В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
24.06.2009 Материал относится к разделам: - Авторская песня в регионах - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Баранов Виктор Алексеевич - Батуев Сергей Анатольевич - Волкова Светлана Александровна - Зарифьян Анэс Гургенович - Зинин Евгений Борисович - Иванченко Игорь Анатольевич - Качанова Ольга Ивановна - Марынкин Анатолий Петрович - Неверов Леонид - Неверович Сергей Александрович - Ножкина (Волкова/Томилова) Вета/Светлана - Огай Дмитрий - Орищенко Ирина Валентиновна ("Ориша") - Приезжева Наталья Борисовна - Сарсенбеков Максат Талгатович - Серафимов Константин Борисович |
Авторы:
Ножкина Вета Источник: "Ветер странствий", республиканский журнал http://vs-kz.narod.ru/veta.htm |
|
На авторских маршрутах Средней Азии и Казахстана. часть1 |
Ножкина Вета
В 80–90-е годы прошлого столетия Казахстан и Средняя Азия были представлены в российской авторской песне именами Анэса Зарифьяна, Ольги Качановой, Анатолия Марынкина, и тех, кто когда-то жил в азиатских республиках, но по разным причинам покинул эти края: Насер Кульсариев, Наталья Приезжева, Сергей Батуев, Виктор Баранов, Леонид Неверов, Константин Серафимов, Ирина Орищенко, чьё творчество было той планкой, которая называлась "наша авторская". И вот уже в 2000-м появляется "новая волна" авторов, вставших на лауреатские позиции "Петербургского аккорда", фестиваля им. В. Грушина, "Второго канала", Ильменского фестиваля, – Игорь Иванченко (Усть-Каменогорск), Эдуард Двухимённый, Павел Аксёнов, Сергей Неверович....(все – Алматы). Но не столь важны звания, сколь "ресурсы", как пишет в своих теоретических исследованиях Владимир Ланцберг*, с теорией которого трудно не согласиться тем, кто идёт по авторским маршрутам. Над созданием песенного ресурса работали несколько клубов Казахстана и Средней Азии. Старейший клуб (тогда ещё Алма-Аты) "Тоника", возглавляемый попеременно то Анатолием Марынкиным, то Анатолием Белоусовым, был образован в 1979 году, кстати, с подачи Юрия Визбора. Годом позже появляется клуб "Зелёная карета" с бессменным президентом Евгением Зининым. Следом – клуб "Марианна" (Караганда), "Фламинго" (Целиноград), "Арча" (Фрунзе), "Чимган" (Ташкент). Это клубы, где ещё жива память традиций авторского движения. Но отдалённость и разделённость границ не могли не повлиять на авторское движение юга. Помнится, как одного за другим мы провожали то в Израиль, то в Германию, то в США. Русскоязычное население покидало навсегда азиатские республики. Очень ярко описал происходящее Е. Зинин в своей книге "Мои поющие друзья", выпущенной к 15-летию своего клуба: "22 декабря 1993 года. После КСП идём к Шимудам. Идём все. Ирина, Игорь, Олег и Волкова, ну ВСЕ! Думаю: а ведь это в последний раз вот так собираемся... Дома ждёт записка. Уезжает в Россию Марина Леонова. В этот же день все отделения связи прекратили приём подписки и доподписки на российские газеты и журналы... В городе многие деревья на высоте человеческого взгляда стоят с белой корой. Как берёзы. Объявления. "Срочно продам квартиру...", "В связи с отъездом срочно продам...". Ветер срывает их, они крутятся под ногами. Осень, что ли?..". У этой книги отдельная история. Её финансировал комитет по делам молодёжи. Но, поскольку, государственные структуры работали по-старинке, то их руководителям всё не хватало времени прочитать, равно как и проанализировать написанное. И вот уже когда до юбилея оставались считанные дни, "бдительные цензоры" обнаружили "слишком свободное изложение материала". Распечатанные экземпляры были изъяты, а Зинину "поставлено на вид", что он-де непатриотично излагает факты. Маркер-штрихом работники аппарата вычёркивали "изъяны" и поверх подписывали "допустимые варианты". Книга стала раритетом – всего сто экземпляров, которые Евгений, получив исправленными, за ночь перед юбилейным концертом снова "вымарал" своим Словом. Распад Cоюза лишил нас в первую очередь информативности. Но Восточный Казахстан, оставаясь более прогрессивным в связи с постоянными контактами с Россией, ежемесячно получал информационные бюллетени от Аллы и Марка Левитан (они были выполнены на перфокартах, в рулонах – зато были!). А Евгений всеми доступными путями искал и находил возможности приглашения ведущих авторов России, где-то совместно с алматинцами, разработавшими абонемент на посещение концертов с гостями, теперь уже из-за рубежа. Возможность же посещать фестивали осталась только для ближайших к границе городов – Барнаула, Новосибирска, Томска. Уже по-другому, замкнуто, проходили фестивали в Чимгане, известном в давние времена приездами Визбора и Никитиных. И вот, в 2001 году Ольга Качанова делает попытку восстановить доступ информации через проведение фестиваля "Поющие горы". Это было грандиозное мероприятие для постсоветского Казахстана. После него как будто новое дыхание появилось в авторском движении республики. Из среднеазиатских стран откликнулась только Киргизия. Таджикистан, Туркмения и Узбекистан молчали. Засилие песен, доступных массовому слушателю, прочно внедрилось на поле авторской песни. Вытесненная массовкой, она снова забралась на кухни. А из магнитофонов вещали о якобы представителях авторской песни – Розенбауме, Цое и даже Круге. В предлагаемых материалах для внеклассного чтения из школьных программ в отношении авторской песни назывались эти же имена. Что преследовали составители этих рекомендаций? Скорее всего – выражение собственного недовольства (или безграмотности?) происходящим в жанре авторской песни и нежелание углубиться в материалы исследований. Имена А. Городницкого, Ю. Кукина, А. Дольского, В. Берковского, А. Якушевой, В. Матвеевой произносились только единицами. Фестиваль "Поющие горы" всколыхнул жизнь в южной столице Казахстана. Даже был брошен клич об объединении всех поющих сил. Однако вскоре стало понятно, что за объединение взялись не те... Но возродилась "Тоника". Вторым её дыханием стали воплощаемые идеи Сергея Неверовича, Елены и Александра Невских, Леонида Тернова. Стали регулярно проходить концерты в Доме учёных. Евгений Зинин предложил проводить единые концерты по всему Казахстану в лицейский день, 19 октября. Новые имена авторов и исполнителей пополнили сценические площадки старейших клубов. На этом фоне молодые творческие объединения Алматы "Гармония", "Аэлита" тоже стали регулярно проводить встречи, концерты и даже фестивали. Но о фестивалях разговор отдельный. Прочно укрепил свои позиции фестиваль "Астана", проводимый фондом АП "Доминанта" с его руководителем Максатом Сарсенбековым. Удобное географическое расположение (близость, опять же, к России) – это первое. Неугасаемый энтузиазм Максата – это второе. Третье – фестиваль вот уже десять лет проходит в одно и то же время, почти в одном и том же месте. И четвёртое – именно этот фестиваль формирует азиатские команды "Петербургского аккорда", которые привозят уже не один год первые и вторые места. Но в 2002 году все вновь ждали алматинские "Поющие горы". У Ольги Качановой обрывали телефон с вопросами: "Когда?", "Где?". Для полуторамиллионного Алматы вполне достаточно было одного крупного фестиваля с приглашением ведущих мастеров жанра. Молодые ребята "Аэлиты" попробовали на своих плечах вынести этот груз, и выделенные руководством средства пошли на проведение... туристского фестиваля "Лиловый ветер". Разочарование тех, кто ожидал размаха "Поющих гор". не проходит и по сей день, заполненный уже другими фестивалями, другими людьми, но с теми же настроениями. Год спустя появляется неформальный проект "Остров песни", вышедший на аудиторию города с дерзкими планами – поддержание, архивирование, создание условий для развития авторского движения в Казахстане. Начало было положено предоставлением для авторов Алматы постоянно действующей концертной площадки для показа своих возможностей авторам Алматы. Руководители проекта на полном энтузиазме сформировали техническую базу, и каждая проводимая встреча стала не просто концертом, а семинарским занятием с обучением работать с микрофоном, комплектовать свои авторские выступления... На "Острове" начали собираться авторы всех клубов Алматы, авторы из других городов Казахстана и Центральной Азии. Параллельно "Острову" реанимирует жизнь в авторской песне Владимир Юн, проведя в 2005 году фестиваль "Горный Ветер", который по-казахски звучит "Тау Самал". Владимир добивается поставленной цели – собрать поющий народ, попеть песни и отдохнуть. Ищущая фестивальные настроения братия из Ташкента, Зарафшана, Астаны, Караганды тоже собирается на Медеу (место проведения слёта) и участвует в конкурсе. Результаты этого слёта-фестиваля и награждения прошли в завершающий день фестиваля, 31 июля, в алматинском Доме учёных. Но без парадоксов не обошлось – Гран-при получает джазовая исполнительница из Астаны... В формате авторской песни оказались всего двое из всех, отмеченных членами жюри. А в интервью ребята-конкурсанты даже терялись в том, чтобы не просто перечислить своих любимых авторов, но и назвать две-три фамилии ведущих представителей жанра... Что это? На пустом месте ничего, кроме пустоты, не появится. Терзающие вопросы: "Почему организаторы не хотят объединений между собой?", "Что они делят?" – отдают оскоминой и осознанием: а авторская ли это песня, если нет взаимопонимания?.. Эти вопросы я задавала себе множество раз и находила ответы, которые кроются в том, что происходит в отношении жанра и за пределами Казахстана: раздвоился Грушинский фестиваль, Всемирный слёт... В 2006 году "Остров песни" провёл замечательный во всех отношениях Слёт авторской песни имени Насера Кульсариева. Насер в своё время пытался уходить от скандалов, интриг и унёс навсегда неприятие к происходящему в своём больном сердце. Только анализ происходящего и сама жизнь дают колоссальный опыт. "Остров песни" продолжает работу над систематизированием материалов по авторской песне в Казахстане. И каждая новая встреча на "Острове" – яркое подтверждение тому, что жизнь остаётся интересной, пока она не замкнута на маленьком круге людей, пока она способна дарить творческое самовыражение и в этом движении развиваться. (Продолжение следует)
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |