В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

16.08.2008
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)

Персоналии:
  - Адаменко Николай Игоревич
  - Барановский Михаил Рафаилович
  - Быстров Владимир Николаевич
  - Васильев Владимир Дмитриевич
  - Ворожейкин Антон Сергеевич
  - Гарин Юрий Андреевич ("юрга")
  - Губерман Игорь Миронович
  - Забашта Виктор Григорьевич
  - Захарченко Любовь Ивановна
  - Каплан Сергей Делеорович
  - Келов Довлет Довлетович
  - Козловский Андрей Владимирович
  - Король Александр Яковлевич ("Король")
  - Макаренков Александр Олегович
  - Перелыгин Игорь Николаевич
  - Пышненко Сергей Владимирович
  - Розанов (Большедворский) Владимир Алексеевич ("Филомен")
  - Тальковский Альфред Михайлович
  - Цывкин Владимир Романович
  - Цывкина (Берлова) Светлана Ивановна
  - Шаов Тимур Султанович
  - Шестеряков Александр Евгеньевич ("Фенич")
  - Шмидт Александр Михайлович
Авторы: 
Байрак Виктор

Источник:
конференция FIDO
 

Подумаем о наших фестивалях

По обе стороны морали

Добра и зла жрецы и жрицы

Так безобразно много срали,

Что стёрли начисто границы.

 

И. Губерман

 

Я пишу эту статью для тех, кто в КСП не один год и для кого авторская песня стала частичкой жизни. Если вы не считаете себя таковым, не стоит тратить своего времени. Собственно, давно уже просились на бумагу мысли о нынешних фестивалях и слётах, но сейчас, после очередной поездки, охватившей сразу четыре совершенно разных по концепции мероприятия, стало просто невозможным не высказаться. Дело в том, что эти действа на основе авторской песни стали так сильно отличаться друг от друга и давать настолько разный результат, что сам собой поднимается вопрос: "А одно ли мы дело делаем, господа, товарищи, ребята?" В бытность Советской власти мы имели совершенно очевидную баррикаду и точно знали, кто с какой стороны. Теперь её нет, разобрали на сувениры воспоминаний. И что же мы имеем? А имеем совершенно иную экологическую среду, где надо по иному и плавать и дышать. Но давайте вместе со мной побываем на этих четырех фестивалях и подумаем вместе. Итак, поехали.

 

Днепропетровск. Юбилей клуба, ему двадцать лет. Скромный — по финансам — фестиваль, тем не менее, оставил хорошее впечатление. Небольшой пансионат на берегу Днепра. Несколько даже условный конкурсный концерт с хорошей долей импровизации. Так, например, было решено не разбивать выступление участников конкурса и гостей с жюри на отдельные концерты, а совместить их, чтобы подчеркнуть равенство на сцене. А когда во время концерта подъехала машина с тяжело больной Наташей Баевой, организатором многих Днепропетровских фестивалей, по предложению Коли Адаменко переместили "сцену" прямо к машине. Получилось хорошо. Жили все вместе, "Чайхану" провели сами для себя. Она вышла смешной и не вульгарной. Были и открытия. Так, появление на фестивале замечательного донецкого поэта-ироника Владимира Авцена было просто очаровательным сюрпризом. Финальный концерт — полное взаимопонимание с небольшим, но уютным залом ТЮЗа. Разъехались, как говорится, с чувством глубокого удовлетворения. Из всего абзаца прошу обратить внимание на слово "небольшой". Оно тут появляется дважды.

 

Через неделю мы в Черкассах. Лесной слет, четвёртый по счёту. "Пристрелянный" пансионат с разного объёма домиками, оформленная и озвученная сцена, более пятисот участников, неплохая поддержка спонсоров и местных властей, ларьки вокруг сцены, охрана, регистрация каждого прибывшего и т.д. Атмосфера отличается от днепропетровской. Чувствуется некоторое напряжение организаторов, вызванное ответственностью за мероприятие. Творческие мастерские идут с долей непонимания между участниками и жюри (синдром молодых, оторванных от большого движения, клубов). Дело не гиблое, но ситуация требует внимания и сосредоточенности, особенно к вечернему концерту, когда над поляной повеяло, да простят меня украинские националисты, "русским духом". Но жюри и организаторы уже не первый год вместе и с ситуацией знакомы. Более того. И команда Тани Гайдар (надо же, какая фамилия) и жюри: Король, Барановский, Ворожейкин, Келов, Байрак работают как две руки одного организма. Концерт начался выступлением жюри. Схожу со сцены и ... узнаю о смерти Наташи Баевой в Днепропетровске. Минута молчания. Hе очень КСПешная публика видит наше неподдельное единство. Конкурс обретает серьёзность. Тем не менее, невидимое противостояние "стариков" и "новичков" имеет место. В фаворе местные любимцы попсового направления. Обязательно находится некто Лёха, которому орут: "Лёха, давай!!!" Ситуация зависает. После концерта поднимается вопрос о целесообразности проведения "Чайханы". Принимаем решение — проводить. Более того — "на всю катушку". И вот тут-то произошёл перелом. Сначала черкасский клуб, по совместительству работающий как команда КВH, разрядился цельным юмористическим спектаклем, затем тут же написанная и хором исполненная пародия жюри на "музыку" вышеуказанного Лёхи с рефреном "Лёха, давай!" делает зал своим. Ну а дальше каждый из нас выдал лучшее, что мог и опыт сделал своё. Приятно было видеть, как сам Лёха упросил жюри подарить ему оригинал пародии с нашими автографами. Победа, но,

извините за термин, нокаутом.

 

Ещё неделя — и Курск. "Соловьиная трель". Массовость, размах, спонсоры, власти... Банкет во славу дружбы между бардами и вышеуказанными, транспорт, гонорары, на каждых пятьдесят человек по милиционеру, радиосвязь, бесконечные ларьки, профессиональные ведущие с нескончаемыми "Слава! Слава!", более десяти тысяч народу. Два года назад за интервью независимому телевидению я попал в немилость курских властей (генерал Руцкой в представлении не нуждается) за простые слова о том, что происходит на поляне. В этом году ситуация усугубилась. Дело дошло до зверского убийства. Из вторых рук я узнал о двух изнасилованиях и двух утонувших (повторяю, из вторых рук). Жюри и гости фестиваля традиционно жили на огороженной охраняемой территории, что позволило создать микромир КСП среди совсем иного мероприятия с совсем иной ментальностью. В минуты соприкосновения этих двух миров происходило всё что угодно, только не праздник авторской песни. Мы "отрабатывали" свою повинность и быстренько удалялись из той агрессивной среды в своё "гетто", ибо силы были не равны по определению. Нельзя назвать и жюри единым организмом. Как-то сам по себе Альфред Тальковский. Слегка отдельно ото всех держатся Васильев, Козловский, Байрак с Колесниченко, и Шаов с неизменным менеджером Розановым. Ближе к кострам "Свояси", "тусуется" со всегдашней готовностью всех расцеловать Каплан. Неизменно первые в очереди попеть спонсорам Забашта и Захарченко (московская школа), а над всем над этим полноправным хозяином положения председатель жюри Юрий Гарин. Только ради Бога не надо думать, что все то, что происходило на поляне, было целью организаторов. Сашу Шестерякова точно так же воротило от большинства "слушателей". Да и городской концерт был абсолютно другим. Достаточно сказать, что на мою фразу: "Ну, вот, другое дело, нормальные человеческие лица..." городской зал отреагировал аплодисментами согласия. Но ведь была же и поляна, на которой было очевидно, кто "заказывает музыку". Был ещё один нокаут, но уже нам. Может быть я преувеличенно чувствителен, но было ощущение соучастия в убийстве. Ведь если бы мы не приехали и не пели — ничего бы не произошло.

 

Следующая неделя — Великие Луки. Фестиваль вписан в праздник воздухоплавания и наградой лучшим предполагался полёт на воздушном шаре, который не состоялся из-за плохой погоды. Ситуация в городе непростая. Губернатор Псковской области содействует, городской отдел культуры суёт палки в колёса. Достаточно того, что из перечисленных на отдел культуры для фестиваля денег тамошняя "глава" запросила за перечисление половину суммы (бандиты в этих случаях вымогают 10-15%). Пришлось ребятам в последний день ночью ехать через всю область. Володя Быстров — крепкий орешек. О такого и зубы обломать недолго. Более чем условный конкурсный концерт с такими же призами. Минимум зрителей. Каждого очень интересно слушать. После концерта "разбор полётов", то есть творческая мастерская. Тут бы я обратил внимание организаторов фестивалей на одну деталь: весьма целесообразно проводить мастерские после общего прослушивания, а не персонально после каждого участника. Дело в том, что если ведущим творческих мастерских делать записи, а затем, обобщив результат, делать разбор каждого, исходя из общей картины, получается и динамичней и убедительней. У отдельных конкурсантов не возникает обидной иллюзии персональной неприязни. Действенней подчеркнуть достоинства и недостатки конкурсанта в сравнении, а не персонально. Присутствуют на этом разборе только те, кого этот разбор действительно интересует. И уж совсем очевидными становятся критерии отбора, что интересует всех. Так и конкурсантам полезней и жюри не подхалтурить. Тут я опять возвращаюсь к теме команды. Великолукский фестиваль лично для меня пример идеальной коллективной работы. Удивительно ровный по психологической совместимости состав: Козловский (Вологда), Васильев (Харьков), Макаренков (Смоленск), Шмидт, Пышненко, Перелыгин (все из Витебска), Фахртдинов (Электросталь), Hикитина, Коробкин (оба из Великих Лук) и, конечно же, Цывкины (Сергиев Посад), Байрак (Одесса). А ведь особенностью этого фестиваля была почти недельная концертная деятельность в небольших городах Псковской области, для которых такие концерты были первым очным знакомством с жанром авторской песни. Вместе жили, питались, разъезжали, выступали. И не было ни первых, ни последних. Все друг друга поддерживали, все друг другу доверяли, все с удовольствием пели каждый сам по себе и вместе. Очень подружились и разъехались с огромным желанием вновь собраться через год "на том же месте в тот же час".

 

Вот и самое время сделать выводы. Мне видится вот какая штука. Баррикада, о которой я упомянул выше, осталась. Только названия сторон поменялись. Достаточно дать точные определения и всё становится ясным. Дело в том, что ничего нового не происходит. С одной стороны — духовность, развитие, созидание, истинное творчество, откровение, эксперимент, одним словом, культура. С другой стороны — политика, деньги, честолюбие, борьба за место под солнцем, все эти небезобидные взрослые игры из разряда "человек человека". Испокон веков между этим мирами проходила граница, которую люди двигали и двигают туда-сюда, опираясь на собственные моральные устои. А она, эта граница, под этим вековым слоем незыблема. И как её ни демаркируй, стоит, как вкопанная. И дело тут совсем не в авторской песне. Точно такие процессы происходят и в других сферах. Пришла пора прояснения ситуации, а с ней и пора выбора. Пришла пора понять, что не всё, что делается под знаменем КСП, свято, и что мы подвластны всем человеческим порокам. Пора понять, что прошло время перестать делить людей на любителей АП и прочих. А вместе с этим понять, что "сам собою камень не бывает ни добром, ни злом" и что, делая фестиваль дорогой нам авторской песни, надо понимать, в чью игру ты играешь и по каким правилам. А ещё, как мне кажется, пришла пора научиться отказываться от всего лишнего и вспомнить о достоинстве и чести, которыми мы всегда так гордились.

 

Я не ставил перед собой цели публично выразить претензии или похвальбы указанным в статье людям, я просто не хотел смягчать углы. И ещё. Моё мнение — это только моё мнение, а не истина в последней инстанции. Очень надеюсь на дискуссию.

 

Следующая статья — после Грушинского.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024