – настраивают свои гитары то на лирический, то на оптимистический, то на юмористический, а то и на патриотический лад, потому, что не могут быть безучастными, не могут оставаться равнодушными и к происходящему, и к жизни в целом, просто потому, что не могут иначе... И делают свое, казалось бы, такое неприметное, но такое важное дело как сохранение русского языка, культуры, традиций, – скромно и бескорыстно, не ожидая ни званий, ни почестей, ни наград, находясь вдали от Родины, но с мыслями о ней...

 

А как все начиналось в тех, казалось бы таких далеких и таких близких 70-х?

 

Совершим небольшой экскурс в историю. В 1973-м году при Рижском политехническом институте РПИ (ныне РТУ), был создан туристический клуб, студенты, вошедшие в него, исколесили, практически, весь Советский Союз – от Прибалтики до Саян и Курил, от Валаама и Белого моря до Кавказских хребтов и степей Средней Азии, благо – никаких границ и таможен на одной шестой части суши тогда не существовало, а по студенческому билету проезд стоил вдвое дешевле... Когда молодые люди, ощутившие романтику походов, испытавшие себя в трудностях дальних маршрутов, видели девственную природу, невозможно было обойтись без творческого подъема, всплеска и выброса положительных эмоций. Конечно же, рождались стихи, а когда рядом была гитара – то и песни.

 

В большинстве своем, уровень этих произведений был разным, зачастую – непритязательным, но отличался от официозных гимнов "придворных" поэтов-песенников честностью эмоций, правдивостью чувств, беззащитной открытостью, лиричной задушевностью, – всем тем, что нахо-дило быстрый отклик в сердцах и душах такой же молодой, как и сами авторы, такой же полной жизни и оптимизма, студенческой аудитории... Все это как раз и отсутствовало на государственном радио и телевидении, а если и было, то строго дозирова-лось и выдавалось как паек – по крохам. Кроме того, советская пропагандистская машина навязывала молодежи совсем другой идеал молодого человека – "строителя коммунизма": студента-стройотрядовца, покорителя Целины и БАМа, студента-комсомольца, политически грамотного борца с любыми проявлениями буржуазной идеологии... Барды же сразу дистанцировались от политической направленности своего творчества, в текстах их песен присутствовала тема походов, костров и палаток, рассветов у горных рек или в глухой тайге, тема беззаветной преданности, крепкой, братской дружбы и чистой, юношеской, любви... Странно, но, почему-то эти вполне приемлемые любому обществу нормальные человеческие отношения, и их отражение в творчестве не укладывались в общепартийную концепцию молодого комсомольца и коммуниста. Или здесь сыграл свою роль принцип перестраховки: раз люди собираются группами, – значит что-то замышляют против партии и правительства?!

 

И вскоре "компетентные органы" уже "плотно сидели на хвосте" у туристического клуба РПИ, возглавляемого Иваном Петровым.

 

И тем не менее, клубное движение продолжало развиваться: в 1974-м году главный энергетик Рижского Дома Моделей Геннадий Михайлов создает турсекцию при "Ригас Модес", позже образуется турсекция при ГВФ (РКИИГА). Сегодня этот ВУЗ носит название ТСИ (Институт транспорта и связи). При каждой туристической секции были ребята, которые играли на гитарах и пели походные песни, сначала чужие, а потом стали пробовать сочинять и свои, – именно они и решили объединиться в самостоятельный клуб, уже не туристов, а поющих бардов.

 

Теперь уже трудно вспомнить, в каком именно году, но на рубеже 1974-1975 гг., в Риге образовался первый бардовский клуб "Поющий вигвам", у истоков которого стояли Александр Мурашов, Юрий Браун, Геннадий Михайлов, Александр Петров, Валерий Полищук (впоследствии ставшие избираемыми председателями клуба).

 

Первоначально клуб был пристанищем ребят, которых смело можно было бы отнести к участниками художественной самодеятельности... Мало кто умел играть на гитаре, а магнитофон в те времена для многих был непозволительной роскошью, поэтому слова песен тут же переписывались от руки, а первые аккорды показывались друг другу. Это был своего рода клуб по интересам, а также местом встреч друзей, музыкальнй школой, поэтическим кружком, – одним словом, – творческая лаборатория.

 

С 1975 года "Поющий вигвам" начинает проводить постоянные концерты в помещении Малой гильдии на Амоту, 4, а также фестивали – конкурсы исполнителей и авторов в концертном зале " Ригас Модес".

 

В 1975-м году по приглашению клуба из Москвы в Ригу приехал уже известный в столичных бардовских кругах Александр Мирзоян. Его сольный концерт состоялся тоже в помещении Малой гильдии. Выступ-ление А. Мирзояна прошло успешно и на 1976-й год был запланирован его второй приезд в Ригу. Однако ему не суждено было состояться в связи компанией, развернутой "компетентными органами" против Алек-сандра Галича, – среди близких друзей которого оказался и А. Мирзоян. Но это событие в значительной мере вдохновило, сподвигло организаторов рижского клуба на проведение в Латвии крупного бардовского мероприятия, каким стал следующий фестиваль.

 

В 1976-м году в Риге в помещении клуба железнодорожников (ныне Дом Москвы) состоялся первый общесоюзный фестиваль бардовской (авторской) песни, на который собрались гости из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Свердловска и других регионов СССР; его организаторами стали Геннадий Михайлов и Виктор Макеев. Публика тепло приветствовала и рижан: братьев Мищуков, Сергея Буданова, Александра Петрова, трио "Зонтики" (Татьяна Похло, Татьяна Востокова и Игорь Иовлев) и многих других, которые еще и сегодня выступают в рижских концертных залах... К организации фестиваля подключились и высшие комсомольские органы Латвийской ССР, под неусыпным надзором Комитета государственной безопасности (КГБ), который придерживался банального принципа, – лучший способ проконтролировать молодежное движение – это его возглавить.

 

На фестивале выступили со своими песнями такие ныне известные барды как Лоресс, Медведенко, Киммерфельд, Перевалов, Суханов. Именно он, москвич Александр Суханов, получил на рижской сцене Гран При, который ему вручил представитель Октябрьского райкома комсомола г. Риги. С этого знаменательного события и началась творческая карьера А. Суханова, неоднократно выступавшего по центральному телевидению и радио.

 

В 70-е годы рижские барды Александр Петров, Сергей Буданов и братья Валерий и Вадим Мищуки практически каждое лето приглашались на общесоюзный грушенский фестиваль бардовской песни, где становились лауреатами. Там же С. Буданов и Мищуки познакомились с дуэтом рижанок: Пехотько Ларисой и Гончар Людмилой, с которыми по приезде домой было решено выступать квинтетом. Вот только название коллективу придумывал весь клуб, но так ни к чему и не пришел, и только с легкой руки Александра Петрова квинтет стал называться "Домино". Судьба этого коллектива весьма занимательна: поющие девушки вскоре его покинули, а трио "Домино" вписало не одну яркую страницу в историю авторской песни Риги. Вершиной творчества коллектива была запись на всесоюзной фирме грамзаписи "Мелодия" их сольного диска-гиганта. Готовился к записи и второй диск, но начавшаяся в стране "перестройка" разрушила их многочисленные творческие планы. Позже, в 90-х, братья Мищуки покинули Латвию, уже ставшую независимой, и обосновались в Москве. Сегодня они возглавляют бардовский проект "Песни нашего века", в котором один из братьев является музыкальным руководителем. Сегодня братья Мищуки издали десятки дисков, написали сотни песен и продолжают успешно и плодотворно работать. С их творчеством познакомились люди во многих странах мира. Они объездили всю Европу, выступали и в США, где с ними было записано интервью на NBC. Но до сих пор с большой теплотой и любовью вспоминают свои первые шаги, сделанные в "Поющем вигваме" в Риге, и, приезжая в наш город с концертами, отмечают, что Рига – это та старая гавань, тот причал, откуда они отправились в дальнее и небезуспешное плавание...

 

70-е годы ознаменовались в рижском бард-клубе высокой требовательностью к авторам и исполнителям, а вместе с тем и высоким мастерством исполнительского искусства. И в этом немалая заслуга председателей клуба, боровшихся с дилетантизмом, непрофессионализмом и недостаточной музыкальной и поэтической подготовкой некоторых исполнителей. Эта постоянная творческая неудовлетворенность и требовательность к себе позволила клубу занять достойное место в общесоюзном перечне клубов авторской песни и выйти на один уровень с такими сильными клубами авторской песни как Ленинградский, Минский, Таллиннский, Самарский, а впоследствии даже и конкурировать с Москвой.

 

Наиболее выдающимися авторами и исполнителями этого периода можно назвать трио "Домино" в составе: Валерий Мищук, Вадим Мищук и Сергей Буданов, трио "Зонтики" – Татьяна Востокова, Татьяна Похло и Игорь Иовлев – и одного из старейших рижских бардов – Александра Петрова, неоднократно выступавшего в качестве приглашенного автора и члена жюри на фестивалях Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии и России.

 

До начала 80-х годов "Поющий вигвам" провел большое количество фестивалей и конкурсов в Риге, выявив по всей Латвии немало талантов. Многие из них сегодня с теплотой и благодарностью вспоминают тех, кто стоял у истоков клуба, давшего путевку в жизнь многочисленным коллективам и индивидуальным исполнителям. Однако творческие разногласия, к сожалению, привели к расколу, и к концу 80-х он распался на два клуба: "Вариант" и "Баллада". В этот период к бардовскому движению присоединились такие известные в рижских кругах авторы и исполнители как дуэт "Коридор" ( Владимир Носарев и Марк Френкель), ставшие лауреатами фестиваля в Ленинграде и получившие главный приз из рук А. Клячкина, в эти же годы они совершили турне на дальний Восток; Елена Фролова, хрупкая, маленькая девушка из Риги, которая произвела фурор на Таллиннском общесоюзном фестивале авторской песни; Виктор Третьяков стал лауреатом общелатвийского фестиваля в 1987 году, а автор этой статьи – Владимир Соляр – в 1988-м.

 

90-е годы – период горбачевской "перестройки" в СССР, ознаменовался переходом к рыночной экономике, а вместе с ней и забвению всего того, что зиждилось на основе некоммерческого, добровольного начала, на основе юношеского задора, бескорыстия и энтузиазма. Кто-то из исполнителей и авторов ушел в коммерцию и создал кооперативы, кто-то стал выступать на платных мероприятиях, а кто-то и вовсе отошел от музыки, гитары и фестивальной романтики. Дуэт "Коридор" и автор статьи в эти годы тоже пробовали свои силы в коммерции и, создав творческий коллектив, целый год гастролировали от литературного объединения "ЛиаЛит" по городам Латвии.

 

Развал Советского Союза добавил неопределенности, неясности и сумятицы как обществу в целом, так и клубному движению, а захлестнувшие проблемы отдалили многих людей, потенциальных слушателей, от музыки и поэзии бардов. Провозглашение Латвией независимости в 1992 году и объявление большей части русскоязычного населения негражданами добавило смуты в умы людей, что привело к разделению общества, а появившаяся безработица привела к тому, что потенциальных слушателей ничего, кроме добывания хлеба насущного, более не волновало и не интересовало. Бардовское движение в этот период, как и вся культура в целом, переживали кризис. Александр Петров в эти годы создал новый бардовский клуб "Петрова-Водкина", но он просуществовал недолго и не смог вернуть себе былого статуса, так как многие поэты и музыканты так и не вернулись в стены клуба. В эти годы один из выдающихся авторов Латвии – Леонид Смирнов, покидает страну и переезжает на постоянное место жительства в США. Виктор Третьяков, Елена Фролова, Александр Захаренков навсегда уезжают в Россию.

 

И все же возрождение клуба состоялось, когда тот же неутомимый и неугомонный Александр Петров созвал бардов на общий концерт, состоявшийся 12 апреля 2000 года в помещении клуба "Саксофон" на ул. Стабу, которое любезно предоставил владелец клуба – Геннадий Эдельштейн. Тогда же к бардам присоединился бывший участник акустического трио "Окно" (Юрий Киука, Виктор Седых, Леонид Смирнов) рижского политехнического института – Юрий Тихомиров.

Он и решил собрать разрозненных и разобщенных бардов в новый клуб, который и сегодня, не имея никакого названия, довольно продуктивно и успешно функционирует вот уже семь лет. (Последнее название, фигурирующее на сайте, – клуб "НЕФОРМАТ").

 

А ведь в 2000-м году все собиралось по крохам, поднималось из руин, возрождение культурных и клубных бардовских традиций шло постепенно, медленно, иногда и тяжело. И все-таки блудные дети-барды вернулись в лоно "своей религии", вернулись на круги своя, к истокам своих же начинаний. Повзрослевшие, набравшиеся жизненного опыта, и уже в новом качестве, они положили немало сил, времени, своего вдохновения в воссоздание клуба.

 

Тематика произведений тоже претерпела ряд существенных изменений: в прошлое ушли романтические песни про туристические маршруты, костры и рассветы. На повестке дня теперь были философские и социальные темы, едкая сатира и беззлобный юмор. Да и как можно осмысливать и оценивать происходящее, если не с юмором?! Неоднократно барды включались в борьбу за права русскоязычного населения в Латвии и Балтии, выступая на выборах. Их песни озвучивали кампанию по борьбе против реформирования русских школ и прочих антинародных "реформ", а также в защиту памятников русским воинам-освободителям.

 

Под руководством Юрия Тихомирова рижские барды стали выступать в концертном зале "Аve Sol", а с 27 января 2001 года концерты стали регулярными – раз в два месяца. И слушатель, изголодавшийся по тихой, лиричной, задушевной песне, песне, в которой есть выход эмоциям, где повествуется о наболевшем, где есть то, что цепляет тончайшие струны души, потянулся к этим разгорающимся очагам тепла человеческих сердец, у которых можно было бы отогреться. И хотя многие скептики пытались возражать: мол, кому все это нужно сегодня, в мире коммерциализации и насаждения попмузыки? Слушатели свою заинтересованность проявили высокой посещаемостью концертов и самым теплым участием в делах клуба, на заседания которого часто приносили кто инструменты, кто книги и записи, кто жертвовал небольшие деньги, а кто и просто приносил незамысловатую выпечку, кофе или чай.

 

Большим подспорьем в популяризации возрожденного бардовского движения Латвии стали ежегодные общелатвийские фестивали авторской песни в городе Лудзе, проводящиеся в июле, начиная с 2001 года, благодаря спонсорской поддержке лудзенской городской Думы, а с 2002-го этот фестиваль перерос в международный – сегодня его посетили гости из России, Литвы, Эстонии, Белоруссии и США. Владимир Власов при поддержке российского посольства стал регулярно проводить вечера памяти Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы, исполнителями песен которых на сцене концертного зала "Ave Sol" были те же рижские барды. Владимир Норвинд неоднократно опирался на помощь клуба, проводя вечера памяти советских воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны, а также, проводя митинги у памятников воинам-освободителям по всей Латвии.

 

В этот период к бардовскому движению присоединились такие ставшие впоследствии популярными и известными в Латвии авторы как Александр Бэкназаров, Анжела Микуша, Валерий Окатьев, Татьяна Савельева. Вернулись в клуб Александр Петров, Сергей Буданов, Татьяна Похло и Татьяна Востокова, Вадим Новожилов, ставший недавно членом союза писателей России, Наталья Александрова, дуэт "Коридор" (Марк Френкель и Владимир Носарев) и Владимир Соляр, а также виртуозные исполнители с хорошими вокальными и музыкальными данными Сергей Степаненко и Вячеслав Солдатенко, бард-рок группа "Близнецы" под управлением Александра Юдакова. Часто стал выступать с бардами именитый "поющий поэт" Эдуард Вартанов, автор пяти дисков и шести книг стихов, до этого державшийся несколько обособленно. Появилось несколько молодых, талантливых авторов, таких как Александр Казаков, Аннушка, Светлана Зверева, Сергей Журавлев... Чуть позже клуб пополнили хоть и не молодые, но самобытные авторы Владимир Бондаренко, Сергей Румянцев, Алексей Федосеев, Олег Озернов.

С 23 апреля 2003-го года авторы и исполнители получили уникальную возможность пообщаться со своими слушателями в прямом эфире радио PIK 100 FM, где до 2006-го года выходила еженедельная программа "Вечерний город". Юрий Тихомиров каждый понедельник знакомил почитателей бардовской песни с новыми авторами и новыми работами выдающихся творцов Латвии и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Всего Юрием Тихомировым было проведено более 200 передач, в которых выступили практически все рижские авторы. Сегодня подобного рода программа выходит на "Радио-Юрмала", хотя и не имеет прежней популярности из-за сугубо технических проблем – слабого передатчика радиостанции и небольшого радиуса действия. А песни Александра Бэкназарова, Сергея Буданова, дуэта "Коридор", Валерия Окатьева, Анжелы Микуша, Юрия Тихомирова и автора этой статьи неоднократно звучали в эфире государственного радио "Домская площадь".

 

Важной вехой в истории бардоского движения Латвии стала возможность выхода на просторы Интернета; случилось это в сентябре 2004 года, когда у музыкантов и поэтов появился свой сайт www.bard.lv, а свои услуги по созданию интернетстраницы предложил бывший лиепайчанин, а ныне рижанин Олег Тихомиров, в кратчайшие сроки собравший информацию об авторах, систематизировавший ее и подобравший музыкальный материал. В 2007— м году сайт был полностью обновлен. И сегодня он отвечает всем требованиям современного Интернета, а число посетивших его за три года превысило десятитысячную аудиторию. Инициативе Олега Тихомирова принадлежат и еженедельные выступления бардов Риги "вживую на сайте.www.paltalk.myway.com, что позволяет услышать рижан от Европы до Америки, и даже от Японии до Южной Африки, где, как оказалось, очень внимательно вслушиваются в слова и музыку рижских бардов.

 

Трудно сказать, сколько концертов дали барды с 2000 года в столице и в стране и сколько раз выезжали за пределы Латвии. Долгое время они еженедельно выступали в кафе "Саксофон", затем перебрались в кафе "Резиденция" на Слокас, 21, туда же приглашались и российские авторы-исполнители, самыми значимыми из которых были Тимур Шаов, Григорий Донской, О. Шенон, а также бывшие наши соотечественники: Виктор Третьяков, Лена Фролова. Рижским бардам аплодировали Дом Москвы, Дом Конгрессов, концертные залы Еврейского культурного общества, Академии наук, галереи "Неллия", "Ave Sol". Трудно пере-числить все школы Риги, Латгалии, Видземе, Курземе, где авторы выступали со своими песнями. А Валерий Окатьев приглашался на творческие вечера в Посольство России.

 

С большими концертами, включавшими в себя до десятка выступающих, барды объездили всю Латвию, по многу раз концертируя в разных городах Латвии, и везде встречали теплый прием и глубокую признательность местного населения. Примечательно и то, что выступления авторов посещают латыши, сетуя на то, что подобные мероприятия в латышской среде отсутствуют. Необходимо отметить и тот факт, что не только в столице, но и в малых городах Латвии существуют клубы авторской песни. В Лиепае таким клубом руководит Надежда Тихомирова, а активным его участником можно назвать лиепайчанку Ольгу Паулаускене. В Даугавпилсе в клуб авторов входят такие именитые барды как Евгений Голубев, Сергей Соловьев и Александр Барбакадзе, которые вносят свой посильный вклад в бардовское движение Латгалии.

 

Вот уже пять лет интересная инициатива исходит из Вентспилса, где группа молодых творческих людей, в числе которых Татьяна и Юрий Саксаганские, а также Александр Иванов во главе с Александром Мирвисом 25 января каждого года, начиная с 2003-го, проводят большой, уже ставший международным, фестиваль авторской песни "Татьянин день". Ребят поддержала вентспилсская мэрия и городская Дума, что позволило им арендовать залы сначала на 500, а позже и более чем на 1000 мест. А грамотно проводимая рекламная кампания с привлечением местного, а также центрального телевидения Латвии, радио и прессы приводила к неизменному аншлагу на концертах. С первых дней открытия фестиваля Александру Мирвису удалось пригласить в Вентспилс не только латвийских бардов, но и гостей из ближнего зарубежья, поэтому вентспилсские фестивали уже посетили авторы из России (Москва, Санкт-Петербург, Псков), Белоруссии (Минск), Эстонии (Таллинн, Нарва, Пярну), Литвы (Вильнюс, Висагинас) и Латвии (Рига, Даугавпилс, Лиепая, Елгава). Фрагменты вентспилсского фестиваля "Татьянин день" показывались и по Латвийскому телевидению. В 2006-м году Латвийское телевидение, 7-й канал, снял передачу и про рижских бардов, ставших участниками программы "Город – ТВ", запись была сде-лана в кафе "Заноза", где вот уже три года авторы-исполнители выступают каждый четверг в 19.30. бесплатно, просто из-за любви к песенному жанру и популяризации авторской песни...

 

За последние три года рижане Юрий Тихомиров, Анжела Микуша, Валерий Окатьев, Павел Эдуардов и автор статьи не раз выезжали на Фестивали за границу, – в Вильнюс и Висагинас, где становились лауреатами. Валерий Окатьев по приглашению польского посольства дважды посещал фестиваль в Варшаве, а Светлана Зверева в 2007-м году заняла в польской столице пятое место. Дуэт Бэкназаров-Буданов дважды приглашался на престижный фестиваль "Петаккорд" в Санкт-Петербург, куда также ездили Владимир Бондаренко и Юрий Тихомиров. Александр Бэкназаров был приглашен на европейский фестиваль русскоязычных бардов в Венецию, а квартет "Близнецы" посетил подобный фестиваль в Париже. Дуэт "Коридор" и В. Соляр в 2006-м провели успешные гастроли в Таллинне, куда они были приглашены руководителем таллиннского театра песни "Перекресток" Маргаритой Соловьевой и где на Эстонском национальном радио с автором статьи была записана радиопередача в программе "Ключи от полночи". Анжела Микуша стала победительницей самарского интернет-конкурса авторов, поющих под гитару и была приглашена на общероссийский грушенский фестиваль-слет. В этом году представители клуба Олег Тихомиров, Валерий Окатьев и Надежда Абатина по приглашению россиян посетили фестиваль авторской песни в Клину. А по приглашению Виктора Райчева, организатора фестивалей авторской песни Литвы в Вильнюсе с успехом выступили Юрий Тихо-миров, Валерий Окатьев, Сергей Степаненко, Александр Казаков и Владимир Соляр.

 

За последнее время практически все авторы записали по два, а многие и по три альбома, также был растиражирован общий диск поющих авторов – "Песни нашего города", и уже к изданию готов второй. А наши бывшие рижане Валерий и Вадим Мищуки, Виктор Третьяков, Елена Фролова, Александр Захаренков постоянно занимают высшие строчки бардовских хитпарадов в Российской столице, где сегодня они и проживают.

 

Размышляя о том, насколько все вышесказанное развивает, дополняет, украшает русскую культуру в Латвии, расширяя ее диапазон от высокой поэзии до высот песенного искусства, можно задаться пресловутым вопросом: "Нужно ли все это кому-нибудь в независимой Латвии, где русский язык до сих пор официально не признан даже вторым языком общения, но формально таковым является? Нужно ли все это будет нашим детям и нашим потомкам?"

Но ведь культура всегда складывалась как мозаичное полотно из небольших фрагментов, каждый из которых дает свою яркую краску и светится определенным, неповторимым светом. Сам по себе отдельный фрагмент оценить сложно, пока не увидишь всего полотна в целом – только тогда осознаешь необходимость, ценность и важность каждого вкрапления, каждого цветового нюанса, необходимого для целостности восприятия.

 

Вот и русскую культуру в Латвии уже трудно представить без бардовской песни, без бардовской культуры, которая, практически полвека развивается на этой земле, являясь, без преувеличения, самой значительной из всех бардовских культур стран Балтии. Столь мизерно популяризируемая, официально не пропагандируемая (хотя, быть может, это ей только на пользу), но все же вносящая определенный вклад в разви-тие и языка, и песенного искусства. Учитывая и тот факт, что барды в свои клубы привлекали и привлекают молодежь, – самобытное творчество продолжает прорастать молодыми всходами, за которыми будущее! Возможно это и высокопарно и пафосно звучит, но, перефразируя В.В. Маяковского, смею сказать: если бардов сегодня слушают – значит это кому-нибудь нужно! А та молодежь, которая сегодня приходит на концерты, и те молодые люди, которые сегодня сами пишут песни на родном языке, непременно привьют и любовь, и бережное отношение к языку, поэзии, музыке своим детям, а значит не прервется та нить культурной преемственности, которая будет связывать все поколения русских, живших и живущих на этой территории. Зная и помня свой родной язык, мы всегда "...будем держаться корней...", будем "Иванами, помнящими родство" и никогда не потеряем связи со своей этнической Родиной, постоянно под-питываясь ее культурой, и по возможности подпитывая и ее.

 

Владимир Соляр

26.04.2013

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024